Саргсян сорвал все маски: без прямого приказа из Кремля он не собирается уступать Карабах

Саргсян сорвал все маски: без прямого приказа из Кремля он не собирается уступать Карабах
19 ноября 2016
# 19:20

На этой неделе президент России Владимир Путин подписал распоряжение, которым одобрил соглашение с Арменией об объединенной группировке сил двух стран. Но неделя также запомнится интервью Сержа Саргсяна известному российскому журналисту Дмитрию Киселёву, точнее тем бредом, который он нёс.

Разобраться в этом бреде мы попытались с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Интервью Дмитрия Киселева с Сержем Саргсяном началось с вопроса о создании Объединенной группировки войск (сил) Армении и России. В ответ на него Серж Саргсян сказал, нечто подобное уже существовало с начала 1990-х годов. Зачем тогда потребовалось создание какой-то новой структуры.

- Это заявление армянского президента, впрочем, как и все интервью насквозь пропитано лукавством. В рамках ОДКБ речь шла о исключительно стратегическом и информационном взаимодействии стран-участниц, велась деятельность по созданию коллективных сил быстрого реагирования, была создана единая система управления сил ПВО, но при этом части вооруженных сил каждой страны-участницы оставались под собственным – национальным – командованием.

Да, армянский армейский спецназ входит в состав коллективных сил быстрого реагирования, может быть задействован за пределами Армении, но как самостоятельное воинское формирование под своим собственным командованием, которое выполняет самостоятельные боевые задачи. Создание объединенной группировки вовсе переподчинит армянские части российскому командованию, о чем я уже говорил вашим читателям (http://vesti.az/news/312721). Тем самым Армения теряет часть своего военно-политического и военно-технического суверенитета, окончательно превращаясь в сателлита России.

В этом смысле примечательно заявление Сержа Саргсяна о неуместности создания на территории Армении еще одной российской военной базы. Действительно, зачем тратить силы и средства, когда после создания объединенной группировки российские военные возьмут под свое управление всю военную инфраструктуру Армении, без которой полевые войска, в случае их нелояльности, будут дезорганизованы, лишены связи и материально-технической поддержки, а если решать самостоятельно действовать, то их тактика будет на уровне Второй Мировой войны. По сути, армянскими войсковыми частями будут управлять российские офицеры и генералы, и в этом состоит главная «военная тайна», которую отказался раскрыть Серж Саргсян во время ответов на вопросы Дмитрия Киселева.

- В интервью Серж Саргсян пространно критиковал Азербайджан за неуступчивость его позиции в деле нагорно-карабахского урегулирования, обвиняя президента Ильхама Алиева в срыве переговоров. Как вы оцениваете эти его слова?

- Как слова. Ответственный политик не может вести себя как нашкодивший школьник, который сваливает на одноклассника всю вину за драку, зачинщиком которой он сам являлся. Будто не Армения, а Азербайджан развязал агрессивную Карабахскую войну 1988-1994 гг., и Азербайджан, а не Армения оккупировала почти пятую часть соседней страны. Если отбросить в сторону всю словесную шелуху, то в сухом остатке он заявил буквально следующее: мы готовы согласиться на любые условия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, кроме освобождения оккупированных территорий Азербайджана. Иными словами, мы готовы бесконечно долго урегулировать конфликт без его окончательного разрешения не в нашу пользу. А Россия нам в это помогает, поставляя новейшие наступательные вооружения типа ОТРК «Искандер», которые Еревану нужны, как заявил Серж Саргсян, «для сдерживания Азербайджана».

Я не знаю, как на эти его слова будет реагировать Кремль, но, оказывается, Еревану новейшие российские вооружения нужны не для поддержания баланса сил, как об этом говорил Дмитрий Киселев, а для сохранения режима оккупации захваченных азербайджанских земель.

Своим интервью Серж Саргсян сорвал все маски, открыто и публично всем, дав понять, что Москва поддерживает Ереван в его агрессии против Азербайджана, поэтому без прямого приказа из Кремля он не собирает уступать ни одной пяди оккупированной земли. По сути, Серж Саргсян поставил в крайне двусмысленное положение Владимира Путина, которому еще предстоит объясняться по поводу этих слов с Баку.

Как реагировать на эти заявления армянского президента, – это внутреннее дело Азербайджана, и не мне ив него вмешиваться, но это интервью, обнародованное официальным российским информационным агентством, является серьезным вызовом, брошенным в лицо официальному Баку, который только усугубит напряженность ситуации на всем Южном Кавказе.

- В ходе диалога Сержа Саргсяна и Дмитрия Киселева был поднять вопрос о создании «горячей линии» между президентами двух стран для оперативного прекращения огня на линии соприкосновения войск в Нагорном Карабахе. Каково ваше мнение на этот счет?

- Этот фрагмент был самым комедийным во всем интервью. Всем хорошо известно, что Армения оккупировала помимо Нагорного Карабаха еще и исконно азербайджанские территории, в отношении которых есть четыре резолюции Совета Безопасности ООН, признающие факт оккупации и требующие от армянской стороны освобождения захваченных территорий. Но речь умышленно идет только землях бывшего армянского анклава в составе Азербайджана, будто семи оккупированных районов Азербайджана вовсе нет. Естественно, Дмитрий Киселев знает об этом, но ведет себя так, подыгрывая Сержу Саргсяну, будто ничего, такого как одного из ключевых аспектов этого конфликта нет, и никогда не существовало. В результате получилась заранее до жеста и реплики срежиссированная и отрепетированная сцена, главная цель которой – показать для внутренней аудитории России миролюбие Армении и агрессивность Азербайджана. Не более того.

Этот диалог был бы абсурдным, если бы не был циничным. Сейчас на оккупированных территориях ситуация в географическом контексте приблизительно такова, какой она была во время Великой Отечественной войны на момент Сталинградской битвы. Если экстраполировать ситуацию этого интервью на события того времени, то это означало бы, что между Гитлером и Сталиным была бы установлена «горячая» телефонная линия, и Гитлер звонил бы в разгар боев в Москву и говорил бы Сталину (с сильным армянским акцентом): «Послушай, дорогой, там твои в Сталинграде моих солдат убивают, хватит, да…».

Мне в голову пришла оригинальная мысль: всякому человеку интересно оказаться в какой-то заранее заданной ситуацию и смоделировать свое поведение в ней. Как я бы повел себя на месте президента Ильхама Алиева, если бы в моем рабочем кабинете вдруг раздался такой телефонный звонок. Конечно, я никогда не буду президентом Азербайджана, но как бы я повел себя в этом случае? Я бы ответил на него так: «Окей, спасибо. Я обязательно прослежу, чтобы самые меткие из моих солдат были обязательно награждены».

- Как вы оцениваете заявления Сержа Саргсяна о готовности Армении открыть границы с Турцией и объявленные им для этого условия?

- Позиция армянского президента и в этом вопросе меня удивляет, равно как и в других. Всем в мире хорошо известно, что армяно-турецкую границу охраняют российские пограничники, и сделано это для того, чтобы граждане Армении не бежали в Турцию в поисках лучшей для себя доли. Поэтому не Еревану, а именно Москве решать, будет ли открыта граница между Арменией или Турцией или нет. Сегодня в Турции в качестве гастарбайтеров работает около четверти миллиона граждан Армении, многие из которых – с нарушением правил миграционного законодательства, но турецкие власти закрывают на это глаза, чтобы не обострять ситуацию с Россией.

Об этом открыто и вполне откровенно пишет турецкая пресса, но ее сообщения для российского и армянского обывателя недоступны по причине языкового барьера. Так что граница между Арменией и Турцией для простых жителей этой страны – в обход российских пограничников через третьи страны – уже давно открыта, а Серж Саргсян в очередной раз занимается пропагандой в российском информационном пространстве, стремясь хоть как-то поддержать падающую популярность своей страны в глазах читающей публики России и ее политической элиты.

Что касается так называемых «условия» открытия Арменией своей границы в Турцией – это опять чистейшей воды политический блеф и пропаганда. Я не стану перечислять их здесь еще раз по причине неуместности данного действия, но характеризуя их, скажу, что они – ни что иное ранее не раз высказывавшиеся армянскими националистами претензии к турецкому государству и народу, на этот раз изложенные в завуалированной форме.

Если Турция согласится на одно из них, далее последуют требования выплаты компенсации за пресловутый «геноцид армян» потомкам пострадавших, а по сути – всем армянам мира, которые автоматически перейдут на содержание турецкого народа, что само по себе является нонсенсом, а также территориальные претензии с духе условий так и не вступившего в законную силу Лозаннского мирного договора 1920года, согласно которому Армении должны были быть переданы шесть северо-восточных областей Турции.

Задавая этот вопрос Сержу Саргсяну, а его текст, естественно, был предварительно согласован с президентом Армении, Дмитрий Киселев умышленно создал ситуацию, по результатам которой у российского читателя и зрителя должна создаться картина о миролюбивой Армении и двуличной Турции, не желающей нести ответственности за события в Османской империи и поэтому отвергающей «руку дружбы» Армении. Понятно, что этот эпизод или сцена изначально была рассчитана только на наивного и простодушного российского обывателя.

Вот если бы Серж Саргсян заявил о подписании указа о сносе мемориала Цицернакаберд и об отказе Армении от единоличного признания среди всех стран мира Лозаннского мирного договора 1920 года, то этот шаг действительно бы открыл границы между Арменией и Турцией. Но пока ее охраняют российские пограничники, а поэтому «граница на замке», и в первую очередь – для самой Армении.

- Граждане России теперь имеют право въезжать в Армению по внутренним паспортам. В интервью это представлено как благо для россиян. А как дело обстоит в реальности?

- Понятно, что Армения стремится самыми разными способами привлечь иностранные деньги, в том числе и за счет притока неприхотливых в сервисе российских туристов. Действительно, сегодня в Армении с российскими деньгами себя можно чувствовать миллионером. Однако во всем этом есть маленькое «но»: среднестатистический турист из России, отдыхая за рубежом, привык к комфорту, минимум, «четыре звезды». Ничего такого в Армении нет, как нет этого, скажем, в Крыму. Крым по причине ущербности инфраструктуры сервиса, а Сочи по причине дороговизны не являются привлекательными для российских туристов, так как не выдерживают конкуренцию с Турцией, Тунисом и Египтом.

Возможно, что будущим летом какое-то количество людей из России поедет в Армению, прельстившись на посулы рекламы, но второй волны туристического потока туда явно не будет, потом в Армению станут ездить только любители коньяка и женщин. Конечно, в Ереване можно будет открыть казино международного уровня, но кто будет обеспечивать безопасность игроков, когда по улицам Еревана в открытую разгуливают боевики с автоматами, как это было в июле этого когда во время мятежа группировки «Сасна црер»?

Сегодня авиабилет из России в Ереван стоит 8-10 тысяч рублей, тогда как из Калининграда в Копенгаген – всего тысячу, из Москвы в Ларнаку на Кипре – около трех. Сегодня слетать в Европу дешевле, чем в Закавказье, а ехать трое суток в Ереван автобусом, чтобы потом отдыхать от этой поездки, никто не станет.

Для того, чтобы Армения стала привлекательна для российских туристов, необходимо в корне пересмотреть всю структуру национальной экономики, но сегодня Армения вместе с Россией, по данным Transparency International, – в пятерке самых коррумпированных стран в Европе и на постсоветском пространстве, поэтому надеяться на серьезные инфраструктурные преобразования в этой стране в течение ближайшего полугода вряд ли приходится.

Ожидать наплыв российских туристов в Армении – глупая идея, турист – не телезритель, он платит свои деньги за комфорт и безучастность к внешнему миру и хочет за свои деньги получить соответствующего уровня и качество услуги. В половине Армении нет водопровода и центрального отопления, о какой цивилизации и комфорте тут приходится говорить? Конечно, есть любители экстремального туризма, кому в Армении будет вольготно, то таких в России – считанные проценты.

Так что я не верю во всю эту авантюру с российским туризмом в Армении.

-  Как вы в целом относитесь к этому интервью?

- По моему мнению, это интервью – шутовской балаган от начала и до конца, имеющий только одну цель – еще раз показать российскому обывателю привлекательность Армении в качестве единственного союзника России на Кавказе. Лояльность российского общества к политике Кремля в этом вопросе очень важна, поскольку только там возможно объяснить простым налогоплательщикам, почему и без того не очень богатая Россия обязана кормить нищую и депрессивную Армению с ее экспансионистскими амбициями. Азербайджан – плохой, Турция – враг, странно, почему в адрес Грузии еще не был брошен камень. А в целом – абсолютно советская, я бы сказал даже «совковая» модель пропаганды: кругом враги, и мы должны сплотиться, а зачем – так и не ясно.

Беседовал

# 62416
avatar

Исмаил Алиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#