Фархад Мамедов: Вопрос Лачинского коридора Баку должен обсуждать именно с Москвой

Фархад Мамедов

Фархад Мамедов

21 июня 2022
# 20:00

Анонсирован визит главы МИД России Сергей Лаврова в Баку. Ожидается, что в рамках визита 23-24 июня, он проведет встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым.

Какой будет основная повестка переговоров, какой круг вопросов будут обсуждаться между сторонами? На эти и другие вопросы в интервью Vesti.Az ответил азербайджанский политолог Фархад Мамедов. 

- Как Вы считаете, какой круг вопросов будет обсуждаться во время визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Баку?

- Визит Сергея Лаврова можно считать продолжением поездки в Армению, то есть, продолжением регионального вояжа с целью активизации России в посреднической миссии, которая в некоторой степени была ослаблена активностью Европейского союза. Российская Федерация стремится к тому, чтобы возвратить все вопросы армяно-азербайджанской повестки в формат со своим посредничеством. Это проглядывалось и во время выступления Лаврова в Армении, и думаю, что круг вопросов будет обсуждаться именно в этом ключе. 

Наряду с этим, есть большая вероятность, что Лавров будет обсуждать также двухсторонние отношения между Азербайджаном и Россией. В основном это будет касаться тем преодоления санкционного давления Запада в отношении России, формирования альтернативных систем торгово-экономического взаимодействия без привязки к доллару, а также представления РФ нового видения развития отношений в южном направлении. Сегодня в России это приобрело стратегическую важность.


- Будет ли Азербайджан настаивать на вопросе воздействия Москвы на Ереван по выполнению всех пунктов трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года?

- Несомненно, Баку будет настаивать на этом, так как мы видели, что после визита Лаврова в Армению поднялся вопрос относительно суверенитета стран над коммуникациями. Этот принцип был предложен Европейским союзом, который плавно перетек в формат российского посредничества. А это напрямую тема взаимоотношений  России и Азербайджана потому, что аналогично Зангезурскому коридору данный принцип должен быть распространен и на Лачинский коридор. То есть, в этом отношении Азербайджан будет настаивать на контроле над въездом-выездом по Лачинскому коридору. Думаю, если произошло сопряжение двух форматов посредничества и Россия стремится быть лидером в этом отношении, то это условие Азербайджана будет доведено самым непосредственным образом. И эту тему Баку должен обсуждать именно с Москвой.
 
- Как Вы считаете, оказывает ли на Пашиняна психологическое давление продолжавшиеся до недавнего времени митинги оппозиции, которые не позволяют ему выполнить все пункты, в частности, открытия Зангезурского коридора?

- Не думаю, что на Пашиняна оказывается психологическое давление. Возможно, премьер-министр Армении использует немногочисленные, но все-таки митинги оппозиции, которая выступает против открытия Зангезурского коридора, в своих целях во взаимоотношениях с основными посредниками (РФ и Евросоюзом). Однако именно немногочисленность и то обстоятельство, что глава МИД Армении отказался характеризировать  данную активность оппозиции как политический кризис, показывает, что это не то препятствие, которое невозможно преодолеть правительству Пашиняна, контролирующему парламент. Кроме того, как оказывается, нынешние власти находят поддержку у большинства населения Армении.
   
- На днях один из лидеров оппозиции Ишхан Сагателян заявил, что своим движением сопротивления они добились изменения ситуации в регионе? О каком изменении идет речь?
     
- Заявление Ишхана Сагателяна, конечно же, популистское. Но здесь важен один момент: как оппозиция, так и власти Армении едины в стремлении добиться замораживания не только в вопросе Зангезурского коридора, но и по всему спектру вопросов. Если оппозиция об этом говорит, то правительство Пашиняна действует в этом направлении. И главная их цель  - выждать окончания трансформации геополитики или ее какого-то этапа. 

Особенно явно это демонстрируется после начала вторжения России в Украину. Если в декабре в Брюсселе армянский премьер свыкнулся с идеей Зангезурского коридора, получил принцип суверенитета над коммуникациями, то после конца февраля видно, что армянская сторона тянет время по всему спектру вопросов. И есть надежда на то, что изменившаяся геополитика и в регионе, и Евразии позволит армянской стороне укрепить свои переговорные позиции. Поэтому заявление Сагателяна хоть и популистское, но содержит в себе немалую долю правды в том, что как оппозиция, так и власти не стремятся к принятию решения по всему спектру вопросов.

- Кстати, так называемые реваншисты объявили о дате очередного митинга – 24 июня. Как раз в период пребывания Лаврова в Баку. Можно ли считать это совпадением? 

- В Армении митингуют раз в два или три дня. И то, что очередной митинг назначен на 24 июня, пусть будет совпадением. Я не думаю, что эхо 2-3 тысяч будет слышно за закрытыми дверями встреч Лаврова в Баку. Кроме того, думаю, что визит в Азербайджан главы МИД РФ, не сказал бы последний шанс, но время, отведенное Азербайджаном на реализацию мирной повестки, сокращается. 

Если решения по РМК (российский миротворческий контингент – ред.) и другим вопросам должны быть приняты в мае 2025 года, значит, подготовительные процессы должны будут быть реализованы в 2024 году. А в 2023 году уже выборы президента Турции, которая имеет большое влияние на расклад сил в регионе. 

То есть, ближайший год – период создать эту мирную повестку. Если в течение года не будет конкретных подвижек по мирной повестке, то у Азербайджана не останется другого выбора, как реализовывать силовой сценарий. А здесь уже механизмов давления за последние полтора года выработано немало: как в экономическом, так и военном плане.   

# 11550
avatar

Фарид Теймурханлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#