Вне зоны доступа, или Пара слов о работе пресс-служб госструктур в Азербайджане

Вне зоны доступа, или Пара слов о работе пресс-служб госструктур в Азербайджане
28 сентября 2022
# 20:00

В Азербайджане довольно часто можно услышать критику касательно работы журналистов. И, сказать честно, далеко не всегда она бывает необоснованной.

Одной из наиболее частых претензий, предъявляемых к местным СМИ, является слабое освещение тех или иных проблем, низкая оперативность и неполнота информации, публикуемой в медиа касательно каких-то громких, либо общественно значимых событий в стране. Однако мало кто знает, в чем кроется причина подобных недочетов в отечественной журналистике…

А причина тут, как правило, одна – слабая работа пресс-служб государственных ведомств и находящихся в их подчинении структур, которая является настоящей головной болью для журналистов.

Одной из главных задач и обязанностей пресс-служб является налаживание связей с общественностью, предоставление ей и СМИ полноценной информации о работе структуры, которую они представляют. Казалось бы, министерства и ведомства должны быть сами заинтересованы в работе со СМИ, однако на деле в большинстве случаев все обстоит совсем иначе.

Пресс-службы, отделы по связям с общественностью многих структур почему-то убеждены, что их единственной задачей является рассылка малоинформативных, шаблонных пресс-релизов, за которые журналисты должны быть им благодарны по гроб жизни. Хотя, если честно, даже эти пресс-релизы зачастую публикуются с запозданиями и в крайне плачевном виде: как с точки зрения грамматики, так и содержания.

Тем не менее обязанности пресс-служб одними пресс-релизами не ограничиваются: очень часто при подготовке того или иного материала бывает необходимо получить официальную позицию, комментарии по явным проблемам или конфликтным ситуациям, и информационная служба ведомств обязана дать ответ.

И вот тут возникают проблемы. Когда журналисты хотят получить комментарий, ту или иную информацию от государственных пресс-служб, то там либо не поднимают трубку, либо «отфутболивают» журналистов под разными предлогами. Либо же дают настолько невразумительный ответ, что в нем есть все, кроме ответа на непосредственно заданный вопрос.

Другой момент заключается в том, что ряд пресс-служб работает только с отдельными, «избранными» журналистами. Если повезет, можно обратиться к коллегам, входящим в этот узкий круг, чтобы они устроили аудиенцию с его высочеством пресс-секретарем, который соизволит дать комментарий.

Имеет место и такая практика: в мессенджере Whatsapp создается закрытая группа с теми самыми любимчиками, в которой рассылается информация, которая на самом деле должна быть доступна всем, публиковаться на сайте ведомства. Это, в свою очередь, приводит к так называемым «копипастам», либо повторяющимся ошибкам, так как другие медиа основываются лишь на данные, опубликованными их более «информированными» коллегами.

Сложнее всего работать с теми пресс-службами, в которых руководство видит щит, личного цензора под любым благовидным предлогом оттирающий любопытствующую прессу от освещения деятельности госведомства. Такие пресс-службы не столько информируют, сколько стараются защитить свои структуры от медиа, чтобы журналисты не критиковали их, писали о них только хорошее, не углублялись в деятельность структуры.

В данном случае пресс-секретари чувствуют себя хозяевами положения, и ситуация доходит до того, что пресс-служба превращается в частную лавочку того или иного госоргана. Захотят – дадут обществу и журналисту информацию, не захотят – не дадут. А будешь их критиковать, вообще никогда ничего не получишь.

Тут следует отметить, что согласно статье 2 закона Азербайджанской Республики «О получении информации» доступ к информации в Азербайджанской Республике является свободным. Каждый вправе обращаться к обладателю информации напрямую или через его представителя, выбирать вид информации и форму ее получения.

Согласно статье 17 закона «О медиа», субъекты СМИ и журналисты имеют право на получение достоверной информации об общественном, политическом, социально-экономическом положении в обществе, о деятельности государственных органов (учреждений), муниципальных образований, предприятий и организаций, общественных организаций, политических партий, должностных лиц. И это право не может быть ограничено, за исключением случаев, установленных законом.

Другая проблема журналистов при работе с государственными пресс-службами заключается в сроках. Очень часто, вне зависимости от срочности вопроса, в пресс-службе просят прислать вопросы в письменном виде, либо перезвонить позднее. Хотя очевидно, что есть такие события, при которых очень важно получить ответ прямо сейчас в устном виде, в противном случае, информация потеряет свою актуальность.

Но даже при направлении письменного запроса далеко не факт, что пресс-служба ответит на него. Ни через день, ни через неделю, ни через месяц. Особенно, если вопросы каверзные и касаются недочетов в деятельности конкретной структуры.

В качестве примера можно привести относительно недавний инцидент, произошедший в логопедическом реабилитационном центре «Mehnur» в Баку. Редакции Vesti.az с трудом удалось дозвониться до представителей пресс-службы Министерства науки и образования, чтобы попросить прокомментировать как сам инцидент, так и в целом процесс организации деятельности подобных образовательных учреждений и принятия на работу кадров, и там попросили прислать вопросы в письменном виде. Однако по сей день ответ на письменный запрос так и не пришел…

Но стоит опубликовать материал, освещающий ту или иную конфликтную ситуацию, критикующий деятельность госструктур, как представители пресс-служб сразу активизируются. Они начинают звонить, возмущаться тем, что СМИ, опубликовавшее материал, не поинтересовалось официальной позицией. И бывает невозможно объяснить, что ответственные за связи со СМИ и общественностью лица не отвечали на звонки и игнорировали письменные запросы.

В данном случае следует напомнить сотрудникам пресс-служб, что согласно статье 17.3 все того же закона «О медиа», письменный запрос на получение информации рассматривается в порядке и сроки, установленные законом Азербайджанской Республики «О получении информации». Согласно статье 24.1 закона «О получении информации», информационный запрос обрабатывается в кратчайшие (!) сроки, но не позднее 7 рабочих дней.

В то же время в статье 24.2 закона «О получении информации» говорится, что, если эта информация утратит свою оперативность в течение этого периода, на запрос необходимо ответить немедленно (!), а если это невозможно, то не позднее 24 часов. То же самое говорится и в статье 17.3 закона «О медиа».

Еще одна проблема – это то, что некоторые пресс-службы отвечают на эксклюзивный запрос журналиста в публичной форме. То есть, корреспондент определенного СМИ поднимает ту или иную проблему, направляет пресс-секретарю соответствующие вопросы, в связи с этим, а пресс-секретарь, вместо того чтобы ответить лично этому журналисту, рассылает свои ответы на заданные вопросы всем СМИ общей рассылкой.

Если пресс-службе так уж хотелось проинформировать всю общественность об этой проблеме, то, возможно, стоило самим обратить на нее внимание ранее?

Справедливости ради стоит отметить, что по сравнению с ситуацией, которая имела место 5-10 лет назад, на сегодняшний день произошли определенные подвижки в этой сфере. Особенно после того, как в последнее время к работе в пресс-службах все чаще стали привлекаться журналисты, поменявшие сферу поиска информации на сферу ее распространения бывшим коллегам по цеху.

Они лучше знакомы со спецификой профессии, знают, что необходимо обществу и журналистам, оперативны и не боятся бывших коллег, более того, имеют множество знакомых среди них. Поэтому работать с ними легко и приятно.

Тем не менее в целом ситуация остается плачевной.  

Министерства, госкомитеты, публичные юридические лица должны активнее работать с прессой, отойти от командно-административных методов и практики «ручных» секретарей и перейти к новому, более открытому стилю работы. Представителям пресс-служб следует укреплять свой интеллектуальный потенциал, глубоко знать специфику своей работы, иметь полную информацию о работе и проблемах представляемой структуры.

Важно помнить, что устойчивая, оперативная обратная связь госструктур и граждан - одно из важнейших условий развития общества, улучшения отношений государства с гражданами, отклика на их нужды.

К тому же, именно пресс-секретари являются лицом своих ведомств, от того, как они работают, во многом зависит имидж и всей структуры. Если они игнорируют направляемые запросы, и люди не могут получить официальный комментарий по тому или иному вопросу, представляемое ими госучреждение теряет доверие и авторитет в обществе.

# 7077
avatar

Талех Агавердиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#