Неандертальцы могли вымереть из-за плотоядной диеты - АРХЕОЛОГИ

6 ноября 2022

Исследования зубов неандертальца из Испании, показали, что они были в основном плотоядными, где бы они ни жили, открытие помогло объяснить, почему они вымерли.

Как сообщает Vesti.az, об этом пишет научный журнал Рhys.

Неандертальцы доминировали в Европе и Западной Азии в течение последних 200 000 лет ледникового периода, в то время как Homo sapiens развивался в Африке. Их останки и характерные каменные орудия в изобилии встречаются в Европе и на Ближнем Востоке, а в меньшем количестве - на востоке вплоть до Таджикистана.

За последние два десятилетия достижения в области молекулярной биологии углубили понимание археологами рациона раннего человека. Прохладные условия в Северной Европе, например во Франции и Германии, способствуют сохранению коллагена в ископаемых костях. С помощью метода, называемого анализом стабильных изотопов, мы можем извлечь мельчайшие количества углерода и азота из коллагена в костях древних людей и выяснить, откуда взялся белок, который они ели.

Исследования изотопов этих костей показали, что неандертальцы в Северной Европе получали 80–90% своего белка от животных. В засушливых южных частях Европы ученым не так повезло. Коллаген в ископаемых костях легко распадается в более теплом климате, унося с собой ключи к диете южных неандертальцев.

Но за последний год археологи обнаружили, что следы цинка в костях неандертальца также хранят информацию о рационе древнего человека, которому они принадлежат.

Исследования изотопов цинка, проведенные за последние несколько лет, показывают, что они обладают огромным потенциалом для раскрытия подсказок об эволюции жизни.

Уровень цинка в костях плотоядных животных ниже, чем у их добычи. Анализ исследования цинка в зубной эмали неандертальца, который жил и умер около 150 000 лет назад в испанских Пиренеях, дает новое представление о диете древних людей. Изотопы цинка были проанализированы из 43 зубов 12 видов животных, живущих на пастбищах вокруг пещеры Лос-Морос I в Каталонии, Испания. К ним относятся плотоядные, такие как волк, гиена и горный волк, всеядные пещерные медведи и травоядные, включая козерога, благородного оленя, лошади и кролика. В результате появилась пищевая цепь плейстоценовой степи, система взаимосвязанных пищевых цепей от растений до высших хищников. Цинк в зубе неандертальца имел самое низкое содержание цинка в пищевой цепи, что свидетельствует о том, что они были плотоядными животными высшего уровня.

Изотопы из останков групп Homo sapiens, унаследовавших плейстоценовую Евразию от неандертальцев, показывают, что у них был более широкий диетический диапазон. Растения, птицы и рыба были основными блюдами для этих первых людей.

Ученым мало известно о том, что случилось с неандертальцами, когда популяции крупной дичи исчезли. Но с быстрым прогрессом в биомолекулярной науке вряд ли нам придется долго ждать, чтобы выяснить это.