«Красная весна»: «На Южном Кавказе готовится большая война?»

Кавказские горы, Грузия

Кавказские горы, Грузия

30 октября 2021
# 13:00

Противоречия между Ираном с одной стороны и Азербайджаном и Турцией с другой накапливались долго. На этом фоне, казалось бы, незначительный инцидент с иранскими грузовиками на трассе Капан — Горис стал спусковым крючком к серьезному обострению ситуации в регионе. В то же время причины, по которым Иран принял решение вступить в конфронтацию с официальным Баку, отнюдь не так просты и однозначны, и не сводятся к частному случаю захвата дальнобойщиков.

Об этом, как передает Vesti.Az, пишет российское издание «Красная весна».

Как известно, по итогам войны в Карабахе значительно усилилось влияние Турции, что не могло не обеспокоить Иран. Кроме того, проект Зангезурского коридора, который Турция и Азербайджан стали активно продавливать после войны, бьет по жизненно важным интересам Тегерана, поскольку данный проект напрямую конкурирует с иранским транспортным коридором в Европу через Армению и Грузию. Также Иран обеспокоен крепнущими связями Азербайджана с Израилем, которые открыто проявились во время 44-дневной войны в Карабахе.

На всё это наложились и внутриполитические изменения в Иране, где сменился президент. Эксперты отмечают, что бо́льшая активность Тегерана в противостоянии связана, в числе прочего, с позицией нового главы государства Ибрахима Раиси.

Сразу же после окончания войны в Карабахе Азербайджан и Турция стали регулярно проводить совместные маневры. Только в течение сентября 2021 года Анкара и Баку провели минимум четыре совместных учения.

Так, с 1 по 16 сентября в турецкой Конье проходили учения «Сокол ТурАз —2021» азербайджанских и турецких ВВС. С 6 сентября турецкие и азербайджанские военные проводили учения в Лачинском районе, который перешел под контроль Азербайджана по итогам 44-дневной войны в Карабахе.

С 12 по 20 сентября в Баку были проведены международные учения «Три брата — 2021» с участием спецназа не только Азербайджана и Турции, но и Пакистана. Учения состояли также из морской части, которая проводилась в акватории Каспийского моря, хотя ни Турция, ни Пакистан не являются прикаспийскими государствами.

Отметим, что в связи с этими морскими учениями между двумя странами развернулся острый дипломатический конфликт. Иран выдвинул претензию к Азербайджану, заявив, что учения нарушают конвенцию «О правовом статусе Каспийского моря» от 12 августа 2018 года, которую подписали лидеры всех пяти стран Каспийского бассейна (России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана).

В этом документе действительно зафиксирован пункт о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав. И к концу 2019 года конвенцию ратифицировали парламенты четырех стран: Туркменистана, Азербайджана, Казахстана и России. Однако как раз Иран эту конвенцию до сих пор не ратифицировал, о чем азербайджанские СМИ не преминули напомнить. Всё названное, возможно, в обычное время не вызвало бы острых реакций, но после карабахской войны Иран сильно обеспокоен тем, что прямо на его границе меняется геополитическая конфигурация и стремительно усиливаются позиции Турции.

Поэтому была неизбежна острая реакция Ирана на то, что 15 сентября азербайджанские полицейские задержали двух иранских водителей на межгосударственной трассе в Армении на контролируемом Азербайджаном участке дороги между городами Горис и Капан. Водителей обвинили в незаконном транзите грузов в Нагорный Карабах. Требования Ирана о незамедлительном освобождении дальнобойщиков Азербайджан проигнорировал, после чего Тегеран начал крупные военные учения в северных районах страны, граничащих с Азербайджаном.

Масштаб учений был немалый, и это произвело впечатление на Баку. 27 сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «За 30 лет нашей независимости таких событий не было». Он задался вопросом, почему «именно сейчас, и почему на нашей границе Иран проводит учения?», отметив, что, когда приграничная территория контролировалась армянами, таких учений не проводилось.

1 октября Иран начал еще одни крупные учения в регионе под названием «Покорители Хайбара». В маневрах были задействованы гаубицы, беспилотники, вертолеты, системы залпового огня, ПВО и бронетехника. Иранские эксперты отметили, что в прошлый раз подобные учения проводились в 2020 году, во время второй карабахской войны. В качестве цели маневров Иран обозначил поддержку своего суверенитета и недвусмысленно заявил, что «не потерпит присутствия сионистского режима» вблизи своих границ. Символично, что само название учений адресует к битве VII века, когда отряд мусульман во главе с пророком Мухаммадом напал на жителей оазиса Хайбар, населенного евреями, которые в итоге были оттуда изгнаны. То есть мы видим, что конфликт в существенной степени определяется тем, что в единой связке с Азербайджаном выступает Израиль — с которым Иран давно противоборствует в регионе (да и не только).

Дипломатическая война вместе с бряцанием оружием неизбежно отражается в информационном пространстве. На фоне обвинений со стороны Ирана в усилении влияния Израиля в Азербайджане, президент Ильхам Алиев сфотографировался с израильским дроном-камикадзе Harop.

А посол Израиля в Азербайджане Джордж Дик обвинил Иран в нетолерантности: «В то время как Иран угнетает свои религиозные и этнические меньшинства и преследует евреев в других странах, мы — Израиль, Соединенные Штаты и Азербайджан — инвестируем в наше разнообразие и толерантность».

Зангезурский коридор

Ситуация вокруг Зангезурского коридора настолько обострилась, что ряд профильных армянских Telegram-каналов даже предположил, что визит главы МИД Ирана в Москву связан с тем, что официальный Тегеран прорабатывает план разместить свои войска на территории Сюникской области Армении, чтобы, если власть в Ереване дрогнет и начнет сдачу коридора, воспрепятствовать этому силой оружия.

За последнюю неделю ситуация в регионе стала еще сложнее, а стороны конфликта продолжили поднимать ставки. В конфликт начали втягиваться страны, к Закавказью уже никак не относящиеся, но имеющие в регионе свои интересы, такие как Индия и Пакистан.

Как же реагирует на сложившуюся непростую ситуацию Россия, которая хотела разблокировки транспортных путей и мира в регионе? Ведь явным образом там сформировались два противостоящих блока: Азербайджан, Турция, Пакистан, Израиль с одной стороны, и Иран с Индией — с другой. Причем оба блока демонстрируют воинственный настрой и готовность защищать свои интересы.

Если некоторым внешним игрокам выгодно устроить большую войну и хаос рядом с Ираном и Россией (и под боком у Китая), то нашей стране это явно не выгодно.

Лучшим вариантом выхода из сложившейся ситуации был бы переговорный формат, в который вошли бы все заинтересованные стороны, однако пока предложенные схемы (например, «3+3») явно пробуксовывают.

Сложилась отчасти парадоксальная ситуация. С одной стороны, и Россия, и Иран делают основную ставку на Армению. Россия как на своего главного союзника в регионе, на территории которого находится российская военная база, а Иран как на главного проводника своего транспортного транзитного проекта в Европу.

С другой стороны, в самой Армении раскачиваются антироссийские настроения. Так, сразу после выступления Пашиняна на саммите глав стран СНГ 15 октября радикальное националистическое движение «Национально-демократический полюс» (бывшее террористическое движение «Сасна Црер», представители которого были выпущены из тюрем после прихода к власти Пашиняна) провело в Ереване антироссийское шествие. Участники акции выкрикивали оскорбительные нецензурные лозунги в адрес российского президента.

Стоит напомнить, что нынешние власти Армении до бархатной революции 2018 года, когда еще находились в оппозиции, выступали с аналогичными заявлениями — требовали разрыва союзнических отношений с Россией и выхода Армении из ОДКБ. После прихода к власти Пашинян постепенно отказался от антироссийских лозунгов, но, по всей видимости, не изменил своих взглядов, которые теперь озвучивают пестуемые им радикалы.

Что касается отношений с Тегераном, то если бы Армения действовала в своих национальных интересах, Иран был бы для нее естественным союзником. Но сейчас власти Армении по факту «подставляют» Иран, действуя против собственных интересов. В итоге позиция Ирана оказывается более проармянской, чем действия властей самой Армении, которые проводят бессубъектную и соглашательскую политику по отношению к Турции и Азербайджану.

Кроме того, никуда не делось влияние на Армению Турции, Великобритании и США, причем две последние страны открыто выступают против Ирана и России. Пока в этой всё более обостряющейся ситуации Москва не делает реальных политических шагов, между тем, как нам кажется, это не терпит отлагательств.

# 13881
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#