«В случае войны азербайджанская армия в Нахчыване способна самостоятельно взять «мегринский коридор»
На вопросы корреспондента Vesti.Az ответил главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын.
- Совсем недавно мы обсудили с Вами обострение военно-политической ситуации вокруг Нахчывана. На Ваш взгляд, оно полностью инспирировано Арменией, которая, нагнетая напряженность в этой зоне, провоцирует Москву на открытый антиазербайджанский политический демарш, чтобы серьезно снизить уровень российско-азербайджанских отношений. Но у Вас появился оппонент в лице доцента кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Александра Перенджиева. Он акцентирует внимание на Западе, заявляя, что за обострением ситуации стоят те, кто хочет «осуществить «цветные» революции в странах региона, включая и Азербайджан». Как Вы оцениваете подобную позицию?
- Как в высшей степени некомпетентную. Господин Перенджиев в беседе с Вами высказал «блестящую мысль» о том, что «делается попытка «столкнуть лбами» все четыре страны – Армению, Азербайджан, Иран и Турцию». Неужели этим занимается Запад или, точнее, США? А далее, вообще последовало оглушительное заявление о чьих-то злонамеренных происках с целью «создать условия конфликта между Нахчываном и …Азербайджаном».
Для того, кто знаком с азербайджанскими реалиями, подобное откровение воспринимается как анекдотическая нелепость. Даже гипотетически невозможно допустить возникновения «конфликта интересов» между главной ресурсной базой азербайджанского политического класса и центром. А что касается «попыток» Запада через Нахчыван раздуть до опасного уровня накопившиеся в регионе противоречия, то и это заявление крайне несостоятельно.
Я понимаю, что многие российские политологи очень не любят США, как и солидная часть их американских коллег не любит Россию. Но аналитика – это не поле для демонстрации своих политических симпатий или антипатий, и нельзя в каждом событии видеть «руку Вашингтона».
Сейчас вместе с широким наступлением на Багдад боевиков «Исламского государства Ирака и Шама» возникает новая реальность: окончательный распад послевоенного ближневосточного пространства как следствие полномасштабной суннитско-шиитской войны.
Для американцев сегодня необходимо определить параметры своего собственного сотрудничества с некогда ненавистным Ираном, без которого иракское правительство аль-Малики однозначно не удержится. Западу крайне важно понять какую позицию сейчас займет Анкара в контексте «курдского вопроса» и пр. и пр. В ближневосточном регионе возникла впечатляющая масса проблем, затрагивающих интересы всех игроков. Поэтому на его северных границах ни США, ни Россия не будут раскручивать еще один виток военной напряженности. Для обмена ударами у них есть украинская, европейская и множество других площадок.
- В ходе беседы с господином Перенджиевым у меня сложилось ощущение того, что российские эксперты не совсем верно представляют себе боевые возможности азербайджанских соединений, дислоцированных в Нахчыване. Во всяком случае, он утверждает, что «при планировании любого характера военной операции против Армении, для Азербайджана нахчыванское направление всегда будет иметь только вспомогательный характер»…
- Не только уважаемый Александр Николаевич неправильно оценивает стратегическое значение Нахчывана и, как следствие, азербайджанский военный потенциал, сконцентрированный в этой зоне. Этим грешат некоторые российские, американские и даже израильские политологи.
Мы на эту тему однажды бурно дискутировали с израильским коллегой Михаилом Ошеровым. Так вот, сообщу господину Перенджиеву, что в Нахчыване дислоцирована отдельная армия, созданная на базе одного из лучших общевойсковых корпусов азербайджанских ВС.
Надо понимать, что она заточена под выполнение стратегических задач, которые очевидны и без заглядывания в карты Генерального Штаба. В случае начала боевых действий в Карабахе азербайджанская армия в Нахчыване способна совершенно самостоятельно связать значительные силы противника и полностью решить проблему т.н. «мегринского коридора», т.е. тех 42-х километров армянской территории, что отрезают весь Азербайджан от границы с Турцией. А это будет колоссальным геополитическим успехом.
Помните американского политолога Пола Гобла, который носился с идеей обмена территориями между Арменией и Азербайджаном? Он считает, что «мегринский коридор» при его переходе Азербайджану превратится из «полосы земли по левому берегу Аракса в важнейшую стратегическую коммуникацию. Она связала бы Турцию, Нахчыван и Азербайджан, что в контексте старой пантюркистской идеи (Великий Туран «от Адриатики до Китая»), изменило бы геополитический ландшафт не только региона, но и Евразии в целом».
Для Армении такое развитие событий - смерти подобно, поэтому она и ищет военное покровительство Москвы, не забывая при этом ей же делать пакости. В нашем случае – всеми силами провоцировать Россию и ОДКБ в целом на антиазербайджанские демарши за счет неожиданно сброшенной «нахчыванской карты». Так и Баку навредишь, и Москву напряжешь, и в ОДКБ в очередной раз угольки разногласий раздуешь. Легко узнаваемый почерк Еревана, не так ли?
Вугар Гасанов