Теймур Вагабов: «Зидан понял, что я нахожусь в оцепенении» - БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ

<b>Теймур Вагабов: «Зидан понял, что я нахожусь в оцепенении»</b> - <span style="color:red;">БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ
10 мая 2018
# 09:20

Человек, с которым мы встретились в одной бакинской кафешке, внес большой вклад в развитие отечественной журналистики, в частности спортивной, ведь выпускаемый им журнал считался одним из лучших изданий.

О том, как начался путь азербайджанского журналиста Теймура Вагабова, почему он принял решение создать журнал «Футбол без границ», как зародилась любовь к этому виду спорта, почему он решил переехать в Москву и обосноваться там – в нашей беседе, которая состоялась во время его недавнего визита в Азербайджан.

- Теймур, здравствуй! Расскажи, как зародилась твоя любовь к футболу?

- Добрый день! Футболом я интересовался с детства, часто играли с ребятами после школы. Мое увлечение футбольной статистикой началось с ежегодного футбольного справочника, который мне подарили родители в 1979-ом году. В нем рассказывалось о ведущих футболистах, клубах и т.д.

В наши годы не было интернета, поэтому такие справочники были на вес золота, и мы стали их ежегодно выписывать. Как ты помнишь, в них рассказывалось не только о нашем «Нефтчи», но и освещались выступления клубов в чемпионате СССР и в еврокубках. Затем я стал выписывать газеты «Советский спорт» и «İdman». Со временем, пополняя свои знания, я стал находить неточности и ошибки в некоторых их публикациях, о чем писал в редакции. Приходили отзывы с благодарностью за бдительность (смеется). В итоге, это превратилось в своеобразную охоту

- Как произошло твое знакомство с журналистикой?

- Вернувшись из армии, я решил попробовать свои силы в газете «Футбол экспресс», которая в то время только открылась, и ей нужны были спортивные журналисты. В этом издании, к сожалению, просуществовавшем недолго, мы работали безвозмездно, но получили определенный опыт. К тому же, это было престижно. Начав писать о футболе, я понял, что у меня получается и решил продолжить этим заниматься. В 1994-ом году в США проходил ЧМ по футболу, который никак не освещался в отечественной прессе. Я пришел в редакцию замечательной газеты «Гюнай» и поинтересовался, почему они не пишут о футболе. У них был всего один материал, точнее карта США, с указанием стадионов, где пройдут матчи турниров. Этого, по мнению редакции, было вполне достаточно.

Мне задали встречный вопрос – а что вы можете предложить? Я ответил, что могу максимально подробно осветить ЧМ и предоставить самую разную информацию. Так началось наше сотрудничество, причем очень плодотворное. Затем поступило предложение из газеты «Qələm», куда я писал обзоры новостей о разных видах спорта, не ограничиваясь только футболом, который всегда оставался в приоритете. Это было начало 90-х годов прошлого столетия.

- Как возникла идея создать журнал «Футбол без границ»?

- Еще в 1996-ом году мы с ребятами хотели выпустить качественный спортивный журнал европейского уровня. Несмотря на то, что у нас была инициативная группа, много информации, нам не удалось найти рекламодателей или спонсоров и реализовать задумку. Идею пришлось отложить в долгий ящик. Через семь лет мы с друзьями решили вернуться к этой идее. В итоге в 2004-ом году вышел в свет первый выпуск журнала «Футбол без границ» в виде альманаха, посвященного ЧЕ, где рассказывалось об истории создания турнира, его героях и победителях, давалась подробная информация об игроках и многое другое. Это был не просто журнал, а своего рода, справочник по футболу на 160 страницах! Мы подошли к его изданию основательно!

- Тебе было интересно узнать, что думали о твоем журнале известные журналисты?

- Помню, как я показал журнал мэтру отечественной спортивной журналистики Акшину Кязымзаде, объездившему весь мир, на материалах которого я учился. Мне удалось пробиться к нему, чтобы получить благословение, пару советов и узнать его мнение о «Футболе без границ». Он взял журнал, похлопал меня по плечу и сказал – «молодец», даже не заглянув внутрь, и продолжил – «Теймур, тот, кто сделал такой журнал - уже молодец, по обложке я вижу, что это огромный труд! Продолжай работать». Я был на седьмом небе от счастья! Кстати, все материалы в первые два номера журнала я написал сам, редколлегии у меня тогда еще не было.

- Насколько успешным оказался данный проект? ​

- Со временем журнал стал выходить на двух языках. Азербайджанская версия называлась «Sərhədsiz futbol» и была больше нацелена на регионы. Журнал на русском языке позволял нам выходить на международный уровень, к примеру, в пределах СНГ. Нам приходили благодарственные письма от ФИФА и УЕФА. Когда в Баку приезжали тогдашний президент ФИФА Йозеф Блаттер и Мишель Платини, еще не президент УЕФА, мы с ними встречались. В те годы мы тесно сотрудничали с АФФА, где департамент по связям с общественностью возглавлял великолепный человек Мазахир Сулейманзаде, которому я до сих пор благодарен. В День журналистики нас всегда отмечали, награждали дипломами, грамотами и т.д. Мы старались помогать АФФА, идти рука об руку, и взаимное сотрудничество приносило свои плоды.

В те годы многие люди из мира футбола часто говорили, – «Теймур, к сожалению, наш футбол не дотягивает до уровня твоего журнала». Возможно, это прозвучит нескромно, но мы действительно делали все, чтобы наш журнал соответствовал лучшим мировым стандартам.

- Теймур, встречи, с какими известными личностями из мира футбола тебе особенно запомнились?

- Мы рассказывали о наших футболистах, иногда стараясь немного возвысить их уровень, всегда поддерживали ветеранов. В результате у меня сложились теплые отношения не только с ветеранами, но и молодыми футболистами, которые впоследствии добивались успехов на футбольных полях, а затем занялись тренерской работой.

Конечно, особняком стоят встречи со звездами мирового футбола. Как ты знаешь, у президента мадридского «Реала» Флорентино Переса был принцип – в год он покупал по одной звезде. В результате, в «королевском клубе» в один период собрались лучшие футболисты мира. Перес покупал не просто звезд, а обладателей Золотого Мяча. В 2004-ом году я получил аккредитацию на матч ЛЧ «Динамо» Киев - «Реал» Мадрид в Киеве. Я не поверил своему счастью, ведь аккредитация давала мне доступ ко всем игрокам с правом взять блиц интервью.

После тренировки я взял интервью у Рауля, Икера Касильяса, Луиша Фигу, Фернандо Морьентеса, Майкла Оуэна, Роберто Карлоса, Роналдо! Но самое неизгладимое впечатление было от общения с Зинедином Зиданом, который на тот момент был футбольным Божеством. У меня от волнения пересохло в горле... Он понял, что я нахожусь в оцепенении, и отнесся ко мне с уважением – сам начал диалог, после чего все пошло, как надо. Кстати, у нас была похожая заминка, когда мы фотографировались с Платини. Тогда не сработала камера, но француз воспринял это как шутку (смеется).

Мне посчастливилось общаться и с самим владельцем «Реала» мультимиллионером Флорентино Пересом. После знакомства с этими звездами я понял, что такие личности - простые люди. Эти исторические встречи запомнились мне на всю жизнь. Из всех известных футболистов мне не удалось пообщаться разве что только с Месси, который тогда только заблистал.

- А что касается ветеранов отечественного футбола?

- Мы часто общались с Искандером Джавадовым. В те годы он сильно критиковал позицию АФФА, которая приглашала иностранных специалистов для работы с национальной сборной. Он продвигал свои идеи, ему нужна была трибуна, одной из которых и был «Футбол без границ». У меня были хорошие отношения с олимпийским чемпионом Игорем Пономаревым, Асимом Худиевым, который после завершения игровой карьеры занимался судейством. К большому сожалению, мне не удалось застать легендарного Анатолия Банишевского, но я немало общался с Алекпером Мамедовым, Казбеком Туаевым, Сергеем Крамаренко, Виталием Шевченко и многими другими.

- Почему ты решил приостановить выпуск журнала?

- На своем опыте ты знаешь, что печатные и интернет СМИ сильно зависят от рекламы. Мы никогда не экономили на типографии и на качестве бумаги, выбирали только лучшее, что было довольно затратным. В те годы наш журнал был воспринят как некий прорыв, так как мы были первыми в этой сфере, создавая качественный конкурентоспособный продукт. Позже начали выходить и другие журналы, многие из которых просуществовали совсем недолго. Я всегда делился опытом с редакторами новых изданий, чтобы создать в нашей сфере здоровую конкуренцию и качественно улучшить уровень отечественных спортивных СМИ.

Затем наступил период, когда я открыто критиковал некоторые решения АФФА, что в свою очередь сказалось на количестве рекламы в нашем журнале. Платой за мою независимость стал уход многих рекламодателей. К тому же, в тот момент я вошел в состав Исполкома Бакинской Федерации Футбола. Мы проводили масштабные детские турниры. Организационные вопросы отнимали много сил и времени. Я стал где-то не успевать. Конечно, сказалась и экономическая ситуация, которая ухудшилась. Мы уменьшили формат журнала, отказались от азербайджанской версии, верстку проводили за двое суток, переехали в более дешевый офис подальше от центра.

Я не сидел, сложа руки, искал поддержку Министерства молодежи и спорта, занимался поиском новых рекламодателей. Мое предложение футбольным клубам было следующее: мы предоставляем им журнальную площадь для рекламы, оставляя за собой право в остальных материалах продолжать быть объективными при оценке игр с участием их команд. С некоторыми клубами получилось найти общий язык, они были готовы к объективному анализу и критике, но это были единицы. Большинство интересовали только хвалебные статьи, но главными позициями моей деятельности и журнала всегда были непредвзятость и объективность, а это устраивало не всех.

Через некоторое время АФФА сделала предложение, фактически, заключив с нами договор о рекламе. Мне пришлось согласиться, хотя условия были невыгодными с материальной точки зрения. Но еще год мы продержались на плаву. Потом еще некоторое время удавалось содержать журнал исключительно доброй воле и помощи моих друзей и знакомых, в том числе и из мира футбола. Но когда я понял, что кроме меня этот журнал, к большому сожалению, стал никому не нужен, то принял решение приостановить его выпуск, но официально не закрывать. Это было летом 2009-го года.

- После этого ты решил переехать в Москву? Почему?

- В Москве на тот момент жила моя будущая супруга Наталья, и когда я понял, что меня в Баку по большому счету в профессии ничего не держит, решил переехать в Москву и попытать свое счастье в этом городе.

- Чем ты стал заниматься в Москве? Наверное, тебе пришлось столкнуться с трудностями, покоряя этот мегаполис?

- Конечно! Первоначально я хотел заниматься журналистикой. Определенное время сотрудничал с довольно известным сайтом «Sportbox», куда меня пригласил руководитель портала Константин Клещев. Меня взяли, как начинающего журналиста, даже не просмотрев мое CV. Я начал «с нуля», причем пробовали меня в семи амплуа (обзор прессы, переводы, обзор матчей, интервью и т.д.), и придраться было не к чему. Они были удивлены, узнав, что я долгое время был главным редактором журнала.

Возможно, мой потенциал, знания и навыки помогли бы мне преуспеть, и были бы оценены по достоинству, если бы я не столкнулся с национальным вопросом - моими редакторами были армяне, как это не прискорбно. Сегодня эти люди не занимают те посты, но мне в свое время они создали много неприятностей, когда мои гонорары за статьи стали резко уменьшаться под видимыми и невидимыми предлогами. В итоге, пришлось оставить журналистику и перейти в сферу, которая реально приносила доход.

Наряду с этим, определенное время я сотрудничал с азербайджанскими журналами EGO и Caprice, но совершенно в другом амплуа, как прозаик. Первоначально писал для них о футболе в более художественном стиле без сухой статистики, а затем были эссе, рассказы, материалы для женской аудитории и т.д. Тоже, кстати, довольно интересный опыт.

- Чем ты занимаешься сегодня?

- Девятый год я работаю в компании ООО «Компания «Агора», крупном дистрибьюторе бытовой химии, косметики, парфюмерии и хозяйственных товаров. Думаю, ты со мной согласишься, что стабильность всегда важна. Непостоянство вызывает нервозность. Не могу не отметить поддержку со стороны моей супруги Натальи, вместе с которой мы преодолели трудности.

Когда на начальном этапе я днем работал в компании, а по ночам писал для разных изданий, именно супруга сказала мне, что работа в таком режиме ни к чему хорошему не приведет, ведь я посвящал работе круглые сутки. Поэтому мы решили выбрать ту сферу, где есть стабильность, перспектива и уверенность в завтрашнем дне. Выбор пал не в пользу журналистики, но футболом я по-прежнему интересуюсь.

- Ты ностальгируешь по Баку? Какие впечатления вызвал у тебя родной город?

- Я не был в Баку более 5-ти лет, если говорить про многодневный визит для отдыха. Нахожусь под впечатлением, которое сложно передать словами. Баку преобразился, но тем нее менее, остается для меня родным, хотя сегодня я гуляю по его улицам, как турист. Слышал много восторженных откликов иностранцев о Баку, и теперь сам присоединился к ним. Конечно, скучаю и по городу, и по родным людям. Мне очень понравилось здесь.

- Есть желание реализовать какие-то совместные проекты Баку-Москва или Москва-Баку?

- Никогда не говори никогда! Конечно, сегодня предложение должно быть настолько увлекательным, чтобы я решил заняться этим проектом, ведь я уже долго работаю в компании, где уже набрался определенного опыта и чего-то добился. Соблазн вернуться в журналистику иногда возникает, когда я сталкиваюсь с непрофессионализмом коллег. Если мы хотим прогрессировать и развиваться, то в каждой сфере должны работать специалисты, настоящие профессионалы своего дела.

Журналистика – не исключение. Нужно любить свою профессию и свое дело. Если делать что-то, то только - хорошо, если нет, то - лучше просто этим не заниматься. Это очень важно. Как говорится, время покажет (улыбается).

Рубрика "БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ" выходит на Vesti.Az при поддержке популярной сети книжных магазинов LIBRAFF

# 3381
avatar

Бахрам Багирзаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#