«Азербайджанский народ является преемником творцов древней цивилизации Южного Кавказа»

«Азербайджанский народ является преемником творцов древней цивилизации Южного Кавказа»
31 июля 2010
# 11:26
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с заведующим отделом Института археологии и этнографии НАНА, доктором Фархадом Гулиевым.

- Известно, что на средства, выделенные из Президентского фонда на археологические раскопки, в стране за последние годы были открыты новые археологические памятники. И, главное, каковы актуальные вопросы археологии Азербайджана?

- За эти два года были исследованы практически новые разновременные археологические памятники, которые дали много новой информации по древнему периоду. Одной из актуальных задач современной археологии является изучение проблем формирования земледельческо-скотоводческих культур и расселения оседлых земледельцев и скотоводов, занимавшихся древнейшим производящим хозяйством. Это очень интересная и актуальная проблема, интересующая практически все археологические центры, занимающиеся вопросами древних цивилизаций. В Азербайджане исследуются несколько таких археологических памятников. Одно из них, уже достаточно известное научной общественности поселение Гейтепе в Товузском районе.

Раскопки на неолитических поселениях Геййтепе – в Товузском, Гасансу – в Агстафинском, Кямилтепе – в Агджабединском, Полутепе – в Джалилабадском районах, датируемых VI тыс. до н. э., и на поселениях энеолитического периода, датируемых V и IV тыс. до н.э. дали богатейшую информацию по этому периоду человечества. Памятники этих периодов охватывают проблемы первой глобализации человеческой цивилизации, которая была связана с древнейшими ближневосточными культурами. Именно в этот период человек, переходя на оседлость, начинал созидать: строить относительно большие дома, работать на земле, заниматься скотоводством, изобретает металл и думает о благосостоянии своей общины.

- Можете ли перечислить основные из памятников, которые, если можно так выразиться, перевернули ранее существующие научные представления?

- В этом плане могу сказать, что азербайджанский народ является преемником творцов древней цивилизации Южного Кавказа 7- 6 тыс. до н. э. Археологи многих европейских стран особо большое внимание уделяют изучению памятников именно первых цивилизаций. Сюда относят периоды средней и поздней бронзы, раннего железа, античного периода, раннего и развитого средневековья. За два года начались и ведутся очень интересные в этом плане раскопки в Геранбойском и Гейгельском районах. В результате раскопок энеолитических и раннебронзовых поселений, курганов и грунтовых погребений, получено много интересных археологических материалов, которые требуют более тщательных работ в этих районах. А в с. Гараджемирли Шамкирского района уже несколько лет ведутся исследования в интереснейшем археологическом памятнике, представляющем собой дворцовое здание 1 тыс. до н.э. Раскопки ведутся, в том числе, в средневековом городе Шамкир. Недавно начались раскопки в районе Ахсу. Здесь исследуется столица Ширвана, которая существовала в 18-м веке. Некоторые из наших интереснейших археологических памятников исследуются зарубежными археологами.

- Вы говорите, что азербайджанский народ является преемником творцов древних цивилизаций, которые являлись ранними земледельцами. Общались ли они на языке, хоть сколько-нибудь похожим на нынешний наш национальный язык?

- Вопрос языка древнейшего периода - один из сложных вопросов, стоящих перед наукой. Однако говорить об этносе и о языке периода неолита не профессионально с научной точки зрения. Дело в том, что древний период Азербайджана не был отражен в письменных источниках. Наши представления о глубоком прошлом формируются на основе археологических материалов. И самое главное, в период неолитической революции весь Южный Кавказ был охвачен единой культурой. Поэтому говорить о языке неолитического или энеолитического периодов практически невозможно. Да это и не важно. А важно то, и это уже ясно наверняка, что обитатели древнего Азербайджана не были индоевропейцами. В научной литературе по этому вопросу имеется много сведений. Большинство исследователей склонны считать, что после миграционных процессов индоевропейцы просто заимствовали культуру Древнего Востока. То есть это был нормальный процесс, который происходил на Ближнем Востоке и на Кавказе. Для нас же самый главный результат исследований это то, что до сих пор в нашем народе прослеживаются очень важные духовные и культурные элементы, существовавшие в период неолита на территории Южного Кавказа. Это та самая генетическая связь, выявленная в процессе исследования.

- Можно будет привести хотя бы один пример?

- Один – могу. Наши традиции Новруз байрама исходят из периода неолита. Новруз Байрам – это, по сути, праздник земледельца: просыпается земля, начинаются работы на ней и т.д. Все традиции, связанные с этим национальным праздником, исходят из древности, чему у нас есть научные подтверждения. Я вам скажу, что древний люд был очень цивилизованным. Все его решения были взаимосвязаны между собой – природой, религией, бытом.

- Известно, что на Южном Кавказе работает много зарубежных археологов, организовываются международные экспедиции. Как обстоят дела у нас c этим и, вообще, какой прок в участии иностранцев в наших раскопках?

- После развала СССР международные археологические экспедиции впервые появились в Грузии, потом в Армении. В последние годы такие экспедиции стали организовываться и у нас. Первыми иностранцами стали французские археологи, представляющие СНРС (Национальный центр научных исследований Франции). Они работают с нами в Товузе и в Нахчыване, где работает большая группа американских археологов. Совместно с нашими археологами исследуется городище 1 тыс. до н.э. - Оглангала. Раскопки ведутся в памятниках, отражающих развитие металлургии на Кавказе. Немецкие специалисты работают в Шамкирском и Агджебединском районах. Группа профессиональных археологов, представляющих Токийский Университет Японии, привлечена к исследованию неолитического поселения в Товузском районе. С прошлого года в Габале работают археологи из Южной Кореи. Сейчас ведутся переговоры с археологами Австралии, Англии и Турции. Как видите, мы не отстаем в этом плане, и даже более того, число зарубежных исследователей, интересующихся нашей древней историей, растет с каждым годом. Преимущество совместных с иностранцами экспедиций – не только обмен опытом и ряд других профессиональных преимуществ. Главное в том, что благодаря их участию мы легко и быстро можем донести наши научные открытия до мировой общественности.

Так, в начале этого года я был на двух международных конференциях в Японии и в Англии. В Лондоне тогда собрались практически все ведущие археологи мира. И принимавшие участие в азербайджанских экспедициях зарубежные археологи в своих докладах сообщали о наших достижениях, чем вызвали большой интерес у ученых мира к нашим древним памятникам. А были среди них и такие, которые вообще не имели представления о нашей археологии. На конференции было представлено несколько разновременных археологических памятников Азербайджана. Безусловно, это послужило хорошей и серьезной научной пропагандой материальной культуры Азербайджана. Они рассказали и о масштабности археологических раскопок в Азербайджане в последние годы.

И другим, очень важным преимуществом международных экспедиций, является внедрение новых технологий в процесс археологических исследований и развитие нашей археологической науки. В исследованиях участвует широкий круг различных специалистов, это геоморфологи, палеонтологи, палеоботаники, палеозоологи, археотопографы, археоастрономы, специалисты, определяющие датировку памятника методами радиоуглеродных анализов, что отвечает требованиям современной археологии. И еще очень важный момент - иностранные специалисты в обязательном порядке привлекают в процесс работы экспедиции студентов, которые затем получают возможность пройти тренинги в зарубежных странах. Практика показывает, что именно те памятники, которые стали объектом исследований международных экспедиций, получили наибольшую известность среди мировых ученых кругов.

Однако не все приветствуют такие проекты и это нормально, есть и консервативно настроенные ученые. Но мир прогрессирует с большой скоростью, переживает период глобализации и интеграции. И если мы хотим, чтобы о наших памятниках знали за пределами Азербайджана, надо стараться делать это соответственно мировым стандартам, иначе, к сожалению, нас не будут принимать «всерьез».

- Что вы можете сказать по поводу стратегических археологических программ и об уровне отечественных специалистов? И насколько их удовлетворяют финансовые средства, выделенные государством для раскопок?

- Во всем мире археологические работы проводятся на основе определенных разработанных программ. Конечно же, мы тоже готовим стратегические программы. Дело в том, что эти научные программы составляются на базе археологических центров. В 80-е годы в Азербайджане было много профессиональных археологов, и потому в те годы велись серьезные археологические исследования. Многие считают, что археология - дело легкое: «Взял в руки лопату и - раскопал». Но это далеко не так. Копать с лопатой может каждый. Археологическая раскопка - это целая наука. Каждый тип памятника имеет свой метод раскопа. Это во-первых.

Во-вторых, важна трактовка найденных материалов, правильная их интерпретация. А для этого, в первую очередь, нужно знать проблемы древней истории. В нашей истории археологии известны имена азербайджанских археологов, создавших и прошедших в свое время хорошую научную школу.

Но, к сожалению, сейчас таких ученых очень мало. Хотя, если судить по статистике научных защит в этой области, у нас должно быть достаточно хороших археологов. Отмечу, что за последние годы появилось новое поколение археологов, некоторые из которых работают не хуже своих профессиональных предшественников. Еще надо отметить, что благодаря вниманию государства многие молодые кадры не отошли от науки, хотя такая тенденция в республике еще держится. В течение последних двух лет молодые археологи успешно работают во многих районах страны.

По поводу финансирования могу сказать следующее. Я часто бываю в различных странах и хорошо знаю, как обстоят с этим дела за рубежом. Поэтому могу сказать, что финансирование археологических исследований в Азербайджане сегодня соответствует международным стандартам. И еще - сегодня в закавказском регионе только у нас выделяется достаточно средств на археологические исследования.

- Есть ли у Министерства культуры и туризма информация об исследованиях наших археологов?

- Министерство в курсе всех археологических исследований, проводимых нами. И не только в курсе, оно активно помогает археологическим исследованиям, проводимым Институтом археологии и этнографии НАНА. Оно обеспечивает охрану, консервацию и реконструкцию археологических памятников, без чего наша работа теряла бы смысл. Все раскопки требуют защиты.

Сурая Назарли
# 4059
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#