Ариф Газиев: «Я с детства бросал камни в армян»

Ариф Газиев: «Я с детства бросал камни в армян»
29 июня 2009
# 15:01
В рубрике будет сделан экскурс в раннюю молодость известных нам людей, гостями рубрики будут писатели, поэты, люди искусства, политики и спортсмены.
Одним словом, люди, которых мы хорошо знаем, уважаем и любим. Как прошла молодость? Какие мгновения были яркими? Какой след оставила первая любовь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с молодостью вы узнаете от этих людей.

Сегодня в гостях рубрики основатель и руководитель театра «Мугам», один из самых стильных представителей азербайджанской культуры, кавалер ордена «Шохрет» Ариф Газиев.

- Как прошла юность Арифа Газиева?

- Юность моя прошла в очень тяжелых условиях, жили мы очень бедно. Отца в 1937 году приговорили к расстрелу, и матери пришлось одной воспитывать четверых детей. Хотя сама она не получила никакого образования, но очень старалась чтобы ее дети получили и среднее, и высшее образование и она добилась этого. Я был самым маленьким в семье, представьте, что у меня было всего две рубашки для школы. Каждый день моя мать стирала кучу белья и одежда была всегда на нас чистая, выглаженная и сами мы были всегда ухоженными.

Потом в моей жизни начался важный этап, я приехал в Баку и стал находиться среди известных деятелей культуры и искусства, с такими как Фикрет Амиров, Кара Караев, Ниязи, Рашид Бейбутов, Джахангир Джахангиров, Тофик Гулиев и Рауф Гаджиев. Понимаете, находясь среди этих людей, я чувствовал в себе некое очищение, я усовершенствовался, подражал им, запоминал их слова, выражения и движения, поведения за столом.

Когда я работал на телевидении, известный композитор Афрасияб Бадалбейли, который является автором балета "Девичья башня", и в августовскую жару носил костюм, рубашку с длинными рукавами с галстуком. Я его один раз спросил: "Как вы в эту жару носите костюм?", на что он ответил "Если я сменю свой внешний вид, никто меня не воспримет серьезно". Для меня этот человек стал эталоном. Я всегда старался брать положительные черты окружающих меня людей.

- Как запомнились ваши школьные годы?

- В Гяндже я учился в 5-ой школе, которая в то время считалась самой хулиганской. Всегда на переменах мы устраивали драки, школа находилась вблизи реки, и мы часто сбегая с уроков, собирались там, пели песни, играли в прятки. Но, пожалуй, самым запоминающимся было то, как мы бросали камни в армян, которые то и дело старались сделать какую-то пакость. Но, несмотря на все шалости, мы учились, учились ради счастливого будущего. Многие с нашего класса теперь являются профессорами, академиками и даже министрами. Учились мы даже в темной сырой комнате, освещенной одной старой лампой. Мать хотя была безграмотной, но всегда стояла над нашей головой и проверяла, подготовили ли мы уроки или нет. Во время войны на весь класс был всего один учебник, и мы, передавая его друг другу, заучивали наизусть стихотворения, которые до сих пор у меня в устах.

- Я слышал, что вы даже участвовали в школьных спектаклях в качестве актера?

- Да, было такое дело. Я ходил в Дом пионеров, пел в хоре и танцевал. Я являюсь первым исполнителем песни "Джуджялярим" известного композитора Гамбара Гусейнли. Это было в 1943 году, в саде Мир Джафара Багирова. Участвуя в спектаклях, я узнал и театральную жизнь, начал следить за режиссерской работой, постановками. Но когда уже оканчивал школу, я приехал в Баку, познакомился с Фикретом Амировым, поступил в театральный институт в 1956 году, на факультет "Актера театра и кино", с этого года, как только в Азербайджане появилось телевидение, я стал первым диктором на телевидении.

- Это правда, что известность вам пришла именно здесь?

- Да, я подготовил для отечественного телевидения около 200 передач. Я снимал и киноконцерты, пиком моей режиссерской работы стал фильм «Шур», который вот уже 42 года не сходит с экранов.

- По-моему, значимая часть вашей молодости связана с Ленинградом?

- Откуда вы все знаете (смеется). Да, я учился в классе Георгия Товстоногова, который в то время являлся главным режиссером Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского - ред.) Драматического театра, это было в 1964 году. У меня были хорошие учителя, русские, украинцы и евреи. Но мы - студенты, тоже всем интересовались, так как телевидение было новым явлением для СССР и приходилось читать зарубежных авторов. Учеба в Ленинграде очень сильно повлияло на мое мировоззрение, можно сказать, что высокой профессиональности я добился именно там.

- А как вообще прошли студенческие годы?

- У меня были хорошие учителя, очень хорошие. Один только профессор Рза Тахмасиб чего стоил. Мне также преподавали Мехти Мамедов, Али Зейналов и Исмаил Дагестанлы.

- По-моему, вы что-то скрываете, ведь я слышал, что вас даже хотели исключить из университета…

- Ну все, вы все мои секреты раскрыли (смеется). Да, в то время, я сам этого не зная, обидел нашего ректора университета, даже 3-4 месяца, меня не подпускали близко к университету. Покойный ректор очень старался, чтобы меня уволили, но в дело вмешался сам министр и меня больше не трогали.

- Была ли первая любовь?

Моя первая любовь - моя нынешняя жена. Я женился в 21 год, мы познакомились в университете. В четвертом курсе поженились и до сих пор храним верность друг другу. Недавно отметили и золотую свадьбу, 50 лет как живем вместе. Со спутницей жизни мне очень повезло, она профессор, 40 лет как работает в Университете Культуры и Искусства.

- Какую свою ошибку вы запомнили до сих пор?

Это было недавно. Наш уважаемый президент Ильхам Алиев со своим почетным гостем пришел в наш театр. Когда гость спросил меня о возрасте этого сооружения, я ответил, что оно было построено в 12 веке. Ильхам Алиев исправил меня, сказав, что здание было построено в 5-6 веках. Это я запомнил на всю жизнь.

Вугар Гасанов
# 2694
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#