Возраст убийцы можно определить по капле крови, заявляют ученые

20 июня 2018

Генетики из США научились определять возраст убийцы или его жертв по одной капли крови, оставленной на сцене преступления, что поможет полиции и детективам быстрее находить виноватых и потерпевших. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в журнале ACS Central Science.

"Наша методика работает с почти 100% точностью – мы смогли точно определить, к какой возрастной группе принадлежат образцы крови почти всех участников наших опытов. Сейчас мы работаем над созданием более точных ее версий, которые смогут точно вычислять возраст подозреваемого", — отмечает Игорь Леднев из университета Нью-Йорка (США).

Еще в относительно недавнем прошлом, следователи и детективы могли определить личность преступника лишь по его описанию со слов очевидцев или по отпечаткам пальцев. Примерно два десятилетия назад их арсенал был расширен благодаря созданию технологий секвенирования ДНК.

В последние годы к этой работе подключились химики, биологи и физики, значительно расширившие арсенал криминалистов. Обрывки различных молекул в образцах крови жертв или убийц, в их отпечатках пальцах и следах дыхания на стекле позволяют раскрыть их пол, вредные привычки, этническую принадлежность и многие другие черты, способные резко сузить круг подозреваемых.

Леднев и его коллега Кайл Доти (Kyle Doty) научились вычислять одну из главных характеристик преступников и их жертв – возраст – анализируя спектр белковых молекул, присутствующих в человеческой крови.

Как объясняют ученые, по мере развития и старения тела химический и белковый состав нашей крови претерпевает значительные изменения. Биологи знали об этом достаточно давно, однако большое количество подобных изменений и сложная система связей между ними мешали использовать эту закономерность для вычисления биологического и календарного возраста.

Доти и Леднев решили эту проблему, обойдя ее со стороны – они не стали раскрывать эти связи, а просто изучили то, какие молекулы чаще всего встречаются в крови детей, подростков, взрослых и пожилых людей, используя так называемый рамановский спектроскоп.

Он позволяет достаточно точно измерить количество молекул разной массы и узнать их примерную форму, обстреливая образец при помощи лазера. Пучки частиц света будут сталкиваться с молекулами, поглощаться ими и порождать вспышки вторичного излучения, "цвет", закрученность и другие свойства которого будут зависеть от формы и структуры вещества.

Анализируя возникающую в результате этого "радугу", ученые могут быстро отслеживать различия в химическом составе образцов крови или других биологических жидкостей, и определять по ним примерный возраст их обладателя.

Собрав образцы крови у десяти новорожденных, нескольких дюжин подростков и взрослых мужчин и женщин, авторы статьи проверили, как хорошо работает их методика. Как показали эти опыты, спектроскоп безошибочно находил следы крови младенцев, и различал три остальных группы с 99% точностью.

Как надеются ученые, подобные методики ускорят работу криминалистов и упрочат репутацию "научных" методов ведения расследования, в точности работы которых сомневаются многие скептики, ссылаясь на несколько случаев ложного определения личности преступников по их ДНК.