Наступление сирийской оппозиции: враги Асада берут Алеппо - АНАЛИТИКА
Внезапный удар противников режима застал врасплох силы, лояльные президенту Сирии Башару Асаду, на севере страны. О том, насколько серьезна сложившаяся ситуация, свидетельствует внезапный визит Асада в Москву для встречи с президентом России Владимиром Путиным.
Похоже, что на фоне возможного окончания Третьей ливано-израильской войны начался новый этап гражданской войны в Сирии. И это — далеко не случайность.
Судя по поступающей из страны информации, боевики накапливались в районах будущей атаки на протяжении нескольких недель. Их главной целью был город Алеппо — до начала гражданской войны (в 2011 г.) главный финансовый и промышленный центр Сирии. Когда-то там производили до половины ВВП страны и около половины всех экспортируемых ею товаров. Сегодня город, в котором до гражданской войны жили 3 млн человек, частично разрушен, многие его покинули, став беженцами в Турции. Туда же переведено множество предприятий. Тем не менее, как для антиасадовских сил, так и для режима Башара Асада, Алеппо все еще имеет исключительное значение.
Всего за несколько дней боевики оппозиции смогли захватить 400 кв. км территории Сирии, взять свыше 70 населенных пунктов, включая, похоже, и сам Алеппо (как минимум, они контролируют часть города), и перерезать трассу на Дамаск, которая связывает Алеппо с центром страны, остающимся под контролем Асада. Как у них это получилось? Сыграли роль три фактора.
Во-первых, в последние годы подразделения оппозиции, контролирующие ряд районов на севере и северо-западе страны, проводили серьезные военные реформы. Причем эти силы не едины и разделены на два крупных лагеря (каждый из них также имеет внутри несколько фракций).
Наиболее подготовленные и дисциплинированные соединения находятся под командованием группировки Хаят Тахрир аш-Шам (ХТШ), в прошлом связанной с местным сирийским подразделением Аль-Каиды. Эту группировку многие страны считают международными террористами. Многие эксперты считают, что ХТШ получает финансирование от некоторых стран Персидского залива. В последние годы они проводили реформы, в том числе привлекая за плату офицеров сирийских вооруженных сил, реорганизовали командование, усилили дисциплину. Сегодня они больше похожи на централизованную армию. Усиление ХТШ грозит стране большими проблемами, поскольку эти люди — суннитские фундаменталисты, которые мечтают о религиозном автократическом государстве во главе с их вождем, Абу Мухаммадом аль-Джулани. Не вполне понятно, как в такой стране или регионе смогут жить шииты, алавиты и представители других религиозных меньшинств.
Другая группировка, СНА (Сирийская национальная армия), в значительной мере контролируется и вооружается Турцией. Она состоит из множества отрядов и фракций, однако продемонстрировала неплохой уровень подготовки в ходе сражений в недавнем прошлом. В ХТШ и СНА состоит примерно по 20 тыс. боевиков, но и те и другие обладают дополнительными резервами. Согласно поступающим сообщениям, наступление на Алеппо было организовано обеими группами.
Во-вторых, боеготовность сирийских вооруженных сил, лояльных Асаду, не на высоте, хотя их преимуществом является перевес в тяжелом вооружении. Эти силы не централизованы, в значительной мере находятся на самообеспечении, причем каждая группировка облагает трудящееся население, бизнесы и фермеров поборами, отнимает предприятия и другую собственность. Глубокая коррупция разъедала войска режима, чья боеспособность на протяжении последних лет падала. В итоге значительная часть войск сторонников президента Башара Асада просто бежала. Исламистам достались склады с тяжелым вооружением, транспортные средства, танки и другая бронетехника.
Российский патриотический канал Colonelcassad сообщает: "Сирия находится в процессе потери контроля над Алеппо. Потеряна не только вся сельская местность к западу от Алеппо, но и часть западных кварталов города, которые в 2016 году брали с таким трудом. Сирийские войска по большей части не оказывают сопротивление и просто бегут, бросая технику и боеприпасы. Отмечаются факты подкупа ряда сирийских командиров. Дивизия республиканской гвардии просто развалилась без особо серьезного нажима. Отдельные контратаки и узлы сопротивления не отменяют просто факта развала большого участка фронта, в котором сейчас зияет огромная дыра. Кто в этом виноват — разбор полетов еще предстоит. Российских войск там почти нет (работают только ССО и авиация), как собственно и иранцев с ливанцами не очень много, поэтому удерживать фронт проблематично. Потерю нескольких сотен боевиков ХТШ и СНА могут себе позволить. Захват Алеппо все спишет, тем более что трофеев они уже нормально так набрали, а дешевого мяса еще навербуют."
В-третьих, главную роль сегодня играют возможности военных союзников сирийского режима, прежде всего ливанской «Хезболлы». Ее ослабление в ходе ливано-израильской войны стало, вероятно, важнейшим стимулом для наступления на Алеппо врагов Башара Асада. Возможно, подготовка к наступлению совпала с началом столкновений между «Хезболлой» и Израилем в Ливане. С другой стороны, сможет ли и захочет ли Россия перебросить в Сирию крупные подразделения на фоне сражений в Украине, чтобы защитить своего союзника — Асада?
Израиль нанес «Хезболле» тяжелые потери. Хотя партизаны смогли остановить или замедлить продвижение ЦАХАЛа, шиитские боевики потеряли порядка 4 тыс. человек убитыми и раненными, значительную часть техники и инфраструктуры. Почти все командование «Хезболлы» уничтожено. Между тем, стабильность в районе Алеппо поддерживали до 7 тыс. бойцов группировки. Вывод части сил и удары израильских ВВС по инфраструктуре ослабили ее позиции.
Таким образом, резко ослабив «Хезболлу», Израиль создал условия для наступления ХТШ и СНА на режим Асада и его иранских и проиранских сторонников. Существует ли какая-то договоренность между Израилем и Турцией или между Израилем и вооруженной сирийской оппозицией — мы не знаем, но по факту он подыграл последней.
Современная Сирия разделена на три зоны влияния. Президент Башар Асад, его алавитский семейный клан, лояльные ему военные, его союзники, различные проиранские ополченцы, включая ливанскую «Хезболлу», отдельные подразделения иранского КСИР (Корпус стражей исламской революции), а также небольшое количество российских военных контролируют около 60 процентов территории, включая столицу — Дамаск.
Антиасадовские боевики, как правило суннитские исламисты, наследники повстанцев времен гражданской войны, сохраняют контроль над рядом регионов на севере и северо-западе, в Идлибе, Африне и других местах — всего около 15 процентов территории Сирии. При этом Турция активно поддерживает СНА и разместила на территориях, которые контролирует эта группировка, свои войска.
Наконец, Сирийские демократические силы (СДС), ядром которых являются курдские ополчения, связанные с Курдской рабочей партией (РПК), и связанные с ними боевики ряда местных арабских племен, контролируют часть севера, северо-восток и восток страны, в общей сложности около 25 процентов ее территории. В этих районах размещены американские военные.
Каждая из сторон удерживает свои территории не без помощи иностранных войск. Особенностью режима Башара Асада является то, что силы, на которые он опирается, оказались в данный момент меньше, чем ему, по всей видимости, необходимо.
К тому же, Израиль по соглашению с «Хезболлой» обязался не бомбить Ливан, но он ничего не обещал в отношении Сирии. Его ВВС уже много лет атакуют эту страну в рамках кампании "Война между войнами". Они стараются уничтожить там все, что связано с иранским влиянием и с «Хезболлой». Что, если Израиль воспользуется ситуацией для того, чтобы добить и «Хезболлу», и влияние Ирана в Сирии? Не откроет ли это дорогу врагам Асада, если те захотят развернуть наступление на Дамаск? И даже если нет, как далеко смогут зайти силы сирийской оппозиции, которые буквально за несколько дней захватили огромные стратегически важные районы в провинции Алеппо?
Михаил Шерешевский
Кобахидзе: вопрос вступления в ЕС не будет использоваться для шантажа
Затишье перед бурей: Ближний Восток на пороге новой войны - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Президент Грузии о протестах: «Европа, проснись!»
The Times: Украинцы выбирают Залужного
Израильские ВВС нанесли удары по объектам "Хезболлы" в Сирии
Мода против экзотики: Лондон запретил шкуры крокодилов и змей