Азербайджанский манат может подешеветь - НАЗНАЧЕНИЕ

Азербайджанский <span style="color:red;">манат  может подешеветь - <span style="color:red;">НАЗНАЧЕНИЕ
19 февраля 2018
# 15:38

Пока новый глава Федеральной резервной системы Джером Пауэлл фактически только вступает в должность, аналитики, участники рынка, и даже целые правительства по всему миру размышляют, гадают и прогнозируют, чего можно ожидать в ближайшее время в монетарной политике в США. Совершенно очевидно, что вопреки заявлениям центральных банков большинства стран, напр. России, Азербайджана и некоторых других, политика ФРС влияет и порой довольно сильно на ситуацию в этих странах, и в первую очередь на крепость их валют. Поэтому такие размышления вовсе не носят эмпирического характера и не делаются для "упражнения извилин", а вполне с практическими целями.

Итак, из краткой речи Пауэлла в ходе церемонии принесения присяги мало что можно понять. Он говорил  о том, что оценивает высокую ответственность и доверие, ему оказанное, а по делу, можно сказать, заметил лишь то, что Конгрессом перед ФРС поставлены две основные цели: ценовая стабильность и максимальная занятость.

В принципе, эти задачи не изменились со времен вступления, скажем, того же Пауэлла в должность члена управляющего совета ФРС в 2012 года, и вся монетарная политика последних лет была направлена именно на обеспечение двух указанных целевых факторов. При этом следует подчеркнуть, что последний руководитель ФРС Джанет Йеллен подвергалась критике со стороны президента Трампа, более того, некоторые аналитики полагают, что она находилась в последнее время в фактической оппозиции к президенту.

Последний критиковал ФРС за то, что политика Йеллен привела к формированию или почти формированию на фондовых рынках т.н. пузыря, то есть мягкая денежно-кредитная политика, стратегия накачивания экономики деньгами дала прежде всего эффект переноса этих денег на фондовый рынок и раздувания котировок ценных бумаг.

Начиная с конца 2016 года ФРС приступила к поэтапному повышению процентных ставок, однако это не давало того эффекта, который ожидалось, и фондовые индексы США продолжали бить рекорды. Если учесть, что Пауэлл является фактически "человеком" Трампа, можно ожидать, что его политика в первое время будет весьма осторожной. Что-то прояснится в конце февраля, когда его ожидает цикл выступлений в Палате представителей и Сенате, начиная с 28 февраля. Затем после первого заседания ФРС под руководством Паэлла 20-21 марта ожидается его первая пресс-конференция, и только после этих выступлений можно будет ожидать некоторого прояснения политики ФРС, которую Пауэлл планирует проводить в первое время.

Однако есть предположения, что, возможно, новому главе ФРС придется не столько планировать свои действия, сколько подстраивать их под текущую ситуацию, так сказать, реагировать на события, а не влиять на них предварительным образом. При этом его может ожидать приятная новость и избавление от тяжкого груза в виде целевого показателя инфляции. Так, стало известно, что в январе индекс потребительских цен в США вырос на 0,5% в месячном исчислении, что дало годовую инфляцию в размере 2,1%. Отметим, что долгие месяцы, если не годы, ФРС старалась добиться 2%-ной инфляции, и именно НЕдостижение этого целевого показателя тормозило процесс повышения процентных ставок. Можно с уверенностью прогнозировать, что повышение процентных ставок не будет резким, а возможно и скорым.

Причина: ФРС выскажет неуверенность в том, что достигнутый уровень инфляции продержится долго, то есть в долгосрочности тенденции сохранения инфляции на уровне в или выше 2%. Однако перед Пауэллом как новым главой ФРС встанет совершенно новый и, возможно, значительно более важный вызов: борьба с рыночной волатильностью. Ценовой пузырь на фондовом рынке очевиден, и теперь вопрос заключается в том, лопнет ли он или же плавно сойдет на нет. Если при этом последние решения президента дадут свой эффект и воздействие на инфляцию слишком быстро, то вполне вероятно, что новый глава ФРС будет вынужден более оперативно реагировать на всплеск инфляции.

Речь идет о том, что реформы в налогообложении, направленные на снижение налогового бремени, а также решение о временном расходовании бюджетных средств в размере 1 трлн. долларов, что вкупе приведет к росту бюджетного дефицита, могут подтолкнуть рост инфляции значительно быстрее, чем ФРС может того ожидать. Скажем, к примеру, что рост инфляции в январе оказался на 0,2 процентных пункта выше прогнозного, и в целом - достаточно неожиданным, если не сказать, сюрпризом. Что это: временное явление или начало проблем ФРС, которые вынудят США проводить значительно более жесткую политику стерилизации, чем того ожидали? Пока неизвестно.

Российские аналитики, которые всегда пристально следят за действиями ФРС с позиции влияния их на рубль, утверждают, что Пауэлл является более подходящим главой ФРС для России, нежели Йеллен, так как он не будет столь активно повышать процентные ставки и, соответственно, курс доллара не будет укреплять (ну и рубль - слабеть). Однако эта позиция выглядит довольно неоднозначно, если не сказать, странно. Дело в том, что при выдвижении Пауэлла на пост главы ФРС президент Трамп заявил, что дела в американской экономике идет все лучше, но для поддержания этого необходима крепкая денежной-кредитная политики и разумный надзор за банковским сектором.

Если со вторым фактором все ясно - и при Йеллен надзор за банками "не хромал", то первый фактор, как раз, говорит о том, что ФРС может при определенных условиях значительно более активно, чем при Йеллен, повышать ставки. Очевидно, что ужесточение денежно-кредитной политики напрямую связано с повышением ставок, и как в таком случае утверждать взаимоисключающие возможности, непонятно. Как мы выше утверждали, возможный всплеск инфляции с одной стороны, "пузырь" на фондовом рынке - с другой стороны, и наконец, протекционизм в государственной политике, который при Трампе становится фактически одним из ее основных компонентов, могут стать теми "тремя китами", на которых будет базироваться монетарная политика ФРС в ближайшем будущем. А все три эти фактора "льют воду" на мельницу именно повышения ставок, а не наоборот. Тем не менее при этом ближайшие шаги ФРС не будут отличаться резкостью и кардинальными действиями, напротив, возможно, что даже в марте ставки оставят на прежнем уровне. Однако далее повышение ставок станет для ФРС уже не элементом политики и выполнения обещаний, а жизненной необходимостью для борьбы с ростом инфляции, перегревом экономики и "пузырем" на фондовом рынке.

Опять-таки многое прояснится, когда Пауэлл будет выступать перед Конгрессом и Сенатом, где ему придется раскрыть свои планы, а не отговариваться общими фразами. Тем не менее вполне вероятно, что при нем ставки будут повышаться, доллар крепнуть, а это приведет к тому, что все "мягкие" валюты начнут дешеветь. Прогноз некатегоричный, более того, хотелось бы ошибиться, но выглядит, на наш взгляд, весьма обоснованным.

 

# 14960

Вахаб Рзаев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#