Армянская революция: такая же наглая, как и сами «многострадальцы»

Армянская революция: такая же наглая, как и сами «многострадальцы»
4 мая 2018
# 20:00

Обстоятельные переговоры и обсуждения с российскими депутатами, с послом России в Армении и с парламентскими фракциями, содержательные геополитические заявления, которых с нетерпением ждали дипломатические представители крупных государств – да, Н. Пашинян с особой прилежностью выполнил все необходимые политические процедуры, которые, как правило, всегда последуют после смены власти.

Он даже не забыл внутреннюю радикально настроенную, националистическую армянскую аудиторию, озвучил достаточно резкие заявления в адрес Азербайджана, подробно изложил свою позицию в отношении карабахской проблемы.            

Стало понятным, что этот человек по внешнему виду напоминающий обычного журналиста–натуралиста, который больше времени проводит на природе, несмотря на свой неопрятный внешний вид, в вопросах политики достаточно аккуратен и прилежен, имеет тонкое политическое чувство, учитывает ожидания всех сегментов общества.

Но наше внимание привлекли и другие черты армянской «бархатной революции». На своем опыте мы с революцией лицом к лицу столкнулись лишь один раз, но за эти годы,- а это чуть меньше тридцати лет, - внимательно следили за всеми революционными волнениями не только нашего региона, даже всего мира.

Все революции в каком-то смысле, и похожи друг на друга и не похожи – несмотря на общность цели и социальной миссии местные особенности тоже все-таки сказываются.   

Но у них у всех есть одна довольно общая черта: все революции отличаются от других социально – политических процессов, если можно так выразиться «искренностью» и «простотой». Не скрою, иногда ее «искренность» бывает в такой степени первобытной, такой показной, что даже отталкивает, вызывает самые негативные чувства.

«Когда читаешь ваши труды, хочется ходить на четвереньках» - великий Вольтер так писал Руссо. Думается, и великого француза отпугивала именно это первобытная «искренность».

Да, все революции, особенно, их лидеры играют в особый театр – и этот театр называется «театром искренности и простоты».                      

Образ «истинного народного вожака» –лидера революции нашел свое лучшее литературное воплощение в известном романе «Сто лет одиночества» Г.Г.Маркеса.

Эти люди не плохо справляются с ролью «человека из народа», хотя в действительности же даже само слово «народ» вызывает у них сильное отвращение, потому что они с самого начала только физически находятся в массе, душевно – психологически же как правило, ощущают себя на стороне тех аристократов и деспотов, которых опираясь на массы сами же свергли.        

Несмотря на миллиарды долларов на счетах иностранных банков, Каддафи жил в палатке и до конца жизни играл роль полковника революции. Даже великий Махатма Ганди на вид жил достаточно простой, или как выражаются некоторые исследователи, духовной жизнью. Но один из известных американских историков по этому поводу как–то заметил: простая, скромная духовная жизнь Ганди слишком дорого обходилось Национальному Конгрессу Индии. «Вождь всех угнетенных, обиженных и отверженных людей мира» Владимир Ленин тоже до конца жизни в быту не смог освободиться от своих дворянских привычек.      

Прочитав все это, наверное, у вас возникнет резонный вопрос: собственно говоря, к чему же все это? Просто, нам еще раз хочется показать, что все революции лишь «театр простоты и искренности» и их лидеры почти всегда бывают «бескорыстными», они для себя ничего «не просят», даже не стремятся к власти.

Народ сам, да, сами массы просят, что эти лидеры руководили им. Иногда масса, не только просит, даже умаляет их, что будь, нашим вожаком и лидером, решай, за нас все, а мы будем лишь выполнять твои поручения.

Как правило, «народные вожаки», лидеры революций в конце концов не удерживаются перед натиском массы, соглашаются взять на себя бремя власти, «день и ночь трудиться на благо нации».

Порою этот непосильный труд продолжается десятилетиями, некоторые вожаки даже не щадят своих детей и внуков, их тоже готовят к этому непосильному труду. Что же им остается делать? Ведь, народ так просит.                  

Да, и в Армении произошла революция. Возможно, это даже была их первая серьезная революция. Но она стала, извините, меня за выражение, такая же наглая, как сами армяне; признаюсь, я еще не встречал такого наглого революционного лидера, как Н.Пашинян.     

Ясное дело, что успешная революция –это дорога к власти. Но еще раз заметим, что все революционные лидеры, как правило, ведут себя так, как будто, чувство власти им вообще, чуждо, единственное, чего они хотят, это спасти народ, строить очередной рай на измученной земле.       

Пашинян же с самого начала процесса вел себя совсем по- другому: «Или премьер-министром стану я или же этот пост вообще, упразднят!». Внимательно следя за телекадрами из Армении, мы невольно задавались вопросами: «Это акция протеста или же предвыборная кампания одного политика? Это массовые митинги или политический театр одного актера?».

На примере других революций мы такого не наблюдали. Наверное, не зря говорят: яблоко от яблони далеко не упадет, - ведь, это же армянская революция.             

Что же касается других деталей, мы тут особых претензий не имеем – все было оформлено в стиле политического фолк-театра. Да, человек с простой, даже чуть неопрятной внешностью, почти не снимавший дорожный рюкзак, кочующий по стране и призывающий людей к революции – таков был все эти дни Пашинян.      

В этом отношении все было довольно стандартно и больно знакомо. Но его «революционное условие» (или я, или никто!) – это уже чисто по-армянски.   

Но даже это, как говорится, не наша проблема. Пусть над этим размышляют сами армяне. Нас же заставляет задуматься над этими событиями совсем иные мотивы.

Как уже заметили, Пашинян выступил с весьма важными заявлениями политического и геополитического характеров: пытался успокоить кремлевских стратегов, не забыл и Азербайджан, особенно Нагорный Карабах.      

Понятное дело, что все, что он говорил, имело политически –пропагандистский характер и вовсе, не значит, что, если завтра станет премьер–министром будет следовать своим митинговым заявлениям. Ведь, в противном случае его спросят: «Никол-джан, если Армения и впредь останется вассалом России, зачем же ты сверг Сержика? Если в отношении карабахской проблемы продолжится та же политика, тогда почему же ты так зол на бедного Сержика? Ну ладно, допустим, Сержа свергли за то, что он как «великий комбинатор» пытался продлить свою власть с хитроумными комбинациями! Но Карен Карапетян, вообще, вся правящая политическая элита, чем же провинилась перед тобой?».

Но опять же, самым печальным является не это. А то, что армянская аудитория просит, даже жаждет резких заявлений в адрес Азербайджана – вот, это действительно, печально, потому что оказывается, что эти десятилетия прошли почти даром, они не научили уму – разуму и среднестатистических Ашота или Мкртча.

Печально, что даже прозападные армянские демократы не могут или же не хотят идти против течения, наоборот, в своей риторике стараются не отставать от «ура-патриотов». Поэтому мы по мере возможности, каждый раз подчеркиваем, что Карабахская проблема не только чисто кремлевский проект или сценарий, нет, к сожалению, она опирается на некий местный фундамент, которого мы можем называть, как угодно, но он есть.

Посмотрите, армян, проживающих на Западе, с Россией почти ничего не связывает, но и они являются носителем этого вируса – «идеи о великой Армении». Даже эти армяне, которые, казалось бы, не подвержены российскому влиянию, настроены против Турции и Азербайджана, и в распространении лжи и фальши не уступают МИД Армении!             

Да, таково, как говорится, положение дел – спектакль еще не закончился. Что касается первых обсуждений и выборов, пока все идет по сценарию Кремля: президент Путин с самого начала сказал, что процессы должны развиваться по конституции, согласно сегодняшней ситуации в парламенте и самое главное, результатам последних парламентских выборов.

Поэтому правящая партия не торопится отдавать свои голоса Пашиняну. Во-первых, надеются, что, затягивая процесс, могут снизить накал протестов.

Одна неделя для этого небольшой срок. Но, используя перевес в парламенте правящая партия может добиться назначения внеочередных выборов, а там уже, как говорится, видно будет.

Не исключено, что правящая партия старается, как следует «поторговаться» с Пашиняном – ведь, речь идет о власти, которая в Армении тоже много значит.

Некоторые аналитики не исключают возможность перехода процессов в силовую плоскость. И последние события, вести о передвижении даже войсковых формирований также указывают, что и эти сценарии нельзя полностью отбросить.

Поэтому еще раз заметим, что до финала еще далеко – революция в любое время может изменить даже свой цвет…

# 22165
avatar

Гусейнбала Салимов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#