Нигяр Ибрагимова: «Для меня большая честь представлять Азербайджан за рубежом» - ФОТОСЕССИЯ

Нигяр Ибрагимова: «Для меня большая честь представлять Азербайджан за рубежом»  - ФОТОСЕССИЯ
18 апреля 2016
# 14:38

Утонченная, грациозная, пластичная… Именно эти эпитеты характеризуют известную азербайджанскую балерину Нигяр Ибрагимову, которая способна безупречно справиться с любой ролью.


Нигяр Ибрагимова - солистка Азербайджанского государственного театра оперы и балета. В ее репертуаре такие серьезные роли, как Одетта и Одилия из «Лебединого озера», Китри из «Дон Кихота», «Жизель», «Пахита», «Шопениана», Маша из «Щелкунчика», Прекраснейшая из «Семи красавиц», Шахеризада из «1001 ночи», Смерть из «Любви и смерти», Дульсинея из «Дон Кихота» на музыку Гара Гараева, Гюльянаг из «Девичьей башни», Франческа из «Франческа да Римини»... 

В интервью газете «Каспiй» прима азербайджанского балета рассказывает о своих первых шагах в искусстве.

- Расскажите немного о себе, о том, как все начиналось… 

- Я родилась в семье врачей, только тетя по материнской линии была балериной, она в России училась, танцевала в Мариинском театре. Когда пришло время отправиться в школу, в Бакинском хореографическом училище проходил экспериментальный курс - принимали с шести лет. Надо было сдать определенные экзамены - на слух, гибкость, растяжку, и мы решили попробовать. Пошли, проверились, и меня взяли. Это было желание моей мамы.

- Неужели не мечтали о карьере балерины?

- Нет, тогда я еще не мечтала о великом будущем, занималась национальными танцами. Но со временем передо мной встал серьезный выбор - пойти в другую профессию либо остаться. И я выбрала второе. 

- Вы сразу полюбили балет?

- Можно сказать, да.

- Кто среди артистов стал для вас примером для подражания?

- Всемирно известные балерины - Галина Уланова, Майя Плисецкая. Я с самого детства восхищаюсь их творчеством, много о них читала. А когда поступила в училище, мама подарила мне книгу о творчестве Улановой. 

- Какой был ваш первый спектакль, ведущая партия?

- Я прошла через последние ряды кордебалета, продвигалась постепенно. Исполняла очень много и вторых партий, и третьих. Потом уже перешла к первой. Исполняла «Дон Кихот» на музыку Гара Гараева. Первой большой партией стал «Дон Кихот» Минкуса и «Щелкунчик» - это уже более сложные спектакли, мировая классика. 

- У кого вы выучились?

- Я окончила класс народной артистки, известной балерины Тамиллы Ширалиевой, по дуэтному классу занималась у заслуженного педагога Азербайджана Пеллумба Мустафа оглу Агаллыяйа. 

- Как, на ваш взгляд, азербайджанское общество воспринимает балет сегодня?

- Тут все дело в менталитете... Есть, безусловно, особая категория лиц, которая регулярно посещает балет: по большей части это представители нашей интеллигенции. Молодежь тоже потихоньку начинает проявлять интерес, но все же не так, как в России, где очень любят балет. За месяц все билеты на спектакль, который они видели уже десятки раз, раскупаются. Надеюсь, со временем в Азербайджане балет будет столь же востребован. Руководство нашего театра делает для этого все возможное. 

- На каких мировых сценах вам посчастливилось выступать? 

- Я выступала с концертными номерами в Казахстане, Кыргызстане, Беларуси, Турции, в Москве, но это были сольные номера. С народным артистом Гюльагаси Мирзоевым мы ездили с классическими номерами в Беларусь. Стараемся и наши национальные спектакли показывать на зарубежных сценах, чтобы нас узнавали. В сентябре 2015 года в московском Кремлевском театре меня пригласили исполнить партию Шахерезады в «1001 ночи». У нас тоже в 1979 году Наилей Назировой была поставлена «1001 ночь» на музыку Фикрета Амирова, но наша хореография - другая. А меня пригласили исполнить ее в трактовке Андрея Борисовича Петрова, и это совершенно новый спектакль. Даже музыкальные отрывки отличаются. Музыка наша, но постановка другая. 

Также в январе этого года я исполняла Жизель в одноименном спектакле в Большом театре Беларуси. На азербайджанской сцене он тоже идет, но в Минске ставился под редакцией Никиты Долгушина. Каждому танцовщику интересно исполнить одну и ту же партию в разной трактовке, это обогащает. Было очень приятно, что люди, несмотря на мороз и метель, раскупили все билеты и зал был полон.

- А на данный момент имеются заманчивые предложения?

- Меня пригласили в Беларусь с сольным номером - в июне, на гала-концерт мировых звезд «Балетное лето». А совсем скоро, в мае, по приглашению Кыргызстана выступим с Гюльагаси Мирзоевым в гала-концерте.

- Отличается ли публика в разных странах и какая сцена больше полюбилась вам?

- Конечно, на родной сцене танцевать спокойнее, я ее хорошо знаю. На других - более волнительно: во-первых, представляя свою страну, хочется произвести достойное впечатление. Сцена Кремлевского дворца, где мне не раз приходилось выступать, в три раза больше нашей, а зрительный зал вмещает шесть тысяч человек! Это совсем другой масштаб, потому и работать приходится иначе, чтобы охватить все пространство и суметь донести до зрителя образ и эмоции. Непривычно было выступать и на сцене Большого театра в Беларуси, она тоже отличается от нашей.

Приходится подстраиваться, привыкать к новой сцене, причем иной раз в очень сжатые сроки. Но все же для меня большая честь - представлять Азербайджан на таких известных сценах. К тому же приобретаешь колоссальный опыт, что также немаловажно.

- С чего для вас начинается работа над ролью?

- У нас есть определенные моменты, которым мы должны неуклонно следовать. Один из них - урок: приходишь, разогреваешься, делаешь обязательные упражнения. Его всегда нужно выполнять качественно, для поддержки формы. Урок выполняют все - и артисты кордебалета, и примы. А потом, когда начинается конкретная работа над образом, следует сперва прочитать этот его, досконально узнать свою героиню. И только потом, уже в процессе, выявляешь какие-то нюансы. Непременно должен сложиться цельный образ, потому что если зритель не всегда детально разбирается в технике, то, как правило, отменно ощущает эмоции. Голая техника без образа - это не балет. 

- Легко ли вы вживаетесь в роль?

- Не в каждый образ просто вжиться. Это требует серьезной работы: чтение книг, общение с педагогом, нужен и взгляд со стороны. В некоторых партиях образ становится полноценным лишь тогда, когда балерина исполняет его уже несколько раз. Причем в разные периоды жизни один и тот же образ может быть прочитан и исполнен по-разному. 

- Есть ли у вас любимая балетная партия?

- Я не могу сказать, что какая-то определенная партия - любимая. Я вкладываю душу во все образы, которые исполняю. Но «Жизель»… Это очень изысканный романтический спектакль. Там есть такие сцены, в которых балерина может раскрыться и как драматическая актриса. 

- Может быть, мечтаете исполнить какую-то конкретную роль?

- Хотелось бы попробовать себя в новых партиях, в непривычных для себя образах. Возможно, в каком-то другом танцевальном стиле... Конечно, надеюсь, будет возможность и дальше выезжать за границу, представлять Азербайджан и приобретать опыт работы с педагогами других школ.

- Нигяр ханум, на сегодняшний день вы - успешная, востребованная балерина, известная не только на отечественной сцене, но и за рубежом. Если в будущем перед вами станет выбор: семья или балет, - чему отдадите предпочтение?

- Сложный вопрос, ответа на который я пока не знаю… Пожалуй, не сумею полностью отказаться от любимого дела. Человек должен быть верен своей профессии. 

- Вы преподаете?

- Честно говоря, больше люблю учиться. При каждой возможности беру уроки у разных педагогов: другая школа, новые знания - есть чему поучиться. 

- Вы в прекрасной форме - наверняка, как и многие балерины, строго придерживаетесь диеты… 

- Стараюсь. Иногда действительно приходится отказываться от сладкого и мучного. 

- Что для вас классика?

- Классический репертуар прежде всего - ответственность перед самим собой. Классику нужно исполнять как можно чище, так как сейчас во всем мире прогрессирует техника. В классике можно удивить чистотой танца, а исполнять ее сложнее всего.

- Что труднее дается - соло или дуэт?

- И то и другое непросто... В дуэте ответственность лежит на обоих партнерах, но, конечно, хороший партнер может представить балерину в наилучшем свете, и наоборот. Здесь должно быть полное взаимопонимание. Очень важно наличие эмоциональной связи между партнерами - если ее нет, зрители ощущают это. А в вариациях зависишь только от себя - и эмоционально, и технически. Мне иногда это легче дается.

- Многие мечтают о партии Одетты из «Лебединого озера», которая считается вершиной балетного искусства. Вам удалось ее достичь. Насколько ответственна была для вас эта роль?

- «Лебединое озеро» я исполняла несколько раз на нашей сцене. Это было вдвойне ответственно, ведь спектакль 17 лет не исполнялся нашими танцовщиками в качестве ведущих солистов. «Лебединое озеро» - жемчужина мировой классики, вершина мастерства. И многие балерины к этому спектаклю приходили, уже набравшись опыта. Особенно непростым для меня был образ Одетты: во второй картине исполнять эту роль сложно и технически, и эмоционально. Я пришла к этой роли, уже имея в активе и Китри, и Жизель, и Шахеризаду, и Пахиту...

Чтобы совершенствоваться и расти в балетном искусстве, надо как можно чаще исполнять мировой классический репертуар.

- Есть ли у вас хобби?

- На данный момент работа занимает большую часть времени. Но я, как и многие, люблю ходить в кино, читать, слушать хорошую музыку под настроение - предпочитаю классику и рок. Увлекаюсь живописью. 

Чинара Гасанова 

# 5657
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#