Игбал Агазаде: «Не было никакой необходимости повышать стоимость газа для населения» - ИНТЕРВЬЮ

Игбал Агазаде: «Не было никакой необходимости повышать стоимость газа для населения» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
2 июля 2009
# 17:30
- Накануне Тарифный совет принял решение о двукратном повышении стоимости продажи природного газа населению страны с 47,2 до 100 манатов за 1000 кубометров. Следует ли ожидать повышения цен на нефть и электричество?

- Можно ожидать всего. Считаю, что не было серьезной необходимости поднимать цену на газ. Озвученная же причина этого не является убедительной. Предотвращение расточительного расходования газа, обеспечение населения качественным газом и себестоимость – все эти вопросы, отнюдь, не решаются путем повышения стоимости топлива. Это равнозначно тому, что расточительно расходующему хлеб ребенку перестают давать еду, чтобы он что-то понял. Расточительство предотвращают иными способами. А оказание услуг населению является долгом каждой государственной структуры.

А что касается уравнения цены газа с себестоимостью его добычи, то необходимо отметить, что Азербайджан является нефтегазодобывающим государством, и население имеет право использовать добываемые на территории страны природные ресурсы. Социально-экономическое положение населения Азербайджана не настолько удовлетворительно, чтобы цены на энергоресурсы поднимались до мирового уровня. Поэтому озвучивание подобных причин, побудивших повысить стоимость продажи газа для населения, является неверным.

В результате повышения тарифов на газ, стоит ожидать роста цен и на другую различного рода продукцию. Интересен сам факт того, что в Азербайджане повышают цены на нефтяную продукцию. Это ненормально. Государство не способно серьезно обосновать эти шаги, однако, как я считаю, это в большей степени связано с низкими мировыми ценами на нефть. Несмотря на то, что сегодня рыночные цены на баррель нефть составляют 70 долларов, тем не менее, до этого, в течение четырех месяцев, на мировых биржах она продавалась за 42-43, максимум, 50 долларов. С каждым годом зависимость государственного бюджета Азербайджана от нефтяных доходов продолжает увеличиваться. Если в 2006 году эта доля составляла 24%, в 2007 – 29%, в 2008 году – 24%, то в госбюджете 2009 составляет 42%. А в следующем году ожидается, что чуть ли не 60 % государственного бюджета будет формироваться за счет трансфера из Госнефтефонда, что по сути дела приведет к необходимости пересмотра цен в нефтяной и газовой секторах.

- Какие меры необходимо предпринять в данном случае для того, чтобы обеспечить более или менее нормальный уровень жизни для малообеспеченных слоев населения?

- Еще раз повторяю, что никакой необходимости к поднятию цен не было. А, следовательно, и не было необходимости впоследствии искать какие-то определенные категории граждан, чтобы оказывать им помощь. Наше государство подписывает соглашения о продаже энергоресурсов за рубеж, и одновременно поднимает стоимость продажи газа для местного населения. Как говорят представители руководства «Азеригаза», они покупали газ у ГНКАР по цене 42 доллара. А сейчас «Азеригаз» будет продавать населению страны газ по цене 100 манатов или 120 долларов за 1000 кубометров. В таком случае я ничего не понимаю - пусть «Азеригаз» добавит к цене продаваемого газа стоимость услуг и расходы на содержание управления. Это составит, максимум, менее 20% цены. Вот пусть заложит 20% и продает населению газ по цене 53-54, максимум, 60 манатов за 1000 кубометров. Не более того. Вместо этого «Азеригаз» поднял цену до 120 долларов.

Почему-то проводятся параллели, и ведется сравнение с Грузией и Арменией, что типа в этих странах стоимость газа составляет столько-то. Но ведь Армения не имеет собственных природных ресурсов. А теперь давайте сравнивать с Туркменистаном, посмотрите, какие там цены. Государство должно все это учитывать.

- 5 января 2007 года Тарифный совет принял аналогичное решение о повышении цен на энергоресурсы. Помните ли Вы о том, на сколько тогда в среднем увеличились цены на продукты? Какого уровня повышения следует ожидать ныне? И как, по-вашему, население страны в этот раз более безболезненно переживет последствия повышения цены на газ или труднее?

- Считаю, что тогда социально-экономическое положение населения было лучше, нежели сегодня. Потому что тогда не было мирового финансового кризиса, и Азербайджан не испытывал его последствий на себе. Плюс ко всему, нефть продавалась на мировых рынках по стабильной цене. А сейчас складывается иная ситуация, сегодня мир переживает экономический кризис.

А что касается вопроса, какие секторы экономики пострадают более всего, то в Азербайджане очень мало промышленных сфер. Особенно сюда можно отнести строительных материалов, для производства которых используются газ, в частности, кирпич. А если обратиться к более далекой перспективе, скажем, к холодному времени года, то к зиме серьезный удар в Азербайджане будет нанесен по продуктовой, пищевой отрсли. Особенно, это коснется сельскохозяйственной продукции, продукции парникового хозяйства. Считаю, что, как минимум, цены на сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в парниках, вырастут на 14-17 процентов.

- Каких еще новых потрясений можно ожидать в этот кризисный момент?

- Сегодня пока еще азербайджанская общественность не достигла той точки, чтобы открыто выражать протест против этих процессов. Учитывая политические реалии, партии не способны пока повести народ за собой. Тем не менее, если ситуация продолжит развиваться в том же ключе, то последуют серьезные акции протеста.

- Употребляя слово «потрясения», я имел в виду, каких новых «сюрпризов» должно ждать населению…

- Народ может ждать множество сюрпризов. В связи с увеличением цены на газ можно ожидать увеличения стоимости бензина и другой нефтяной продукции. В частности, рост цен на мазут повлечет за собой увеличение стоимости электроэнергии.

Расим Бабаев
# 545
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#