Анар Елчиев: «Самая большая награда для художника - это…» - ART

<span style="color:red;">Анар Елчиев : «Самая большая награда для художника - это…» - <span style="color:red;">ART
2 марта 2018
# 09:00

Судя по письмам читателей Vesti.Az, интервью мастеров кисти в рамках рубрики «БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ» вызвали у них высокий интерес. В этой связи постоянный автор Vesti.Az, Заслуженный артист Азербайджана и Ваш покорный слуга Бахрам Багирзаде продолжает рубрику ART.

Итак, Анара Елчиева я знаю уже 25 лет с того момента, как он начал играть в КВН за команду АЗИ «Господа академики». Затем его, как автора пригласил Анар Мамедханов в команду КВН «Парни из Баку», которая впоследствии стала чемпионом ХХ века. Все это время Анар был вместе с нами, писал интересные тексты. Однако последние 17 лет мы не виделись, у каждого была своя дорога, но минувшей осенью Анар пригласил меня на свою выставку, где я получил большое удовольствие от его работ.

Тогда и родилась идея встретиться у него в мастерской, в которой, по словам самого Анара, раньше работали представители творческой семьи Рзакулиевых – Эльбек муаллим и Айтен ханум, а еще раньше сам Таир Салахов, о чем он лично сказал Анару во время встречи на одном из культурных мероприятий. Мы встретились в этом историческом месте и вот, что из этого получилось.

- Здравствуй, Анар. Давай начнем с такого вопроса - какую роль сыграл в твоей жизни КВН?

- Приветствую, дорогой! КВН стал незабываемым периодом жизни каждого из нас. Самое главное – это знакомство с ребятами. КВН в наши годы позволял собирать самых лучших со всех школ и университетов. Ты сам был этому свидетель. И в команде АЗИ и  в «Парнях из Баку» объединились умные, веселые и эрудированные люди того времени – и авторы, и актеры. КВН стал для нас большой школой. Когда тебя окружают умные ребята, тебе хочется тянуться, развиваться, расти, чему способствует здоровая конкуренция. Мы научились многому друг у друга.

- Когда ты понял, что настало время оставить КВН и начать строить свою карьеру?

- Пришло время, когда мы все повзрослели, выиграли все возможное, поэтому нужно было двигаться дальше. Каждый из наших ребят нашел себя в своей сфере. Хорошо, что Таир, Джабир, Азер и ты продолжаете выступать в театре КВН «Планета Парни из Баку». Чуть менее года проработав в Госнефтекомпании, я начал работать в Азерсель. За это время я успел поработать также в Грузии и Молдове. Спустя десять лет продуктивной деятельности в Азерсель я решил сменить место работы и реализовал несколько личных проектов, которые занимали все мои время. 

- Анар, несмотря на столь успешную карьеру, почему ты решил все бросить и посвятить себя живописи?

- Спустя время я понял, что мне хочется заниматься любимым делом. Завершив все проекты, к 2010-му году я так распланировал жизнь, что смог заниматься только живописью.

- Но этому должны были быть определенные предпосылки? Когда впервые проявились твои творческие способности?

-  В детстве, как большинству детей, мне нравилось что-то раскрашивать, делать наброски, рисовать. Увлечение рисованием шло параллельно с жаждой писать. Учась в школе, я мечтал поступить во ВГИК на сценариста. Время выбора будущей профессии совпало с лихими 90-ми, перестройкой, сложным временем для страны, когда мы не знали, что будет завтра. Мои родители ученые-биохимики, которые занимались наукой, и не думали об открытии кооператива и нахождения каких-то дополнительных источников дохода. Я рассказал маме о своем желании ехать в Москву поступать на сценариста, но она стала меня отговаривать, аргументируя тем, что сейчас неспокойное время и с финансами тоже туго. В результате был сделан выбор в пользу Нефтяной Академии. Но жажда к творчеству осталась и с каждым годом только усиливалась.

Однако рисовать я начал еще в 1999-ом году во время работы в Грузии. Приобретя фотоальбом с работами Рафаэля, каждый вечер я проводил с карандашом в руках, копируя работы всемирно-известного мастера. С каждым разом этот процесс увлекал меня все больше и больше. Вернувшись в Баку, я стал посещать мастерские знакомых художников. Тогда я понял, что масло – это совершенно другая сфера, сильно отличающаяся от рисования углем или карандашом.   

Стоило мне только начать уделять больше внимания своему любимому занятию, как меня отправили в командировку в Молдову, где я нашел себе первую учительницу, которую я заметил на улице, что-то вроде московского Арбата, где собираются художники и пишут портреты прохожих. Мой педагог писала лучше всех, как выяснилось позже, она получила образование в Москве. Она мне помогала, давала дельные советы, подсказывала какие-то композиционные решения, одним словом, учила меня академическому рисунку. В то время я работал только карандашом и углем.

- Анар, кто тебе преподавал в Баку?

- Вернувшись из Молдовы в Баку в 2002-ом году, я нашел себе другого педагога Айтен Рзакулиеву, у которой я занимался в течение двух лет по 3-5 часов  дважды в неделю. Увидев мои работы, она сказала, что проходить академический рисунок нет необходимости, за три года я его освоил. После приобретения холста, кистей и масляных красок впервые началось мое занятие живописью. С этого начался новый этап в моем творчестве. Помимо обучения, важным фактором стало знакомство с такими людьми, как Сабина Шихлинская, Мусеиб Амиров, Елена Ахвердиева, Уджал Ахвердиев, Закир Гусейнов, Алияр Мирзоев, Мелик Агамалов, Рашад Мехтиев, Раида Мустафаева. Мы сдружились. Каждый из них учил меня чему-то, давал советы, помогал. Я приобрел мастерскую, начал самостоятельно работать. Ко мне всегда заходил кто-то из художников. Работая в Азерсель, я писал каждый день, несмотря на то, что времени катастрофически не хватало.

- Как складывался начальный этап творчества? Были сложности?

- Да, пришлось столкнуться с трудностями. Отсутствие профессионального образования давало о себе знать. Конечно, нужно пройти этот процесс, почувствовать  атмосферу обучения. Однако Академию мне заменили мастерские художников. Мне очень помогли Айтен Рзакулиева, Мусеиб Амиров и Алияр Мирзоев, с которым мы стали большими друзьями. Они научили меня многому! Считаю, что именно 2010-й год стал новым подъемным этапом моего творчества. Работами того времени я не доволен, так как понимаю, что это был процесс становления и погрешности очевидны. В то время я не мог реализовать многие идеи, потому что не был подготовлен технически, то есть некоторые секреты были мной еще не разгаданы. Однако, будучи перфекционистом, я стремился к самосовершенствованию. Этот процесс продолжается и сегодня. Несколько лет назад я поехал во Флоренцию, где обучался в Академии Классического Искусства. Это был курс «Портрета и обнаженной фигуры».   

Честно говоря, мне не нравится слово любитель. Если учесть, то я рисую более 17-ти лет, а уже 8-ый год живопись стала основным видом моей деятельности (в день я провожу перед холстом до 8 часов, а может и больше), то данное клише меня стало напрягать. Помню, как после моей первой выставки, прошедшей в галерее «Гыз Галасы», один из старьевщиков на Тезе базаре, который, как выяснилось, окончил художественное училище им. А. Азимзаде, с упреком назвал меня самоуЦкой.

- Какие у тебя ощущения от Флорентийской Академии Художеств?

- Это был бесценный опыт, который мне очень помог в творчестве. Будучи подготовленным, я быстро освоил курс, вобрал все необходимое. После этого у меня поменялись материалы, техника и сам подход к живописи. Это перевернуло абсолютно все, стало неким мозговым штурмом, произошел уникальный процесс обновления. Я узнал, как правильно сажать модель и подбирать свет, который имеет огромное значение и нашел ответы на все интересующие меня вопросы.     

- Какое направление живописи тебе ближе?

- Реализм, который, по моему мнению, самая высокая и красивая ступень изобразительного искусства. Классика была и остается классикой. Но если говорить о пейзаже, то для меня он лучше всего смотрится в импрессионизме. Такие картины позволяют почувствовать запах моря, гор, свежескошенной травы, одним словом, передать первичное впечатление, что и означает название художественного направления. Если натюрморты и портреты требуют четкости написания, то пейзажи, по моему мнению, хороши, когда ощущается импрессия и первое впечатление от увиденного. 

- Ты всегда работаешь с натуры?

- Конечно, только так можно передать не только внешнюю оболочку, но и показать внутреннюю составляющую. Я не пишу портрет по фотографии, мне нужно пообщаться с человеком, лучше его узнать, чтобы показать черты его характера, харизму и настроение. Если я пишу натюрморт, то стараюсь вложить в нее некую историю, чтобы картина имела смысл. Конечно, кому-то могут быть неинтересны твои мысли, но главное преподнести их в правильной форме. Ясно одно - бессмысленные полотна не будут вызывать соответствующих эмоций.

- Расскажи о своем источнике вдохновения?

- Я очень люблю море и не представляю своей жизни без него. Меня воодушевляет поддержка людей, которые понимают меня и мое творчество и могут помочь советом. Сильной мотивацией для творчества стала моя дружба и общение с известным британским художником (графиком) Эдвардом Твохигом, влюбленным в Азербайджан. Мы познакомились с ним благодаря гравюрам, которыми оба занимаемся. В прошлом году он представил бакинской публике 100 гравюр с видами Ичери Шехер, отражающих дух старого Баку и показывающих игру света и тени, которые были выставлены в Национальном музее искусств АР. Его имя вошло в список лучших гравировщиков мира и в сотню Королевской Академии Художеств, членом которой он является. Его приняли на основе 4-х работ, одной из которых был Ичери Шехер. Преподавая более 20-ти лет живопись и графику в старейших колледжах Великобритании, он обладает огромным опытом и оказал мне большую моральную поддержку. Кстати, недавно одну из его работ приобрел Британский музей, а другую - в личную коллекцию королевы Елизаветы.

Мы всегда обмениваемся небольшими презентами, но однажды он подарил мне библию XVIII века в кожаном переплете с потрясающими гравюрами, зная, что я увлекаюсь библейской темой. Не могу не отметить, что эта книга была подарена художником XIX века своему молодому приемнику ХХ века, после смерти которого, супруга покойного подарила ее Эдварду, которой был его учеником. Он же передал ее мне, сделав наставление подарить ее через 20-30 лет другому живописцу, которого я посчитаю достойным. Мне было несказанно приятно, что среди такого огромного числа художников он выбрал именно меня. 

- Что больше всего тебе нравится рисовать? Какие сюжеты?

- Многие думают, что я пишу только пейзажи и натюрморты, но это отдых между большими картинами с фундаментальными сюжетами. Думаю, в будущем они будут представлены широкой публике, их создание требует много времени, как минимум, год. Создание таких работ требует долгого этапа подготовки, изучения истории, чтения достоверных источников, углубленного изучения тех или иных событий, и только после этого я приступаю к творчеству, работаю с натурщиками, часами не отхожу от холста. Мой главный принцип - подход должен быть всегда основательным, чтобы работа не получилась поверхностной или фальшивой, что сразу заметно. 

- Персональная выставка для художника очень ответственный шаг, у тебя их  было две. Как ты определяешь, когда выставка созрела?

- Да, персональная выставка-это серьезно! Моя первая персональная выставка прошла год назад, на этом настояли мои друзья-художники, в частности Алияр Мирзоев, который хорошо разбирается в искусстве и дает объективную оценку  творчеству. Посоветовавшись, мы решили, что пришло время заявить о себе. В экспозицию, если помнишь, вошли морские пейзажи и этюды тропических островов. Я писал картины под руководством Алияра, у которого многому научился. Выставка стала для меня, своего рода, отчетом о проделанной работе, после которой начался новый этап в моем творчестве. Я понял, как нужно проводить вернисаж, составлять экспозицию, звать гостей и проч. Я очень благодарен владельцам и сотрудникам галереи «Гыз Галасы» за помощь и материальную поддержку. Выставки помогают художнику стать известным, заявить о себе, реализовывать свои работы.

- А что касается второй выставки?

- На ней было легкое столпотворение, что стало для меня приятным сюрпризом. Выставка была приурочена ко дню моего рождения. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Port Baku Mall и рекламной компании Peachline, которая занималась организационными вопросами. Удачное расположение галереи, положительно сказалось на числе посетителей. Вернисаж меня вдохновил.

- По-твоему, для художника самая большая награда это …?

- Востребованность. Приятно, когда людям нравятся твои картины, они хотят купить их, чтобы повесить у себя в доме. Я, честно говоря, к этому стремлюсь. Это окрыляет и служит мощным стимулом движения вперед. 

- Зачастую в мастерских художников царит беспорядок, но у тебя, можно сказать, идеально. Это проявление характера? 

- Думаю, это связано с характером, так как я не могу начать работу, если вокруг беспорядок. Хотя даже такое состояние мастерской я не могу назвать идеальной (смеется).

- Анар, чем тебе нравится заниматься помимо живописи?

- Помимо живописи, мне нравится писать, причем с детства. Это и всевозможные рассказы, и стихотворения. Как ты помнишь, я писал тексты для КВН-ских песен. Возможно, когда-то удастся выпустить сборник стихов или книгу, но на данный момент я пишу в стол. А еще я люблю путешествия, рыбалку и активный отдых.   

- Планы на будущее?

- В перспективе, выставка «На дальних берегах – 2», так как я планирую продолжать свое путешествие по морям и океанам. Главное – продолжать творить и создавать. Большое счастье каждый день приходить в мастерскую и заниматься любимым делом.

Рубрика ART выходит при поддержке магазина ECAZ, в котором  представлены товары  art&hobby! ECAZ - это самые необходимые товары для желающих заниматься рисованием, творчеством и хобби; здесь есть все нужное и важное как для учащихся художественных школ и вузов, профессионалов, так и для тех, кто занимается любимым творчеством для души или только планирует им заняться.

Bakı, Azerbaijan 

Heydər Əliyev pr. 66/68

Phone: +994 125142904

Mob: +994 502051178

# 5305
avatar

Бахрам Багирзаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#