Среди погибших были дети, женщины, старики…- ТРАГЕДИЯ 20 ЯНВАРЯ ГЛАЗАМИ ДЕЖУРНОГО ВРАЧА

20 января 1990 год

20 января 1990 год

20 января 2022
# 12:29

Кровавые события 20 января 1990 года навсегда вошли в историю азербайджанского народа как одна из самых трагичных, но в то же время героических дат. В этот день советские войска впервые в истории СССР штурмовали мирный город на территории своей страны.

По официальной версии, они были введены для предотвращения армянских погромов в Баку, однако в реальности это было сделано для того, чтобы подавить возрождающееся национальное движение.

Народ Азербайджана, стремившийся к независимости, решил сбросить проржавевшие имперские оковы, за что заплатил высокую цену - были зверски убиты 147, ранены 744, незаконно арестованы более 800 человек.

Оккупантам не удалось задушить стремление людей к свободе, через полтора года ненавистный режим пал, Азербайджанская Республика стала независимой страной. Но ни на один день мы не забудем тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

«Мы никогда не должны забывать наших шехидов, отдавших жизнь за свободу, независимость, Родину. Считаю, что сегодняшний независимый, могущественный Азербайджан – самое большое достояние нашего народа. Нашим шехидам, людям, отдавшим свою жизнь, принадлежат огромные заслуги в этом деле. Это никогда не должно быть забыто», - сказал президент Ильхам Алиев.

Свидетели и участники того трагического периода до сих пор помнят все в мельчайших деталях, несмотря на то, что с тех пор минуло уже 32 года.

Одним из тех, кому довелось не только наблюдать и быть непосредственным участником тех событий, но и благодаря кому удалось донести до мирового сообщества истинные масштабы произошедшей тогда трагедии, является доктор Теймур Гурбанов.

Ныне известный челюстно-лицевой хирург, а в те времена – врач Городской клинической больницы №1 (Семашко) дежурил в тот день. По его словам, хотя обстановка в те дни была достаточно напряженная, ничто не предвещало такой кровавой развязки.

«Около полуночи послышалась массовая стрельба, небо осветили трассеры. Мы знали, что советские войска стоят на подступах к городу, поэтому сразу поняли – начался штурм», - рассказал Т.Гурбанов.

По его словам, первые раненые начали поступать уже через час.

«Поскольку свет отключили около половины первого ночи, первые операции приходилось делать при свете свечей и керосиновых ламп. В больнице был генератор, и нам удалось запустить его. Раненых прибывало все больше, мест в операционных не хватало, мы использовали перевязочные. Некоторых, не тяжело раненых, приходилось усаживать в кресла и там оперировать. Полы были настолько залиты кровью, что я ловил себя на мысли о том, что не помню, какого они у нас цвета. Когда я спустился во двор покурить, проходя мимо комнаты санитарной обработки (помывочной), увидел через открытую дверь сложенные там штабелями трупы. К счастью, многие врачи, узнав о трагедии, буквально пешком пришли на работу и оказывали медицинскую помощь», - сказал наш собеседник. 

По словам Т.Гурбанова, раны были чудовищными, у людей, раненых одной пулей, были повреждены не только мягкие ткани и кости, но и внутренние органы. Складывалось такое ощущение, что пуля, попав в тело, начинала блуждать в нем. Позже, в ходе расследования тех кровавых событий, выяснилось, что тогда советские войска использовали запрещенные пули 5,45 калибра со смещенным центром тяжести.

Среди погибших и пострадавших были несовершеннолетние, женщины, старики и инвалиды. Многие из них были в состоянии шока, настолько сильного, что не чувствовали боли.

«Никогда не забуду русского мужчину, лет 45-50, у него были множественные огнестрельные ранения. Он был водителем спецмашины дорожной аварийной службы, подвергшейся обстрелу на Тбилисском проспекте. Он постоянно твердил: «Ну, как же так, братцы?!», и даже не заметил того, что когда мы его раздевали, готовя к операции, вместе с окровавленными брюками в таз упала отсеченная по колено нога», - вспомнил врач.

В определенный момент Т.Гурбанов понял, что это нельзя оставлять без внимания, мир должен узнать о жестоких преступлениях, которые творились в тот день в мирном городе:

«Когда многие из моих коллег уже подтянулись в больницу и выдалась свободная минута, я вдруг вспомнил, что у меня есть видеокамера, достаточно редкий по тем временам девайс. Тогда я осознал, что должен запечатлеть эти кровавые события. Вместе с нашим водителем мы сели в УАЗ-«буханку», предназначенную для транспортировки трупов, и отправились ко мне домой. Хотя по городу вовсю сновали танки и бронетехника, страха не было, было одно жгучее желание – добраться до камеры и снимать, снимать, снимать… Я понимал, что рискую жизнью, но главным в тот момент было стремление донести правду о том, что происходит в Баку. Мне удалось вполне благополучно добраться до дома, я тогда жил недалеко – на улице Тебриз. Забежав домой, я попросил супругу собрать нам поесть, а когда она вышла в кухню, быстро упаковал свою камеру в сумку.

Уходя, я поцеловал мирно спавших в своих кроватках детей, мысленно попрощавшись с ними, понимая, что могу больше не увидеть их.

На обратном пути мы попали под шквальный огонь в районе клуба бывшего завода имени лейтенанта Шмидта (Саттархана). Забыв о том, что в нашей «буханке» перевозили трупы, я упал на пол лицом вниз. Честь и хвала нашему водителю – он не потерял самообладания, но когда мы въехали в больничный двор, его лицо было землистого цвета, в глазах прыгал ужас, а посиневшие губы беззвучно что-то шептали. К сожалению, он так и не смог полностью восстановиться от пережитого, спустя несколько лет умер от инфаркта.

В клинике я снимал погибших и раненых, их рассказы о событиях, свидетелями которых они были и в ходе которых пострадали. Спустя несколько дней мне удалось размножить кассету и с помощью нашего главврача Яшара Алиева переправить одну из копий в Таллин. Оттуда, благодаря стараниям активистов местной азербайджанской диаспоры, ее доставили в Швецию, и уже в конце января 1990 года запечатленные на ней кадры демонстрировались на европейских телевизионных каналах».

Кровавые события 20 января, произошедшие 32 года назад, до сих пор не получили должной политической и правовой оценки со стороны международного сообщества. Виновные в них по сей день не понесли заслуженного наказания. Согласно международному праву, трагедия 20 Января должна быть признана тягчайшим преступлением против человечества, а его инициаторы и исполнители – предстать перед Международным уголовным судом.

# 9708
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#