Суть российской политики Баку- КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Суть <span style="color:red;"> российской политики   Баку- <span style="color:red;">КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ
6 марта 2018
# 15:00

Когда покойный Александр Солженицын в своей знаменитой статье «Как нам обустроить Россию?» называл среднеазиатских республик Советского Союза «подбрюшным грузом» и призывал освободиться и от них, наверное, даже не смог предполагать, что именно эти республики когда-то станут чуть ли не единственной платформой для геополитических амбиций его так горячо любимой России.

Да, пройдет некоторое время, Украина совсем выйдет из-под контроля Кремля, даже «Белая Русь», то есть Беларусь начнет вести «двойные игры», часто выходя за дозволенные ей границы суверенитета и независимости, начертанные кремлевскими стратегами, только среднеазиатские республики останутся главной опорой геостратегических замыслов Кремля…         

Что скрывать, мы постоянно следим за геополитическими процессами в бывшей советской плоскости. Нам больно уж интересно узнать, например, трудности и медлительность процесса евро-интеграции не сломают ли волю некоторых бывших советских республик, в первую очередь, известной ГУАМ-овской тройки–Украины, Молдовы и Грузии?

Но, нет, несмотря на то, что им не удалось получить более надежные гарантии от Европы и несмотря на то, что планы, связанные с ЕС и в первую очередь, с НАТО, еще находятся в неудовлетворительном состоянии, известная тройка настойчиво продолжают курс евро-интеграции и еще усиленно координируя свои усилия в этом направлении.        

И не только они, даже упомянутые бывшие среднеазиатские республики переживают сложные процессы и тут чувствуется эхо последних евро-трясений, как говорится, дуют европейские ветры. И посмотришь, в один прекрасный день, «руки» Европы дойдут и до этого края.

Буквально на днях президент Киргизии заявил, что его страна заинтересована в расширении связей и углублении сотрудничества с Европейским Союзом. Заметим, что в настоящее время Киргизия является единственной центрально-азиатской республикой, которая имеет торговые преференции с ЕС.

Схожие настроения наблюдаются и в Узбекистане. После длительного перерыва тут вновь открылся офис Европейского банка Реконструкции и Развития и уже достигнуты первые соглашения на сумму 200 миллион долларов. Вдобавок, президент Шавкат Мирзиеев уже предпринял ряд шагов, направленных на улучшения политической атмосферы в стране.

Естественно, еще рано говорить об «узбекской оттепели», для этого требуются не только кадровые смещения, но последовательные системные политические реформы. Поэтому, как говорится, будем ждать…

Даже один из основных «сердцевин» российской модели евразийства Казахстан тоже в последнее время стал занимать умы кремлевских идеологов и аналитиков. Хотя и до этого вся политика президента Нурсултана Назарбаева была направлена в первую очередь, на усиление независимости и суверенитета своей страны, на укрепление ее геополитических позиций, устранения уязвимых сторон государственного строительства.   

Даже в политическом лексиконе СНГ давно бытует особое выражение – «назарбаевский стиль». Нурсултан Абишевич никогда не идет против разнообразных геополитических и геоэкономических проектов России, даже играет на «опережение» - нередко анонсируя их раньше самой Москвы.

Такое впечатление, что он прекрасно понимает, что все эти «проекты» являются всего лишь истерическими выходками России и ее своеобразной реакцией на растущее влияния Запада.  Н.Назарбаев фактически ничего не предпринимает, чтобы придать устремлениям Кремля дополнительный импульс, понимая, что уже у Москвы нет прежних потенциальных ресурсов, чтобы стать мотором крупных геоэкономических и геополитических проектов.

Вместо этого он продвигает шаг за шагом свою собственную политику - вот, уже принято решение о переходе на латинскую письменность. И не случайно, более бдительные российские аналитики видят и в этом явных признаков ухода Казахстана из российской социокультурной, даже геополитической плоскости...

Почему мы так подробно останавливаемся на этих процессах? Дело в том, что они высвечивают темные стороны Евразийского Союза и обдумывая их приходишь к заключению, что уже начинаются серьезные «оползни» в пределах этой структуры. Даже ядро этой организации – центрально-азиатские республики уже не верят в ее перспективы и ищут альтернативные форматы интеграции и сотрудничества и нередко приглядываются в сторону Европы.    

Кремль беспомощно следит за этими процессами и ее истерика в большей степени проявляется в информационном пространстве. А так сами кремлевские стратеги начали говорить о многовекторной политике субъектов Евразийского Союза, намекая на то, что они не против участия стран Евразийского Союза в европейских проектах – конечно, при определенных условиях…

Даже они, когда направляли своего верного слугу – Армению в Брюссель, преследовали именно эту цель, якобы это станет первым мостом между ЕС и Евразийским Союзом. Но, несмотря на то, что и в Европе есть сторонники «конвергенции» двух структур, все-таки наиболее сильная тенденция заключается в том, что Восточное Партнерство призвано в первую очередь, ослабить геополитические и геоэкономические позиции России в бывшем советском пространстве. Но Кремль еще не теряет надежды, так, как и самим тяжко – ведь, санкции тоже уже дают о себе знать…

Вообще, сегодня в России, словно, как призраки бродят два вопроса: Что будет, если Путин снова станет президентом? Что будет после Путина? Как ни странно, нет ответа и на первого, и на второго вопросов – и это при 70 процентной поддержке Путина…  

Россия всегда славилась со своими «вечными вопросами». «Двуглавый орел» не только символ геополитических амбиций России империи, но и признак болезненной неопределенности в русском общественном-политическом сознании.

Но, есть более прагматично мыслящие люди. Они пишут, что «страх перед Россией» и «Российский фактор в мире» по сути не превосходят, например, северно-корейского феномена. Никого не тревожит экономические и технологические «рывки» России, т.к. на этом поприще она безнадежна отстала, всех пугает только одно - ядерные боеголовки…          

Такое положение дел, конечно, постоянно заботит и нас. Суть нашей российской политики ясна – максимальная нейтрализация давления Москвы. Но и мы сами оказались в неопределенном положении, т.к. предпочитаем держаться на стороне от ОКДБ и Евразийского Союза, потому что дорожим со своим суверенитетом и независимостью. Но вынуждены учитывать геополитические интересы Москвы, поэтому соблюдаем определенную дистанцию в отношениях с Западом, хотя в этом процессе интересы и табу Москвы к сожалению, не являются единственными факторами. Но будем считать, что даже если они не единственные, то, в любом случае, преобладающие.

Поэтому взоры азербайджанцев нередко обращаются в другие секторы мира – то в тюркский мир, то в исламский мир, иногда даже на целую Азию. Даже недавно появились «предложения» выступить с инициативой Союза Азии. К сожалению, когда высказываются подобные мысли не учитывается, что и в самой Азии идут сложные процессы. Например, премьер-министр Японии Синдзо Абе еще несколько лет назад выступил с инициативой «четырехстороннего альянса».

Согласно ей Япония (как наиболее демократическое азиатское государство), Индия (как страна с огромными демографическими показателями), Австралия (имеющая большую территорию) должны вместе с США образовать новый альянс в Азии. Даже отсюда видно, что и в Азии страны уже подразделяются на демократические и недемократические лагеря. Кроме того, при любом геополитическом альянсе помимо некоторых существенных параметров (военная мощь, экономическое и технологическое развитие, природные и демографические ресурсы и т.д.) должна быть еще и четкая политическая философия. Иногда нам кажется, что как раз и с философией-то мы еще не определились…

# 9361
avatar

Гусейнбала Салимов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#