Хачкар хачкару рознь, или Где могут появиться новые «тигранакерты»?

Хачкар хачкару рознь, или Где могут появиться новые «тигранакерты»?
3 марта 2023
# 16:00

Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.

Так можно охарактеризовать сложившуюся в Армении ситуацию с хачкарами и крестами.

Для справки: хачкар - каменный столб для размежевания территорий. В идеологии армянства его наличие является «безапелляционным» утверждением о том, что здесь когда-то была «древняя» армянская «цивилизация», либо здесь были армяне. Типа, «Здесь был Вася. 1988».

Достаточно установить один хачкар, и армяне сразу эту территорию объявляют древнеармянской землей. Вот так и появляются то тут, то там «тигранакерты». Словно грибы после дождя.

Vesti.az подробно писал об этой чуме в градостроительстве XXI века, которая распространилась по всей территории Карабаха за время армянской оккупации азербайджанских земель.

Помимо функции, в полном смысле слова, застолбить территорию, оказывается, в советские времена зародилась еще одна традиция - устанавливать хачкары рядом с местами автокатастроф и аварий.

Следует напомнить, что еще летом 2022 года премьер-министр РА Никол Пашинян на заседании правительства обратил внимание на бесконтрольную установку крестов и хачкаров. Об этом говорится все в той же, вышеупомянутой статье.

«По всей стране на возвышенностях, и особенно вдоль дорог, ставятся кресты, причем, зачастую сделанные из подручных материалов - пластмассы, арматуры и так далее», - возмущался премьер.

 Насчет хачкаров Пашинян сказал, что «память к погибшим может и должна сохраняться, но нужно на минуту представить, что будет, если повсюду на дорогах будут такие хачкары».

Почему трудно представить? Это же мечта армянина - лес хачкаров плотностью как в Карабахе, но по всему миру! Давай на одного армянина десять, нет, сто, тысячу хачкаров!

Оказывается, эта армянская болезнь осточертела не только премьеру, но и некоторым архитекторам.

Как передает Vesti.az со ссылкой на «Sputnik Армении», председатель Союза архитекторов Мкртич Минасян, комментируя долгожданное постановление правительства об упорядочивании установки крестов, хачкаров и родников, выразил аналогичное мнение, что и премьер страны. «Иногда один-два человека сооружают нечто - не крест и не скульптуру, а что-то совсем неправильное, и устанавливают, где им вздумается», - сказал архитектор.

Правительство решило, что эти сооружения будут отнесены к объектам среднего уровня риска, и достаточно, чтобы они были установлены подальше от автотрассы или городской дороги и утверждены уполномоченным органом в области градостроительства. То же самое относится и к сооружениям выше 2.4 метра.

Хорошо это или плохо – решать армянам. Но наше внимание привлек ответ Минасяна по поводу риска для окружающей среды, к примеру, тех же крестов.

Минасян напомнил о железном кресте, установленном в Апаране к 1700-летию принятия Христианства.

Архитектор причислил его к сооружению с высоким уровнем риска, поскольку каждый год к нему добавляют по одному кресту. 

То есть, 33-метровый крест, который состоит из 1712 больших и малых крестов, ежегодно увеличивается еще на один. При том Минасян никогда не слышал, чтобы проект железного памятника в Апаране обсуждался на профессиональном уровне.

Национальная культура повсеместно насаждать кресты, представлять себя большими христианами, чем любой другой христианин в мире, выпячивать темы, что армяне – первые христианские сектанты, которые приняли свое монофизитство на государственном уровне, является сегодня проблемой не только для Азербайджана, но и для самой Армении, если уж ее решением занялся премьер Пашинян.

Председатель Союза архитекторов Мкртич Минасян, говоря о своих опасениях напомнил, как год назад в армянском селе Еранос Гегаркуникской области из-за сильного ветра упал 44-метровый крест, повредив постамент и ограду памятника. Никого не прибило и не ранило лишь по той причине, что он был установлен на возвышенности за пределами села.

Судя по высоте железного сооружения (44 метра) не сложно догадаться, что крест был воздвигнут в честь солдат, погибших во II Карабахской войне.

По той же аналогии, 33-метровый крест соорудили в связи с распятием Христа в 33-летнем возрасте.

Страшно подумать, какой высоты они водрузили бы крест в случае, если карабахская война продлилась дольше, а Иисус дожил до самой старости. 

Каким образом в их головах зарождаются эти сумасшедшие идеи?

Конечно, можно предположить, что авторам «проектов» не дает покоя слава Эйфелевой башни. Отсюда тяга к железу и высоким сооружениям.  В открытую спереть не получается (Франция все-таки сестра Армении), вот и изгаляются в возведении железных крестов огромных размеров с понятной только армянам философией орнамента. 

На деле, как показала история армяно-азербайджанского конфликта, из-за варварской эксплуатации армянами темы материального атрибута христианской веры, кресты и хачкары настолько девальвировались, что превратились сначала у нас, а теперь в глазах представителей армянского общества, в малопонятную мешанину.

«Каждый что-то устанавливает во дворе в память о соседском парне, возможно, это происходит под воздействием эмоций, но потом превращается в какую-то мешанину. Потому что это не на одной–двух улицах, а повсеместно – на дорогах, рядом с дорогами, везде», - заметил армянский архитектор Минасян.

Завершить статью о ликвидации устаревших традиций в армянском обществе хотим тоже известным выражением, которое как нельзя лучше отражает сложившуюся ситуацию: хуже дурака — это дурак с инициативой.

 

 

 

 

# 6873
avatar

Севиндж Сараблинская

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#