Великий азербайджанец, написавший свою последнюю симфонию на стене больничной палаты - РАЗБИТАЯ ЛЮБОВЬ И  ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ

Великий азербайджанец, написавший свою последнюю симфонию на стене больничной палаты - РАЗБИТАЯ ЛЮБОВЬ И  ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ
11 апреля 2021
# 12:29

Он очень любил мугам «Баяты - Шираз». Во всех его произведениях слышны характерные интонации этого мугама. Гениальный Узеир бек говорил о «Баяты - Шираз»: «С точки зрения художественно-духовного воздействия  «Баяты - Шираз» вызывает у слушателей чувство тоски и грусть». Композитор выразился слишком мягко. «Баяты - Шираз» буквально разрывает душу человека. В мугаме присутствует все: яркий колорит Азербайджана, аналогичный   личности самого автора. «Баяты - Шираз» соткан из скорби – как и судьба самого Асафа Зейналлы.

 

Думаю, что Асаф Зейналлы, Фирудин бек Кочарли, Джафар Джаббарлы также подвергались репрессиям, как и Ахмед Джавад, Микаил Мушфиг, Гусейн Джавид. Только  казнили их   различными методами. Исследуя жизнь Асафа Зейналлы,  мое предположение превратилось в уверенность.

 

Какую бы папку мы не подняли, под ней всегда останется  один и тот же след, вот  уже 200 лет.

 

Я подняла запылившуюся папку, в которой хранится история первого азербайджанского профессионального композитора,  основателя азербайджанской симфонической и романтической музыки, прожившего всего 23 года – Асафа Зейналлы . Давайте заглянем в нее вместе с  Lent.az, возможно, вы откроете для себя нечто новое… кто знает.

 

Асаф Зейналлы родился в 1909 году на древней земле Азербайджана –  в Дербенте, в семье садовника. Это было сложное и противоречивое время. Недовольство царским режимом росло день ото дня. Различные народы отказывались быть тенью в составе империи. А империя не хотела их отпускать.

 

Отец Асафа  Зейналабдин был садовником,  с трудом обеспечивал семью. Мать Эсбенд работала  вязальщицей на городской фабрике. В семье росли три брата– Ахад, Джафар и последыш Асаф.

В 1910 году, когда Асафу исполнился год, Зейналабдин, не вынеся на своих плечах тяжелого груза, ушел из жизни. Вдвойне тяжелая ноша теперь легла на плечи женщины. Разумеется, их жизнь была нелегкой. Единственным утешением для детей были объятия матери, где они могли спрятаться,  слушая песни и колыбельные, которые она пела им своим печальным голосом.

 

Всю боль от тягот жизни она передавала через музыку и свой скорбный голос. Через глубокое исполнение она рассказывала детям  о жизни. Грустное пение матери,  а также  колыбельные, баяты, мугамы и народные песни в ее исполнении стали для Асафа первой музыкальной средой и знакомством с творчеством, которые влекли юношу в чудный мир музыки и развили в нем музыкальное чутье.

 

В те времена передовые образовательные кружки имели статус «Реальной школы». Несмотря на все переживаемые сложности, Эсбенд ханым старалась дать детям хорошее образование. Она  отдала Асафа в «Реальную школу». Асаф, в свою очередь, оправдав надежды матери, стал одним из лучших учеников учебного заведения. Он принимал активное участие в общественной жизни школы. Интерес к музыке у него не пропадал, наоборот, рос с каждым днем. Он стал посещать  в школе кружок духовых инструментов, выступал в составе оркестра.

После Первой мировой войны ситуация на всей территории России стала ухудшаться и завершилась в 1917 году  октябрьской революцией. На всем протяжении большой империи воцарился хаос.

 

Эсбенд ханым вместе с семьей, и без того находящейся в тяжелом положении, перебирается в Баку с надеждой, что найдет работу и сможет обеспечить семью. Нефтяной город Баку развивался за счет Бакинских миллионеров…

 

Одна империя рухнула, на ее месте появилась другая. Положительной чертой новой являлась  борьба с массовой безграмотностью, привлечение масс к получению образования. Дети и подростки учились за счет государства. Это очень помогло нашему герою. Наряду с учебой в 9-летке, он поступил в  военный  оркестр. За короткий срок он приобрел известность в оркестре, как  искусный корнетист и трубач.

 

Вскоре Асаф поступил в  среднюю специализированную музыкальную школу, которая впоследствии будет носить его имя.  Школа была основана в 1895 году выпускником Московской консерватории, пианистом А. Ермолаевым. Музыкальный колледж, который в  разное время носил различные имена, то закрывался, то снова восстанавливал  свою деятельность, в 1920-х годах им руководил Узеир бек Гаджибейли.

 

Мать привела Асафа прямо к Узеир беку и попросила его послушать сына. Узеир бек послушал игру Асафа на музыкальном инструменте и сказав,  «он же настоящий талант»,  принял его   в школу. В то время школа называлась «Восточная консерватория». Асаф поступил на класс трубы. Еще учась  на первом курсе этого учебного заведения,  увидела  свет его первая творческая работа -  сочинение – «Марш для трубы».

 

Впоследствии Асаф Зейналлы, постоянно ощущая внимание  и заботу Узеир бека, называл его  - «наш духовный отец».

 

В марте 1923 года в Бакинском клубе рабочих прошел «Первый концерт среди учеников музыкальных школ Азербайджана». Об этом написал в газете «Коммунист» от 5 апреля 1959 года в  связи с 50-летним юбилеем Асафа Зейналлы его друг Афрасияб Бадалбейли: «В первой части концерта выступали учащиеся младших классов, во второй – старшие дети. «Почему Асафа нигде нет?» – доносилось из   зрительских  мест. Кто - то сказал, - «Узеир бек знает, что делает»».

 

«Пьеса для трубы», музыка Асафа Зейналлы, исполняет автор» – объявление имени автора всех шокировало. Никто не знал Асафа Зейналлы  как композитора, этот талант в нем открыл Узеир бек.

 

В те времена на трубе в основном исполнялся марш, это было известно всем. Песня, написанная Асафом для трубы на основе мугама «Раст», доставила истинное удовольствие зрителям.

 

Как жаль, что Асаф Зейналлы не смог завершить учебу по классу трубы, потому что врачи запретили ему играть на духовом инструменте,  он перешел в класс виолончели. Его педагогом был отец великого виолончелиста М. Ростроповича Леопольд Ростропович.

 

В 1926 году музыкальный техникум был объединен с Консерваторией, в тот же год Асаф поступил в оркестровый класс. Спустя какое-то время,  по совету Узеир бека его перевели на композиторское отделение. В 1931 году Асаф окончил композиторское отделение Азербайджанской государственной консерватории.

 

Бюльбюль, обучающийся в тот период в вокальном отделении, в своих воспоминаниях писал: «Я не мог получить оценку по гармонии у Узеир бека. «Ты - талантлив, но уступок не будет, ты должен хорошо изучить гармонию», - сказал он мне. Я подумал, Асаф – отличник, попрошу его помочь мне. С помощью Асафа я сдал экзамен и получил отметку. Затем Асаф уехал в Ленинград продолжил образование. По возращении он представил мне два своих произведения, «спой, я думаю, тебе понравится», - сказал он. Эти две песни – «Страна моя» и «Вопрос» я исполняю до сих пор».

 

В мае 1929 года в Консерватории впервые состоялся концерт, состоящий из произведений азербайджанских композиторов, а в июле того же года – из произведений студентов Консерватории. Впоследствии по инициативе Асаф Зейналлы в Москве и Ленинграде прозвучали произведения азербайджанских композиторов. Об этом мы расскажем ниже.

 

 В студенческие годы Асаф Зейналлы сотрудничал с Тюркским рабочим театром, писал музыку для зрителей. Асаф Зейналлы, возглавляющий музыкальный отдел Театра свободной критики и пропаганды, писал музыку на спектакли, поставленные  по популярным в то время произведениям.  Он также написал музыку на драмы «Алмаз» и «Севиль».

 

Позже, во время учебы  в Консерватории, Асаф  познакомился с выдающейся пианисткой и педагогом Кевкяб ханым Сафаралиевой. Они учились в один период. Одинаковый музыкальный вкус и общее мировоззрение со временем укрепили их взаимоотношения, которые переросли в любовь. Асаф, заметив  талант пианистки,  пригласил ее на работу в симфонический оркестр Театра свободной критики и пропаганды

 

Конец 1920 годов. Советская власть, забыв  о национальной принадлежности народов и с целью превратить население страны в советских граждан, стала врагом всего национального. Носители идеи «пролетарской культуры» старались стереть из истории народную музыку, национальные инструменты, а вместо них создать новое самопровозглашенное пролетарское искусство. Асаф Зейналлы вместе со своим наставником Узеир беком поднялись на защиту национальной музыки и народных инструментов. Они пытались сохранить, а также развить народное творчество, создавая синтез между формами и жанрами национальной музыки. Асаф Зейналлы доказал, что народная музыка вовсе не портит музыкальный вкус масс (так утверждала система), а наоборот, способствует его развитию путем собственного прогресса и пропаганды.

 

Свою борьбу он продолжил  по линии Ассоциации пролетарских музыкантов, продолжая пропаганду   азербайджанской музыки. Состоявшиеся еще в студенческие годы в конце 20-х годов  переговоры с коллегами  в Ленинградском центре культуры СССР, помогли ему достичь своей цели в 1931 году. В Ленинградской государственной филармонии был организован  концерт из произведений азербайджанской музыки.

 

Асаф Зейналлы рьяно выступал против враждебных попыток Советов избавиться от народных инструментов. Передо мной его статья, написанная в защиту тара: « Основной ошибкой народного комиссариата является непонимание того, что все наши песни и танцы берут начало из мугама, являются его составной частью. Тар – единственный инструмент, который точно и правильно передает сущность и красоту  мугама. Мы  не имеем никакого права экспроприировать то, что принадлежит народу. Заявления о том, что   тар в ансамбле  не  нужен – абсолютно безосновательны. Мы знаем о таре, как о составной части оркестра, из спектакля «Аршин  мал алан»».

 

Эта статья была написана одновременно с публикацией в печати стихотворения Микаила Мушфига «Oxu, tar» («Пой, тар»). Один период, одна борьба, одна судьба.

 

Из воспоминаний Сеида Рустамова: « Асаф всегда был эмоционален во время споров, говорил, что азербайджанская музыка обязательно завоюет мировую славу. Помню, однажды из Москвы приехал один музыковед. Он утверждал, что восточная музыка  плохо звучит на рояле, необходимо изобрести новый инструмент. 21- летний Асаф так яростно выступал, что присутствующие никак не могли его успокоить. Он заявил, что, во – первых, восточная музыка имеет несколько направлений, не нужно все обобщать. Во- вторых, на основе нашей национальной музыки мы создадим новую азербайджанскую музыку. Мы нуждаемся не в новых инструментах, а в развитии и достижении новых высот».

 

Свое слово он сдержал. Стал основателем жанра азербайджанского классического романса. «Художественным достижением являются романсы и песни, занимающие важное место среди вокальных произведений в  творчестве композитора,   которые соединяют в себе европейскую классическую  форму с особенностями ладов мелодии народной музыки». (из книги Назима Кязымова «Асаф Зейналлы»).

 

В ноябре 1931 года по инициативе Асафа Зейналлы в Ленинградской государственной  филармонии прошел второй концерт по произведениям азербайджанских композиторов.

 

Асаф Зейналлы является столпом азербайджанской композиторской школы, основанной Узеир беком Гаджибейли. Наряду с первым представителем второго поколения азербайджанской композиторской школы, он также является одним из классических азербайджанских композиторов ХХ века. А. Зейналлы  перевел на ноты около 70 азербайджанских народных песен. Преподавал Гара Гараеву, Джевдету Гаджиеву и Тофигу Гулиеву.

 

 Азербайджанская музыка, вся  деятельность композитора, посвященная своей стране, противоречила цели  Совета народных комиссаров, который он без стеснения обвинял. Асаф Зейналлы был помехой в проведении Советом своей политики.

 

Асаф Зейналлы был другом Гусейнгулу Сарабского и Бюлбюля. Бюльбюль даже смог  уговорить его отправиться в Карабах, где должны были собрать образцы музыкального фольклора Азербайджана.  Именно там композитор подхватил тяжелое заболевание – брюшной тиф и вернулся в Баку для лечения. Очень жаль, но лечение не помогло. Композитор, почувствовав приближение скорой смерти, написал на стене больничной палаты свою последнюю симфонию «Баку» и попросил  брата перенести ноты в тетрадь. К сожалению, его последнюю волю никто не исполнил. 27 октября 1932 года Асаф Зейналлы скончался в больнице. Его брат - военный не смог оценить  то ли музыку, то ли композитора, или же  тяжелая утрата  сбила его  с толку.

 

Несмотря на свою недолгую жизнь - 23 года – Асаф Зейналлы оставил неизгладимый след в национальной музыке.  Основоположник  национального романса и симфонической музыки. Его романсы «Страна моя»,  «Пограничник», «Паранджа», «Вопрос», «Сейран» являются жемчужинами национального вокала.  Он автор таких произведений, как «Детская сюита» для фортепиано, пьес «Чахаргя», «Мугамсаягы» для скрипки и фортепиано, 2 фуг, «Фрагментов» для симфонического оркестра, а также музыки для театральных постановок и обработок народной музыки.

 

«Детская сюита» впервые в истории азербайджанской музыки  заложила основу детского жанра. Романс «Страна моя»  на слова Джафара Джаббарлы является самым известным произведением композитора.

Бакинский музыкальный колледж и одна из улиц столицы носят имя композитора. После  смерти композитора Консерватории было присвоено его имя. Однако, в связи с переименованием Консерватории после смерти Узеир бека, именем Асафа Зейналлы  было названо среднее музыкальное училище.

 

 Он очень любил детей, но ему не суждено было создать семью с любимой девушкой. Он часто проводил время со своими племянниками.

 

После кончины композитора его возлюбленная  Кевкяб ханым всю свою жизнь посвятила азербайджанской музыке, которую так любил Асаф. Ей суждено было стать большим музыкантом, как того желал ее любимый человек. Асаф продолжал жить в ее сердце, в ее музыке, замуж она никогда не выходила. Семьи братьев Асафа были для нее родными, она часто проводила с ними время.

 

Племянница Асафа Зейналлы Эльмира в настоящее время является педагогом в музыкальном колледже, которое носит имя ее дяди.

 

Он очень любил мугам «Баяты - Шираз». Во всех его произведениях слышны характерные интонации этого  мугама. Гениальный Узеир бек говорил о «Баяты - Шираз»: «С точки зрения художественно-духовного воздействия  «Баяты - Шираз» вызывает у слушателей чувство тоски и грусть». Композитор выразился слишком мягко. «Баяты - Шираз» буквально разрывает душу человека. В мугаме присутствует все: яркий колорит Азербайджана, аналогичный   личности самого автора. «Баяты - Шираз» соткан из скорби – как и судьба самого Асафа Зейналлы.

 

P.S. Выражаю особую благодарность директору музыкального колледжа имени Асафа Зейналлы Назиму Казымову за предоставленные материалы.

 

 

 

# 11405
avatar

Рамиля Гурбанлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#