«Встречи Пашиняна и Эрдогана в ближайшее время ожидать не стоит» - ЭКСКЛЮЗИВ

Никол Пашинян, премьер Армении

Никол Пашинян, премьер Армении

24 сентября 2021
# 20:00

Если у Пашиняна нет настроя на полное закрытие реваншистско-сепаратистского проекта, то его приглашение Эрдогана встретиться являются не более чем словами, заявил Vesti.az заместитель генерального директора федерального информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа» Андрей Петров.

«Судя по заявлению Мане Геворкян (пресс-секретарь премьер-министра Армении – ред.), что встречам на высшем уровне должны предшествовать рабочие дискуссии в контактных группах, встречи Пашиняна и Эрдогана в ближайшее время ожидать не стоит – если только стороны не захотят совершить некий яркий политический ход. Пашинян не пойдет на такую встречу, если не будет уверен в том, что сможет извлечь из нее максимум политической выгоды для себя», – заявил А.Петров.

По его словам, сами слова, что он готов встретиться с президентом Турции, ни к чему не обязывают.

«Премьер Армении демонстрирует настроенность на конструктивные отношения с соседями, преподносит это как свой шаг к компромиссу, а дальше призывает Анкару сделать ответный шаг. На примере армяно-азербайджанских послевоенных отношений прекрасно видно, как действует Пашинян когда говорит о готовности к встречам и конструктиву: предлагает встретиться, затем перечисляет список своих требований к Баку, принципиально неприемлемых и неисполнимых, а когда из Баку отвечают, что эти требования неприемлемы и неисполнимы, заключает, что Азербайджан на контакт не идет», – пояснил эксперт.

Он указал, что основным моментом улучшения армяно-турецких отношений является то, что Анкара не пойдет на это без улучшения армяно-азербайджанских отношений, прежде всего без признания Ереваном территориальной целостности Азербайджана и открытия Зангезурского коридора. Эксперт считает, что Эрдоган не станет идти на какие-либо шаги, которые подорвут усилия Баку по реализации трехстороннего Заявления.

«Соответственно, Армения не может рассчитывать, что сможет что-то изменить в контактах с Турцией, например, открыть границу, не нормализуя контакты с Азербайджаном. Если у Пашиняна нет настроя на полное закрытие реваншистско-сепаратистского проекта, то его слова в адрес Эрдогана являются не более чем словами», – добавил политолог.

Говоря о Грузии, как о возможном посреднике между Турцией и Арменией, А.Петров отметил, что по завершении Карабахской войны республика заметно потеряла в геоэкономическом влиянии на регион, и теперь старается как-то восстановиться, сделав фокус на дипломатическую активность.

«Грузия является единственной страной Южной Кавказа, которой невыгодно открытие армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границ, поскольку из-за этого она теряет позицию единственной транзитной страны на маршруте от Каспийского моря до Средиземного моря. Армения, если та начнет вести себя конструктивно, станет конкурентом Грузии в движении грузов и людей из Азербайджана в Турцию; кроме того, Грузия потеряет грузо- и пассажиро-потоки между Турцией и Арменией. При этом она не может портить отношения с соседями – у нее нет инструментов давления на них, а у них есть – речь о тех же трубопроводах, доходы с которых получает Тбилиси, следовательно, ее выход – попытаться найти какую-то новую роль на Южном Кавказе», – сказал эксперт.

По его мнению, если раньше в политико-дипломатическом плане Грузия вела себя в регионе весьма пассивно, предпочитая заниматься собой, то теперь сами обстоятельства вынуждают ее перейти в активный режим.

«И самое простое и логичное – заняться налаживанием отношений между ее соседями, с которыми у Тбилиси прекрасные связи не в последнюю очередь из-за прежней нейтральности», – подчеркнул политолог.

Говоря о позиции России в отношении возможной нормализации армяно-турецких отношений при посредничестве Грузии, он указал, что для Москвы желание Тбилиси стать медиатором между Арменией и Турцией вызывает скорее настороженность.

«Грузия находится под сильным влиянием Запада и вполне может выступить как агент западного влияния в регионе. Следовательно, ее активное участие в каких бы то ни было позитивных проектах, где не участвует Россия, для Москвы нежелательно. Возможное улучшение отношений между Арменией и Турцией Россия может только приветствовать, поскольку это ведет к снижению напряженности на Южном Кавказе, открытию коммуникаций и стабилизации мира – всем тем целям, достижения которых добивается Москва в настоящая время как главный посредник в послевоенном армяно-азербайджанском урегулировании. Однако этот процесс должен вестись без какого-либо внерегионального элемента, и инициативность Тбилиси может его осложнить и замедлить, что и хотелось бы грузинским властям, не заинтересованным в открытии армяно-турецкой границы», – резюмировал А.Петров.

# 9069
avatar

Джафар Агададашев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#