История азербайджанки Тураны , которую невозможно прочесть без слёз

История <span style="color:red;"> азербайджанки Тураны  , которую невозможно <span style="color:red;"> прочесть   без слёз
26 февраля 2018
# 13:40

Семья Кямандара Гасанова после оккупации Арменией Кельбаджарского района Азербайджана разделила судьбу десятков тысяч азербайджанцев, ставших жертвами этнических чисток и вынужденных покинуть родные места. Во время захвата их родного села среди взятых в плен были два дяди Кямандара. Один, Кямал с женой вскоре был обменен, а другой – Микайыл не стал ждать и совершил дерзкий побег, убил четверых армянских боевиков и, забрав их оружие, за пять суток перевалил через горы и вышел к своим…

Семья Гасановых поселилась в селе Гасангая Тертерского района. Здесь у них родилось еще трое детей и стало семь; в мае 2000 года появилась на свет младшая - Турана.

2 апреля 2016 года Кямандару позвонил сын Джейхун, служивший в армии, и наказал на несколько дней съехать – пока не успокоится. К этому времени обстановка на фронте, проходящем километрах в 10 от села, уже накалилась до предела. И Кямандар отправил к родственникам сына, невестку и дочь, а сам с женой Лалезар остался – не лежала душа покинуть насиженное место. Время от времени названивал Джейхуну, который обещал вскоре сообщить добрую весть.

Лалезар ханум рассказала, что Турана не хотела уезжать из дому:

- Я сказала ей пойти на время к брату, их дом в безопасном месте, но она не хотела оставлять нас. Совсем не думала об опасности. 5-го уехала вместе с моей сестрой, но очень быстро вернулась, никого не ставя в известность. Когда же я начала выговаривать ей, что здесь опасно, армяне стреляют, она произнесла слова, которые мне не забыть до самой смерти: мама, говорит, я пришла умереть вместе с тобой…

Лалезар ханум сказала, что обе сильно переживали за Джейхуна, который воевал в направлении села Гапанлы Тертерского района – одном из самых горячих участков.

А потом…

- Я попросила Турану прибрать на столе, а сама вышла из дома. В этот момент позади раздался оглушительный взрыв – это снаряд разорвался прямо перед домом.

Обернувшись, я увидела Турану лежащей у водопроводного крана. Я и муж, который стоял на той стороне улицы, бросились к ней. Моя дочь была вся в крови: осколок вошел ей в спину и вышел прямо над сердцем…

Лалезар ханум рассказала, что они вдвоем отнесли тело дочери в соседнее село, куда не долетают пули и снаряды, и там предали земле.

- Ее отец сказал, что не проживет без дочери, и так и случилось – он умер через восемь месяцев, не вынес горя. Я и сама с того дня как мертвая… Турана собиралась после школы поступить в университет. Очень любила весну, цветы. Часто расспрашивала меня, какие цветы растут у нас в Кельбаджаре… Взамен того развороченного снарядом дома для нас прямо напротив выстроили новый, двухкомнатный. Каждый раз, выходя из дверей, я вижу эти руины, где в тот день моя дочь лежала в луже крови. Видеть это место постоянно, изо дня в день – очень тяжело, невыносимо, хуже смерти…

Рассказывает Джейхун Гасанов, брат Тураны:

- Когда мы получили приказ о наступлении, то ощутили совершенно особый душевный подъем. По мере продвижения вперед, видя, как враг бежит, мы чувствовали, как у нас прибывают силы. Мы освободили немалую территорию, и в течение 5 суток не сомкнули глаз – каждому казалось, что если он вздремнет, то отстанет от товарищей и потеряет какую-то частицу общего успеха, каждому хотелось вкусить победу. Я даже позвонил нашим домой и обещал через пару дней радостную весть. Думал, дня через два мы освободим наше родное село, и я нарву на склоне Муровдага цветов для отца и матери, для Тураны…

Джейхун сказал, что 5 апреля позвонил домой и наказал родителям уйти пока что из дома, переждать обстрелы в другом месте:

- Примерно через полчаса я получил известие, что в наш дом попал снаряд, моя сестра Турана ранена. Позвонил нашим, успокоил их и сказал, что наши ребята сейчас же организуют машину, чтобы Турану отвезти в больницу. Сам не хотел отлучаться и оставлять ребят. Потом кто-то сказал, что Турану убило снарядом… У меня забрали оружие и отправили домой. Не помню, как добрался до села. В госпитале увидел отца и брата, искаженное страданием лицо отца все еще у меня перед глазами. Не помня себя, стал кричать на них: ведь я же сказал уйти из дома, почему остались, где моя Турана…

Ударил брата по лицу, потом стал рыдать, вопил, как безумный. Пришел в себя, когда мне самому кто-то закатил оплеуху. Это был военный врач, чтобы я очнулся от шока. Потом мне сказали: ты же военный, должен взять себя в руки…

Джейхун добавил, что Турану похоронили на кладбище в соседнем Бардинском районе, где покоятся их родственники.

- В те дни Турана написала мне, наказала беречь себя, - вспоминает он. - Не пришлось ей дожить до нашей победы, разделить с нами ее радость. Правда, мы не освободили все наши земли, но по крайней мере показали врагу нашу силу… Потеря Тураны и отца круто переменила нашу жизнь, лишила ее радости, светлые минуты остались в прошлом…

 

# 9114
avatar

Аида Эйвазлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#