«Азербайджан, сражаясь за свою землю, будет воевать за интересы России»

«Азербайджан, сражаясь за свою землю, будет воевать за интересы России»
7 августа 2014
# 20:00

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Что Вы думаете о внезапной напряженности первых дней августа на линии армяно-азербайджанского фронта?

- Лично для меня вспышка боевой активности последних дней, т.е. 2-3 августа, на линии разделения огня Карабахского конфликта не стала неожиданностью. Любой человек в России или Азербайджане, кто отслеживает содержание моих интервью, может сказать, что о возможной эскалации конфликта я говорил еще полтора-два месяца назад. Конечно, мне с эмоциональной точки зрения ощущать себя античной Вещей Кассандрой, предвозвещающей несчастья, очень неприятно, я бы даже сказал – паршиво, но ощущение и даже рациональное осознание неизбежности усиления в самом скором времени количества и интенсивности военных провокаций с армянской стороны присутствовало уже

тогда. Месяц назад, когда я только начал говорить об этом, в Москве меня называли рупором азербайджанской пропаганды, но когда все уже случилось, и я в конечном итоге оказался прав, эти голоса поутихли, но уже случилось то, что случилось: обстрелы позиций переросли в бои с применением тяжелых видов вооружения.

Не надо быть наивными и говорить, что данный всплеск боевой активности был локальным и имел спонтанный характер. Такого не бывает. Действия разведывательно-диверсионных групп всегда имеют спланированный характер, включающий в себя координацию взаимодействия со средствами огневой поддержки не только из состава тяжелого стрелкового вооружения роты, на участке позиций которой происходят действия, но обязательно и более высокой организационно-штатной и тактической ступени армейской иерархии – начиная от батальона и до бригады включительно, с привлечением 120-миллиметровых минометов, гаубичной артиллерии, ракетных систем залпового огня. Вывод из всего этого один, – обе стороны готовились к тому, что отражение очередного разведывательно-диверсионного поиска перерастет в полномасштабный общевойсковой бой. Каждая из сторон была готова к нему и лишь ждала возможности показать противнику свои силы и возможности. Судя по тому, что армянские и проармянски настроенные авторы в российской прессе в очередной раз апеллируют к общественному мнению России и просят у него, даже требуют защиты от потенциального наступления азербайджанских войск, а не трубят и не звонят во все колокола о военной победе, расклад сил и средств на линии огня оказался явно не в пользу армянской стороны.

В этой связи меня больше всего умилило своей наивностью заявление пресс-секретаря Министерства обороны Армении Арцруна Ованнисяна, согласно которому в промежуток между 2 и 3 августа «в сторону армянских позиций из разнокалиберного огнестрельного оружия было произведено в общей сложности 8926 выстрелов». Меня так и подмывает его спросить, сидел ли он хотя бы раз в своей жизни в момент минометного или гаубичного обстрела со стороны противника на дне окопа на передовой и чем он в это время занимался? Когда я попадал в такую ситуацию, я молился, так поступали практически все мои товарищи, и никто из них не считал количество разрывов мин и снарядов. Когда офицер пресс-службы дает статистические выкладки с точностью до единичного боеприпаса, когда их счет идет на тысячи, это само по себе вызывает сомнения в его добросовестности, порядочности и профессионализме. При этом не следует забывать, что значительная часть боеприпасов, используемых в локальных войнах на постсоветском пространстве, была произведена еще в советское время, поэтому 5-7 процентов из них из-за естественного старения попросту не детонируют и не взрываются. По-моему, армянским военным было бы гораздо проще подсчитать количество азербайджанских неразорвавшихся боеприпасов, чем разорвавшихся, не говоря уже про количество выстрелов.

Но нам говорят о количестве выстрелов. Каждый нормальный солдат после прохождения курса молодого бойца знает, что автомат Калашникова (АК-74) имеет боевую скорострельность 600 выстрелов в минуту по паспорту, 150 выстрелов в минуту при практическом применении, что составляет от 4 до 10 патронов в секунду. Но таких элементарных вещей почему-то явно не знает или не понимает руководитель пресс-службы Министерства обороны РА. Как при такой скорострельности оружия в условиях общевойскового боя он может подсчитать общее количество выстрелов с азербайджанской стороны с точностью до одного? Если человек врет, то врать он должен красиво.

К тому же, озвученные цифры суммарной мощности выстрела не вяжутся со статистикой потерь. Армянская сторона заявляет о полутора десятках убитых со своей стороны военнослужащих. Получается, что для достижения такого боевого эффекта азербайджанская сторона израсходовала по 350 боеприпасов на одного погибшего. И это – в позиционной войне, где каждый квадратный метр позиций неприятеля или пристрелян, или инструментально привязан для корректировки артиллерийского огня с закрытых позиций. По Боевому уставу Вооруженных сил СССР, на уничтожение пулеметной точки противника артиллерийскому расчету при стрельбе с закрытой позиции при условии корректировки огня с передовой давалось 5 снарядов. Согласитесь, между цифрами 5 и 350 есть разница. Следовательно, общее количество потерь с армянской стороны должно быть, как минимум, в 50 раз выше.

Из всего этого следует вывод: или интенсивность боестолкновений была несравненно ниже той, о которой говорят в Ереване в расчете на российскую публику, или потери армянской стороны оказались горазды выше озвученных. В любом случае нам в уши льют ложь.

- Чем, на Ваш взгляд, была вызвана эта вспышка боевой активности?

- Месяц назад я говорил о том, что со стороны Армении в конце лета будет предпринята попытка обострения ситуации в зоне Нагорно-Карабахского конфликта в расчете втянуть Россию в локальную войну в Закавказье. Это исходит из общей логики Запада по организации давления на Россию в свете украинского кризиса и, главное, после возвращения Крыма под юрисдикцию России. Блоку НАТО необходим повод для более или менее легитимной концентрации своих войск в регионе Черного моря в целях дальнейшей дестабилизации обстановки в Передней Азии для окончательного установления своего контроля над углеводородными богатствами региона. Правда, тогда я ожидал военных провокаций на границе Армении и Нахчыванской Автономной Республики, так как там проходит государственная граница, а не линия фронта. Если вы помните, Россия не раз заявляла о своей поддержке территориальной целостности Азербайджана, а это означает, что с точки зрения положений Договора о коллективной безопасности любая подвижка линии фронта в Нагорном Карабахе в сторону государственной границы Армении не будет означать для России возникновения обязательств по ее вооруженной защите. Другое дело если это произойдет в районе Нахичевани, где переход азербайджанских войск в наступление будет означать вторжение на территорию Армении, угрозу ее территориальной целостности и введение в действие механизмов ОДКБ.

Собственно говоря, попытка спровоцировать развитие событий именно по такому сценарию была предпринята с армянской стороны в конце июня, но тогда у военного командования Азербайджана на полноценный ответ явно не было полномочий. Я уверен, что официальный Баку гораздо лучше, чем я, понимает разницу между линией фронта и государственной границей, поэтому корректирует соразмерность ответа на вооруженные провокации своих оппонентов военными средствами.

Разницу между государственной границей и линией фронта очень хорошо понимают в Москве, поэтому не спешат оказывать Еревану даже моральную поддержку, не говоря уже о прямой военной помощи.

России новая война между Арменией и Азербайджаном не нужна, особенно в нынешних военно-политических условиях, особенно если она будет развязана или спровоцирована Арменией. Эта война сама по себе будет означать военно-политическое поражение России. Если Россия окажет прямую военную помощь Армении, то она проявит себя союзницей агрессора, что даст повод Западу нарастить еще раз или даже не раз свое политическое, экономическое и дипломатическое давление на Россию, начало которому положил украинский кризис. В 1970-е гг. одним из творцов внешней политики США был Герман Кан, автор книги «Эскалация», предлагавший уничтожить СССР путем постоянно нарастающего давления в разных точках земного шара и в разных направлениях экономики. Сегодня США, НАТО и ЕС привели в действие эту доктрину в отношении России, и война в Закавказье укладывается в логику этих событий. Поддержка Армении, если она случится, станет очередным бременем для России, ее внешнеполитического имиджа, которого она может и не выдержать. Если же Россия предоставит Армению своей участи и не будет вмешиваться в армяно-азербайджанский конфликт, спровоцированный Арменией, то это будет означать крах ОДКБ и военно-политическое поражение России. Победит ли Армения в войне против Азербайджана, если начнет ее, проиграет ли, России сегодня все равно останется в проигрыше.

- Так следует ли ожидать возобновления полномасштабной войны между Азербайджаном и Арменией?

- Я еще раз повторюсь, что не хочу быть Вещей Кассандрой и предрекать несчастья, но факт начала такой войны в Закавказье станет очередным шагом целенаправленного давления Запада на Россию. По крайней мере, он очень органично впишется в логику этого давления. России сегодня, завтра и даже послезавтра такая война не нужна, поэтому она очень нужна Западу, а поскольку это так, то она станет неизбежностью если не сегодня, то завтра. Поэтому как говорили древние латиняне, «si vis pacem, para bellum» - «хочешь мира, готовься к войне». У меня очень тревожные чувства на этот счет. Если говорить более определенно, то в нынешних геополитических условиях, когда Россия стала объектом беспрецедентного международного давления из-за событий на Украине, эта война почти что неизбежна.

Я более чем уверен, что именно сегодня (не завтра и не послезавтра) эта война Азербайджану не нужна. Страна еще не завершила масштабные инфраструктурные преобразования, и начало военных действие прервет этот процесс. Речь, прежде всего, идет о строительстве Транскаспийского газопровода, проект которого изначально создавался как антироссийский, поэтому он всемерно поддерживался Западом. После того, как к реализации этого проекта подключилась или в самом ближайшем будущем, когда на IV Каспийском саммите в Астрахани в сентябре уладятся все юридические формальности, подключится Россия, он будет представлять собой реальную угрозу экономике Запада, поэтому он приложит все усилия, чтобы затормозить или остановить его реализацию, подтолкнув Армению через армянскую диаспору на развязывание войны в самое ближайшее время. По сути, эта война станет войной против экономической интеграции между Россией и Азербайджаном, в которой обе наши страны поневоле окажутся в одной протекающей лодке. При этом в самом незавидном положении окажется именно Россия, когда один ее военно-политический союзник будет воевать против другого экономического партнера.

Такая перспектива с геостратегической точки зрения более всего будет выгодна противникам России, мстящим моей стране за поражение на Украине. Увы, но мир устроен сегодня именно так, и Азербайджан, сражаясь за свою землю, будет воевать за интересы России.

- Какая все-таки реакция на возможную войну будет у России и Запада? Возможно ли вмешательство России на стороне своего союзника - Армении?

- Западу будет очень интересно, если войну развяжет Армения. Вполне очевидно, что агрессия Армении против Азербайджана будет представлена как агрессия России против мировых демократических ценностей. Армения – союзник России по ОДКБ, Азербайджан – друг Турции, страны-члена НАТО. Нет сомнения в том, как все это будет интерпретировано в американских и европейских масс-медиа. Думаю, что под шумок реанимируют призрак ныне покойного ГУАМа – мертворожденного союза Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, и в этом контексте нападение Армении на Азербайджан представят как месть Москвы в отношении Баку за связи с Киевом и Кишиневом, которые уже выбрали «европейский путь развития». А прямое военное вмешательство России на стороне Армении вообще будет расценено как попытка Кремля развязать Третью Мировую войну.

Поддержка на протяжении последних двадцати лет Кремлем режима оккупации земель Нагорного Карабаха силами армянских сепаратистов загнала Россию в тупик, который я обрисовал, надеюсь, подробно и беспристрастно. Как бы сегодня ни реагировала Россия на эскалацию Нагорно-Карабахского конфликта, она все равно окажется в очевидном геополитическом проигрыше. Единственный благоприятный для нее выход из этой ситуации заключается в том, чтобы Армения прекратила добровольно провокации на линии разделения огня, но этого, как мы видим, не происходит. Такой вариант развития событий мне кажется совсем фантасмагоричным или даже сюрреалистичным, чем-то из разряда сказок или утопий. Баба Яга никогда не бывает доброй.

- Бытует мнение, что Москва готова закрыть глаза на восстановление территориальной целостности Азербайджана силовым путем взамен на присоединение Баку к интеграционным проектам Кремля. Вы согласны с таким мнением?

- Этот вопрос мне кажется несколько абсурдным, наподобие заявления пресс-секретаря Министерства обороны Армении о точном количестве выстрелов военнослужащих Азербайджана по армянским позициям. Во-первых, что за формулировка «бытует мнение»? Аналог «ходят слухи», что ли? Извините, но слухами живут таблоиды, пишущие о гламуре, моде, светских скандалах и прочей мишуре. Vesti.Az – это серьезное общественно-политическое издание, которое, на мой взгляд, не должно опускаться до уровня слухов и сплетен.

Во-вторых, «интеграционные проекты Кремля», о которых упоминается в вопросе, не все имеют «российское гражданство». Позволю себе напомнить, что инициатором создания Евразийского экономического союза был не Владимир Путин, а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, впрочем, как и целого ряда иных интеграционных структур. Стремление к интеграции есть воля и желание любого разумного человека и здравомыслящего политика, не говоря уже о целых государствах, развивающихся динамично и поступательно.

Что касается военно-политического подтекста вашего вопроса, то на него я отреагирую так: сегодня у России есть слишком много интеграционных проектов с Азербайджаном, чтобы желать какого-либо еще дополнительного сближения. Причем авторство самых глобальных интеграционных проектов принадлежит именно Азербайджану, а не России. Мы хорошо понимаем, что именно Азербайджан пригласил Россию к кооперации в сооружении Транскаспийского газопровода и разработке месторождения «Шах-Дениз II», не говоря уже о целом ряде иных паритетных проектов в нефтегазовой сфере. У Азербайджана и России сегодня слишком много общих экономических интересов, чтобы подменять политическое партнерство военным принуждением.

- Что можно ожидать от Сочинской встречи президентов России, Азербайджана и Армении? 

- Странно, что вы говорите об этом мероприятии в единственном числе. Вчера ваш портал, цитируя слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова, писал о том, что в конце этой недели состоятся раздельные встречи президента России с президентами Азербайджана и Армении. Следовательно, в Сочи будет не трехсторонняя встреча, а совокупность двусторонних встреч глав трех государств на высшем уровне. По сути, мы можем говорить о том, что Владимир Путин предпримет очередную попытку посреднической миссии в рамках разрешения Нагорно-Карабахского конфликта мирными средствами. Но, увы, не более того.

Сочинские встречи президентов трех стран имеют плановый характер, поэтому их проведение планируется заранее. Мы все хорошо понимаем, что они были и остаются пустой формальностью, своего рода протокольным ритуалом. Не исключаю, что вспышка боевых действий на линии разделения огня была предпринята армянской стороной как раз для того, чтобы дать тему для обсуждения во время этой встречи, придать обсуждению проблемы, с понимании которой все и так давно уже ясно, новый импульс, подменив дискуссию о путях ее разрешения разговорами о том, кто более виноват в боях и жертва недельной давности. В наркологии и психиатрии есть понятие «замещающей терапии», когда пациенту делают болезненный укол ниже спины, чтобы отвлечь от навязчивой или бредовой мысли. Нечто подобное мы наблюдаем сегодня.

Тем не менее, я рассчитываю на позитивный результат этого мероприятия, так как в его рамках Владимир Путин и Ильхам Алиев получат площадку для завершающего согласования позиций наших стран накануне IV Каспийского саммита, на котором, я надеюсь, будет подписано итоговое соглашение о строительстве Транскаспийского газопровода.

Бахрам Батыев 

# 23697
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#