Абсурдные запреты на съемку в Баку: почему управления бульвара и заповедников не в курсе про законы?

Абсурдные запреты на съемку в Баку: почему управления бульвара и заповедников не в курсе про законы?
28 марта 2023
# 20:00

Зона 51, база Менвит Хилл, Секретные архивы Ватикана, Всемирное хранилище семян в Свальбарде, Церковь Марии Сионской в Аксуме, Великий храм Исэ, Хранилище рецепта кока-колы, остров Суртсей, Национальный парк Кейп-Мелвилл, Образовательный Музей национальной безопасности Цзянсу, остров Ниихау, база Пайн Гэп, Пентагон – это далеко не полный список мест на планете, для посещения которых необходимо быть сотрудником соответствующих структур либо наличие специального разрешения. А о фото- и видеосъемке на этих объектах и говорить нечего.

Запрещены по разным причинам фото- и видеосъемка в Тадж-Махале, Сикстинской капелле, Сокровищнице британской короны, Библиотеке аббатства Святого Галла, Мавзолее Ленина, Национальном парке «Улуру-Ката-Тьюта», Долине Царей в Луксоре и ряде других исторических памятниках. Этот солидный список пополняет еще несколько мест в Азербайджане, а именно Бакинский приморский бульвар, всем известная «Торговая» (улица Низами), Площадь Фонтанов или историко-архитектурный заповедник «Ичеришехер». И ниже мы расскажем почему.

Есть такое полушутливое поверье, что для того, чтобы быстрее «вызвать» автобус, необходимо на остановке зажечь сигарету. Похожее правило работает и на Приморском бульваре: стоит только достать профессиональный (или полупрофессиональный) фотоаппарат, камеру, как тут же появляется охрана бульвара, которую в другое время, когда надо, не сыщешь, и заявляет, что съемка запрещена. То же самое можно сказать и о других указанных выше общественных местах. И ключевое слово тут – общественных.

Дело в том, что ни одним законом Азербайджанской Республики не запрещается осуществление фото- и видеосъемки на Приморском бульваре, «Торговой», в Ичеришехер и других общественных местах, точно также, как и нет нормативных актов, запрещающих попадания в объектив камер административных зданий, как минимум  - снаружи. Однако на практике любители запечатлеть эти красивые и привлекательные для туристов места сталкиваются с иной ситуацией: представители охраны объектов, различных управлений, службы безопасности административных зданий и просто полицейские подходят к «наглецам» и, порой не совсем любезно, просят прекратить съемку и удалить отснятые кадры.

Тема необоснованности подобного запрета и самоуправства администрации на местах периодически поднимается в Азербайджане уже около 10-15 лет – ну, то есть, с момента, увеличения среди населения владельцев соответствующей техники и турпотока в нашу страну. Известны даже курьезные случаи, представившие нашу страну не в лучшем свете в иностранной прессе. Так, в июле 2019 года двое футболистов ирландского «Дандолка», прибывшего в Баку на игру с азербайджанским «Карабахом» в рамках Лиги чемпионов, два фотографа и журналист RTE (Общественная телерадиокомпания Республики Ирландия) были остановлены полицией на бульваре по причине того, что они фотографировались на набережной и записывали интервью  без «соответствующего разрешения». Этот нелицеприятный инцидент был высмеян в ирландской прессе.

Конечно же рядового охранника или полицейского не волнует, к каким последствиям могут привести его действия. И, разумеется, условную ирландскую прессу он не почитывает. Но в случае с иностранными журналистами абсурдность ситуации состоит в том, что они еще до приезда в Азербайджан получают аккредитацию в МИД. Иными словами, данным документом правительство Азербайджана разрешает конкретному журналисту осуществлять свою работу на территории страны. А тут, оказывается, управления Приморского бульвара или заповедника «Ичеришехер» ставят себя выше правительства страны и считают, что у них самих должны быть автономные правила по регулированию действий журналистов.

С аналогичными проблемами, естественно, сталкиваются и местные журналисты. Стоит отметить, что согласно статье 4 закона Азербайджанской Республики «О медиа», в обязанности государства в сфере медиа входит, в том числе, создание условий для обеспечения всех в Азербайджанской Республике информацией, стимулирование  деятельности субъектов СМИ и журналистов, содействие в обеспечении общественного вещания. А статьей 5 того же закона предусмотрено, что медиа в Азербайджане свободны.

Свобода деятельности в сфере медиа основывается на гарантии государством права каждого - на законных основаниях - искать, получать, подготавливать, передавать, производить и распространять информацию. Свобода деятельности в сфере СМИ может быть ограничена только в случаях и порядке, установленных настоящим Законом и иными законами Азербайджанской Республики, регулирующими сферу медиа. В статье 6 закона указывается, что незаконное вмешательство в профессиональную деятельность журналистов недопустимо.

Справедливости ради надо отметить, что государством-то как раз были созданы условия для обеспечения свободной деятельности СМИ в указанных местах. Еще раз отметим, что азербайджанское законодательство не запрещает проводить фотосъемку в общественных местах (парках, скверах и т.д.), в том числе нет никакого запрета на фотосъемку административных зданий, министерств, объектов общественного питания, мостов, и это подтвердит любой юрист. Исключение составляют метрополитен, аэропорт, автовокзал, нефтеперерабатывающие заводы, фабрики и другие охраняемые объекты.

Это подтверждал после упомянутого выше инцидента с футболистами ирландского клуба и тогдашний глава пресс-службы Главного управления полиции города Баку, майор Эльшад Гаджиев (ныне начальник отдела МВД по связям с общественностью и СМИ и полковник-лейтенант). Согласно его тогдашнему заявлению, никаких ограничений для съемок на улицах, в парках, аллеях и площадях Баку, нет. Исключение - особо охраняемые места и объекты, но Приморский парк в список таких объектов не входит, поэтому специального разрешения для фото- и видеосъемки там не требуется. Но, очевидно, Управление Приморского бульвара считает себя выше всех законов.

И каким образом Управление видит получение СПЕЦИАЛЬНОГО разрешения: чтобы снять видеосюжет на бульваре журналист должен пройти собеседование, тест Роршаха, сдать спортивные нормативы или как-то еще? Либо, прости, Господи, «дать на лапу» кому-то в самом Управлении?

И ладно, если бы это была коммерческая съемка, тут можно было бы говорить о каком-то разрешении и пошлине со съемочной группы. Но нет, это профессиональная деятельность журналистов в обозначенных законом рамках.

Ограничения в связи с перечисленными в начале статьи объектами связаны с их военным и стратегическим значением. В случае с военными и режимными предприятиями, объектами, связанными с коммерческой тайной, все понятно: это продиктовано соображениями национальной безопасности, охраной уникальных технологий или интеллектуальной собственности. Поэтому запрет и ограничения на съемку в соответствующих объектах вполне понятны и вопросов ни у кого не вызывают. То же касается и каких-то частных объектов, больниц (обращение за медицинской помощью – сфера частной жизни, которая охраняется законом).

Касаемо указанных в начале достопримечательностей, это обосновано опасением, что съемка может им навредить, либо сакральным, священным значением, которые те или иные объекты имеют для местных жителей.

На территории же Приморского бульвара, заповедников Ичеришехер, Янардаг, площадях и центральных улицах столицы нет никаких военных и секретных объектов, а потому и нет оснований утверждать, что проведение съемки им может навредить. В данном случае подобные запреты лишены здравого смысла, и похожи на самоуправство.

Если речь идет о Национальном парке, который охраняется соответствующим образом, то сотрудникам охраны следовало бы уделять больше внимания вандалам, неразумным представителям молодежи (и не только), которые портят его имущество, варварски вырезают на привезенных из-за рубежа и посаженных на бульваре кактусах и других дорогих заморских растениях свои никчемные инициалы и различные фразы. Благо видеокамеры, установленные по всей протяженности Приморского бульвара, такую возможность дают. Но в данном случае проявляется поразительная пассивность: лишь изредка дикарям в приличной одежде выписываются штрафы, хотя правильнее было бы в принудительном порядке привлечь их к общественным исправительным работам, а также вывесить их фотографии на каждом городском углу.

Согласно данным из разных источников, на посадку экзотических растений на бульваре из государственного бюджета было выделено около 50 миллионов манатов, однако охрана Управления почему-то проявляет бдительность только по отношению к журналистам и иным лицам, намеревающимся вести на бульваре съемку. Может все намного проще, и им просто стыдно, что они не справляются со своими обязанностями, за свое безалаберное отношение к сохранности имущества, на которое были потрачены огромные госсредства, и потому они не хотят, чтобы это было запечатлено на камеру?

Данный запрет абсурден еще и потому, что касается только профессиональной техники: сегодня, в век высоких технологий, у большинства, если не у всех, есть смартфоны, съемки на которые в некоторых случаях более профессиональны, чем на фото- и видеокамеры, находящиеся под запретом. К слову, качество сьемки на смартфоны настолько профессионально, что это послужило учреждению iPhone Film Festival – ежегодного международного фестиваля фильмов, снятых на мобильные телефоны.

Помимо нарушения прав журналистов и других граждан, подобные абсурдные запреты негативно влияют и на формирование имиджа страны (как в случае все с теми же футболистами), особенно, учитывая тот факт, что Азербайджан делает особый акцент на развитии туризма. Кого можно привлечь в страну, где, рекламируя бесспорные красоты, нужно одновременно упомянуть о возможности задержания полицией за попытку их запечатлеть?

Потому с этими ограничениями нужно что-то делать:  не устанавливать подобные самовольные запреты на съемку в общественных местах, а там, где это действительно необходимо. И обязательно четко обозначить, что фото- и видеосъемку вести нельзя - как правило, в таких местах должны стоять специальные предупреждающие знаки, чтобы не возникало неприятных ситуаций для граждан, туристов, охранников и полиции.

И мы искренне надеемся, что этот вопрос будет в скором времени решен, а не растянется еще на несколько десятков лет.

 

 

# 8775
avatar

Талех Агавердиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#