Бахрам Багирзаде: «Кара Караев у нынешней молодежи ассоциируется с названием станции метро…»
29 мая 2009
10:39
В этой рубрике читатели ознакомятся с другой стороной жизни известных в Азербайджане людей, будь то экономист, политик, музыкант и др.
Чем занимаются на досуге те, кто принимает активное участие в политической, культурной, экономической и других сферах Азербайджана? В шахматы играют? Рыбу ловят? Или забивают на футбольном поле красивые мячи ударом через себя?
Ответы на эти, а также на другие вопросы наша редакция попытается дать посредством новой рубрики.
Очередным гостем рубрики стал известный КВНщик Бахрам Багирзаде.
- Вы широко известны как игрок команды «Парни из Баку». Мне также известно, что Вы рисуете карикатуры. Когда у Вас появилось желание рисовать?
- Все началось с того, что рисовал мой покойный отец, который к тому же был еще и заядлым курильщиком. Когда он приходил домой с работы, то доставал из карманов спички, и меня удивляло, что он рисовал на спичечных коробках. Таким образом, первое мое знакомство с его художественным творчеством происходило посредством рисунков на этих коробках. А затем, когда мне было лет 5-6, он меня научил рисовать волка из знаменитого мультфильма «Ну, погоди!»
Вот с этого все и началось. А где-то в пятом классе мама записала меня в кружок изобразительного искусства в Доме пионеров. К сожалению, сейчас в этом здании располагается турецкий ресторан, и когда я захожу туда, то сажусь за столик именно в том месте, где располагалась мастерская, где я в далеком 1985 году учился азам изобразительного искусства. А затем, где-то в классе седьмом, когда я учился в школе №189, возле учительской комнаты на третьем этаже организовали небольшую персональную выставку семиклассника Бахрама.
Ну а потом я участвовал во многих конкурсах, вплоть до детской галереи. Тогда это было очень модно, дети рисовали мелом на асфальте на улице 28 мая, которая в те годы называлась 28 апреля. Позднее я рисовал какие-то декорации к КВНовским постановкам. Ваш покорный слуга также делал оформление сцены к последнему спектаклю театра «Парни из Баку». А недавно я участвовал в конкурсе «Молла Насреддин», где занял призовое место, одна из моих работ получила премию, и мне вручили диплом.
Также я являюсь членом Союза карикатуристов Азербайджана, председателем которого является мой друг Байрам Гаджизаде. Я вступил в ряды этой организации и мне приятно, что в Азербайджане около семидесяти карикатуристов, которые принимают участие в разных международных конкурсах. Это такие известные карикатуристы, как Хафиз Гасаноглу, Эльман Мирзоев, которые помогают мне, советуют, как надо рисовать.
Вот недавно я послал свою работу в Португалию. Тема конкурса называется «Глобальный кризис», где я надеюсь попасть в лучшую сотню. Надеюсь, но все зависит от человека, и я сейчас прививаю этот интерес своим детям, которые ходят к великому азербайджанскому художнику, я не побоюсь этого слова – великий. Просто азербайджанцы еще не поняли, что он великий. Речь идет о художнике Саките Мамедове. Сейчас у него занимаются мои дети и племянницы. Покойный их дедушка мечтал, чтобы его внуки стали или хорошими архитекторами, или хорошими художниками, и мы сейчас воспитываем их так, как нас воспитывали наши родители.
- Мне посчастливилось быть приглашенным Вами на совместную выставку «Отцы и дети» ваших карикатур и живописи вашего отца Арифа Багирзаде. Собираетесь ли Вы в дальнейшем организовывать выставки работ вашего отца?
- 17 сентября исполняется годовщина со дня кончины папы, и в этот день годовщину со дня смерти отца я представлю не в виде палатки, а выставки в Союзе художников Азербайджана, в выставочном салоне имени Гаджии Самедова. И вот таким образом мы справим годовщину папы. К чему я сейчас готовлюсь?
Прошлым летом он написал около семидесяти работ. К сожалению, никто их не видел, и мой долг сына воплотить его идею, его мечты в жизнь и организовать эту выставку. Буквально сейчас я закончил верстку книги «Ариф Багиров глазами друзей». Будет издан каталог-книга, подготовлено очень много интересного, в том числе и документальный фильм.
- А почему именно карикатура?
- Были бы у меня возможность и умение, я рисовал бы живопись. Но, к моему сожалению, Всевышний мне не дал этот талант. Я пока не понимаю краски, я их не чувствую. Поэтому я выбрал карикатуру. Хотя карикатуры тоже сложно писать. Я смотрю на все это через призму КВНщика, а потом уже художника. В моих работах присутствует юмор, пока сатиры нет. Как говорится, пока не пришло. Даст Бог, когда-нибудь придет, я с удовольствием перейду на сатиру.
- Когда у Вас начал проявляться актерский талант?
- С первого класса. Даже раньше – в 6 лет, когда мама привела меня в ансамбль «Джуджэлярим» при Дворце пионеров имени Гагарина. Там я начал танцевать, а потом ходил на гармонь, на музыку меня записали. А также играл в спектаклях режиссера Алекпера Кязымовского на азербайджанском телевидении. «Вечер рассказов» («Хекайэ ахшамлары») - была такая передача. В этих спектаклях я играл, а потом в седьмом классе меня пригласили в сборную команду КВН школы №189, а после поступления в институт - уже в сборную команду Азербайджана «Парни из Баку».
- Вы закончили режиссерский факультет, но пока еще не реализовали себя в этой области, верно?
- Всему свое время…
- Собираетесь?
- Конечно. Чтобы быть хорошим режиссером, в первую очередь надо быть хорошим актером. Помимо этого, необходимо пройти жизненную школу, чтобы потом что-то сказать. Но в 36 лет мне пока нечего сказать.
- Несколько лет назад Вы попробовали себя также в литературе, написав роман…
- Давайте не будем говорить об этом. Это черное пятно моей творческой жизни. Я пообещал больше этим никогда не заниматься. Это был юношеский максимализм, отчет о проделанной работе за 20 лет. Двенадцать и двенадцать, то есть двадцать четыре года. Я понял, что этим заниматься не стоит, тем более, что есть такие писатели, как Чингиз Абдуллаев, Натик Расулзаде, Чингиз Гусейнов и так далее. Поэтому та глупость, которую я сделал… Просто, к сожалению, а может быть, к счастью, этого таланта у меня нет - умения писать.
- Вы занимались профессионально игрой в КВН. А что значит для Вас кино? Хобби или профессия?
- Кино – это хобби. Я снялся в около пятнадцати фильмах. Я отношусь к этому, как к хобби, но когда я попадаю на съемочную площадку, у меня автоматически появляется профессиональное отношение к работе, начиная с того, что я никогда не опаздываю ни на репетиции, ни на съемку. В профессиональном подходе к делу заключается также и дисциплина. По мере возможности пытаюсь профессионально исполнить свою роль, выжать из себя все, что я умею. То, что я не умею, к сожалению, у меня не получается. Я пытаюсь максимально выложиться. Как это получается, это уже оценивает зритель.
- Вернемся к Вашим карикатурам. Картины, которые вы рисовали в детстве, в подростковом периоде и сейчас, чем они отличаются друг от друга?
- В детстве я рисовал то, что видел, что хотел видеть. То есть все, что исходило от души. А когда включаются мозг, разум и все остальное, это уже другое отношение. Я всегда больше уважаю художников, которые не прошли художественную школу. У них Божий дар, они чувствуют. Я считаю, что они более правильные по жизни и они не коммерческие, в первую очередь.
- Парень из Баку Бахрам Багирзаде известен еще и как учредитель журнала «Архигалерея», где большое внимание уделено освещению творчества азербайджанских художников, архитекторов, скульпторов…Как у Вас появилась идея реализовать этот проект?
- Я понял, что надо сделать что-то такое, когда провели в России социологический опрос среди учащихся седьмых классов средних школ. Когда сегодняшним школьникам задали вопрос, кто такой Юрий Гагарин, 98 процентов детей не смогли на него ответить. Они просто не знали, кто такой Юрий Гагарин. Аналогичный неофициальный социологический опрос провели в Азербайджане на тему «Кто такой Кара Караев?» И 85 процентов ответили, что это станция Бакинского метрополитена.
Я лично считаю, что это трагедия нашего народа. Нынешняя молодежь не знает названия улиц нашего города. Когда они договариваются о встрече, то не назначают ее, скажем, перед Академией наук, или же, допустим, перед Аздрамой или Музеем современного искусства. Назначая место встречи, они используют названия брэндов или магазинов: «Встретимся в таком-то ресторане, перед таким-то кафе». То есть это большая проблема нашей молодежи. Поэтому я пытаюсь в своих изданиях, книгах не то чтобы восхвалять, а просто знакомить молодежь с нашими известными молодыми художниками, фотографами, скульпторами.
Допустим, если кто-то не знаком с творчеством вышеупомянутого мною художника Сакита Мамедова, это не проблема Сакита. Это проблема сегодняшней молодежи. Если они не знают наших композиторов, Узеира Гаджибекова, Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи, Арифа Меликова и так далее, это проблема молодежи.
Помню, когда я еще был ребенком, мой папа - полковник милиции - каждый четверг уходил с работы в филармонию. Гейдар Алиев выступил тогда с инициативой организации творческих вечеров, на которые в филармонию приглашались чиновники слушать классическую музыку. Те ребята, которые приезжали в Баку из районов и становились сотрудниками милиции, таким вот образом проходили через своеобразную машину урбанизации, становились городскими, приобщались к мировой культуре, слушая классическую музыку, посещая музеи.
А потом вдруг всего этого не стало. Поэтому Кара Караев у нынешней молодежи ассоциируется со станцией метро. А Юрия Гагарина подавно не будут знать, хотя он первым из людей полетел в космос. Самое страшное заключается в том, что когда пройдут годы, будущее поколение не будет знать нынешних наших политиков, скульпторов, артистов...
Расим Бабаев
Чем занимаются на досуге те, кто принимает активное участие в политической, культурной, экономической и других сферах Азербайджана? В шахматы играют? Рыбу ловят? Или забивают на футбольном поле красивые мячи ударом через себя?
Ответы на эти, а также на другие вопросы наша редакция попытается дать посредством новой рубрики.
Очередным гостем рубрики стал известный КВНщик Бахрам Багирзаде.
- Вы широко известны как игрок команды «Парни из Баку». Мне также известно, что Вы рисуете карикатуры. Когда у Вас появилось желание рисовать?
- Все началось с того, что рисовал мой покойный отец, который к тому же был еще и заядлым курильщиком. Когда он приходил домой с работы, то доставал из карманов спички, и меня удивляло, что он рисовал на спичечных коробках. Таким образом, первое мое знакомство с его художественным творчеством происходило посредством рисунков на этих коробках. А затем, когда мне было лет 5-6, он меня научил рисовать волка из знаменитого мультфильма «Ну, погоди!»
Вот с этого все и началось. А где-то в пятом классе мама записала меня в кружок изобразительного искусства в Доме пионеров. К сожалению, сейчас в этом здании располагается турецкий ресторан, и когда я захожу туда, то сажусь за столик именно в том месте, где располагалась мастерская, где я в далеком 1985 году учился азам изобразительного искусства. А затем, где-то в классе седьмом, когда я учился в школе №189, возле учительской комнаты на третьем этаже организовали небольшую персональную выставку семиклассника Бахрама.
Ну а потом я участвовал во многих конкурсах, вплоть до детской галереи. Тогда это было очень модно, дети рисовали мелом на асфальте на улице 28 мая, которая в те годы называлась 28 апреля. Позднее я рисовал какие-то декорации к КВНовским постановкам. Ваш покорный слуга также делал оформление сцены к последнему спектаклю театра «Парни из Баку». А недавно я участвовал в конкурсе «Молла Насреддин», где занял призовое место, одна из моих работ получила премию, и мне вручили диплом.
Также я являюсь членом Союза карикатуристов Азербайджана, председателем которого является мой друг Байрам Гаджизаде. Я вступил в ряды этой организации и мне приятно, что в Азербайджане около семидесяти карикатуристов, которые принимают участие в разных международных конкурсах. Это такие известные карикатуристы, как Хафиз Гасаноглу, Эльман Мирзоев, которые помогают мне, советуют, как надо рисовать.
Вот недавно я послал свою работу в Португалию. Тема конкурса называется «Глобальный кризис», где я надеюсь попасть в лучшую сотню. Надеюсь, но все зависит от человека, и я сейчас прививаю этот интерес своим детям, которые ходят к великому азербайджанскому художнику, я не побоюсь этого слова – великий. Просто азербайджанцы еще не поняли, что он великий. Речь идет о художнике Саките Мамедове. Сейчас у него занимаются мои дети и племянницы. Покойный их дедушка мечтал, чтобы его внуки стали или хорошими архитекторами, или хорошими художниками, и мы сейчас воспитываем их так, как нас воспитывали наши родители.
- Мне посчастливилось быть приглашенным Вами на совместную выставку «Отцы и дети» ваших карикатур и живописи вашего отца Арифа Багирзаде. Собираетесь ли Вы в дальнейшем организовывать выставки работ вашего отца?
- 17 сентября исполняется годовщина со дня кончины папы, и в этот день годовщину со дня смерти отца я представлю не в виде палатки, а выставки в Союзе художников Азербайджана, в выставочном салоне имени Гаджии Самедова. И вот таким образом мы справим годовщину папы. К чему я сейчас готовлюсь?
Прошлым летом он написал около семидесяти работ. К сожалению, никто их не видел, и мой долг сына воплотить его идею, его мечты в жизнь и организовать эту выставку. Буквально сейчас я закончил верстку книги «Ариф Багиров глазами друзей». Будет издан каталог-книга, подготовлено очень много интересного, в том числе и документальный фильм.
- А почему именно карикатура?
- Были бы у меня возможность и умение, я рисовал бы живопись. Но, к моему сожалению, Всевышний мне не дал этот талант. Я пока не понимаю краски, я их не чувствую. Поэтому я выбрал карикатуру. Хотя карикатуры тоже сложно писать. Я смотрю на все это через призму КВНщика, а потом уже художника. В моих работах присутствует юмор, пока сатиры нет. Как говорится, пока не пришло. Даст Бог, когда-нибудь придет, я с удовольствием перейду на сатиру.
- Когда у Вас начал проявляться актерский талант?
- С первого класса. Даже раньше – в 6 лет, когда мама привела меня в ансамбль «Джуджэлярим» при Дворце пионеров имени Гагарина. Там я начал танцевать, а потом ходил на гармонь, на музыку меня записали. А также играл в спектаклях режиссера Алекпера Кязымовского на азербайджанском телевидении. «Вечер рассказов» («Хекайэ ахшамлары») - была такая передача. В этих спектаклях я играл, а потом в седьмом классе меня пригласили в сборную команду КВН школы №189, а после поступления в институт - уже в сборную команду Азербайджана «Парни из Баку».
- Вы закончили режиссерский факультет, но пока еще не реализовали себя в этой области, верно?
- Всему свое время…
- Собираетесь?
- Конечно. Чтобы быть хорошим режиссером, в первую очередь надо быть хорошим актером. Помимо этого, необходимо пройти жизненную школу, чтобы потом что-то сказать. Но в 36 лет мне пока нечего сказать.
- Несколько лет назад Вы попробовали себя также в литературе, написав роман…
- Давайте не будем говорить об этом. Это черное пятно моей творческой жизни. Я пообещал больше этим никогда не заниматься. Это был юношеский максимализм, отчет о проделанной работе за 20 лет. Двенадцать и двенадцать, то есть двадцать четыре года. Я понял, что этим заниматься не стоит, тем более, что есть такие писатели, как Чингиз Абдуллаев, Натик Расулзаде, Чингиз Гусейнов и так далее. Поэтому та глупость, которую я сделал… Просто, к сожалению, а может быть, к счастью, этого таланта у меня нет - умения писать.
- Вы занимались профессионально игрой в КВН. А что значит для Вас кино? Хобби или профессия?
- Кино – это хобби. Я снялся в около пятнадцати фильмах. Я отношусь к этому, как к хобби, но когда я попадаю на съемочную площадку, у меня автоматически появляется профессиональное отношение к работе, начиная с того, что я никогда не опаздываю ни на репетиции, ни на съемку. В профессиональном подходе к делу заключается также и дисциплина. По мере возможности пытаюсь профессионально исполнить свою роль, выжать из себя все, что я умею. То, что я не умею, к сожалению, у меня не получается. Я пытаюсь максимально выложиться. Как это получается, это уже оценивает зритель.
- Вернемся к Вашим карикатурам. Картины, которые вы рисовали в детстве, в подростковом периоде и сейчас, чем они отличаются друг от друга?
- В детстве я рисовал то, что видел, что хотел видеть. То есть все, что исходило от души. А когда включаются мозг, разум и все остальное, это уже другое отношение. Я всегда больше уважаю художников, которые не прошли художественную школу. У них Божий дар, они чувствуют. Я считаю, что они более правильные по жизни и они не коммерческие, в первую очередь.
- Парень из Баку Бахрам Багирзаде известен еще и как учредитель журнала «Архигалерея», где большое внимание уделено освещению творчества азербайджанских художников, архитекторов, скульпторов…Как у Вас появилась идея реализовать этот проект?
- Я понял, что надо сделать что-то такое, когда провели в России социологический опрос среди учащихся седьмых классов средних школ. Когда сегодняшним школьникам задали вопрос, кто такой Юрий Гагарин, 98 процентов детей не смогли на него ответить. Они просто не знали, кто такой Юрий Гагарин. Аналогичный неофициальный социологический опрос провели в Азербайджане на тему «Кто такой Кара Караев?» И 85 процентов ответили, что это станция Бакинского метрополитена.
Я лично считаю, что это трагедия нашего народа. Нынешняя молодежь не знает названия улиц нашего города. Когда они договариваются о встрече, то не назначают ее, скажем, перед Академией наук, или же, допустим, перед Аздрамой или Музеем современного искусства. Назначая место встречи, они используют названия брэндов или магазинов: «Встретимся в таком-то ресторане, перед таким-то кафе». То есть это большая проблема нашей молодежи. Поэтому я пытаюсь в своих изданиях, книгах не то чтобы восхвалять, а просто знакомить молодежь с нашими известными молодыми художниками, фотографами, скульпторами.
Допустим, если кто-то не знаком с творчеством вышеупомянутого мною художника Сакита Мамедова, это не проблема Сакита. Это проблема сегодняшней молодежи. Если они не знают наших композиторов, Узеира Гаджибекова, Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи, Арифа Меликова и так далее, это проблема молодежи.
Помню, когда я еще был ребенком, мой папа - полковник милиции - каждый четверг уходил с работы в филармонию. Гейдар Алиев выступил тогда с инициативой организации творческих вечеров, на которые в филармонию приглашались чиновники слушать классическую музыку. Те ребята, которые приезжали в Баку из районов и становились сотрудниками милиции, таким вот образом проходили через своеобразную машину урбанизации, становились городскими, приобщались к мировой культуре, слушая классическую музыку, посещая музеи.
А потом вдруг всего этого не стало. Поэтому Кара Караев у нынешней молодежи ассоциируется со станцией метро. А Юрия Гагарина подавно не будут знать, хотя он первым из людей полетел в космос. Самое страшное заключается в том, что когда пройдут годы, будущее поколение не будет знать нынешних наших политиков, скульпторов, артистов...
Расим Бабаев
4543
ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
Бюсты героев и образы вечности: творчество Замика Рзаева - ИНТЕРВЬЮ
Британский актер Тео Джеймс поделился впечатлениями о Баку-ВИДЕО
Исполнитель мейханы возмутился трендами на отечественном телевидении-ВИДЕО
Cостоялась премьера оперы «Насими»
Сериалу "Vətəndaş A" и телеканалу ITV было сделано предупреждение
Известный турецкий актер прибыл в Баку для участия в COP29 -ВИДЕО