Об этом месте в Баку писали в России, Ростропович называл раем – БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ

Об этом <span style="color:red;">месте в Баку  писали в России, <span style="color:red;">Ростропович  называл раем – <span style="color:red;">БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ
28 января 2018
# 11:00

Заниматься любимым делом - это роскошь, которую не каждый может себе позволить. Это под силу только очень целеустремленным личностям, которые знают, чего хотят от жизни, и добиваются этого.

Моя сегодняшняя героиня именно такая – талантливая  бизнес-леди, одна из первых в Азербайджане женщин-рестораторов, создавшая легендарный «Фаэтон», а также владелица компании «Peony_art_decor», которая занимается организацией свадебных торжеств. Итак,  знакомьтесь - моя гостья и автор многих кулинарных шедевров  Афаг Ариф гызы Гаджиева.

 - Расскажите о своем детстве и родителях, о том, в какой атмосфере вы росли и воспитывались?

 - Детство у меня было красивым, интересным и очень счастливым! Я  родилась и выросла в  Нахчыване,  самом прекрасном месте на земле. До сих пор бескрайнее звездное небо и роскошная природа моей малой родины, воспоминания о детских годах, которое прошло в окружении добрых, отзывчивых людей и старинных традиции, которые свято почитаются,  дарят мне множество творческих идей

Семья у нас была замечательная – большая, дружная, нас было четыре сестры и два брата, за что я очень благодарна судьбе и моим родителям! Добрая, мудрая мама, которая была прекрасным косметологом, и папа – блестящий доктор, долгие годы занимавший должность главного врача республиканской больницы Нахчывана, красивый, необыкновенно образованный, начитанный и при этом очень веселый мужчина, про которого его друзья говорили, что в мире нет ни одного человека, который бы знал столько анекдотов!

Каждые выходные папа обязательно вывозил нас за город, где в кристальных, ледяных ручьях мы охлаждали для десерта фрукта и огромные арбузы…  Но самыми запоминающимися были поездки в пионерские лагеря или в деревню к нашим родственникам. Папа уговаривал нас с сестрами ехать в его автомобиле, но мы любили ехать  в деревню  в кузове грузовика нашего родственника вместе с  двоюродными сестрами. Мы расстилали  в кузове большой палас, накидывали множество подушек и наслаждались прекрасной природой и веселым общением. 

У папы была огромная  библиотека, которую он всю прочитал, и я, повторяя за ним, тоже читала все эти книги.   Папа вообще был ценителем красоты и очень любил людей. У нас дома постоянно собирались  его друзья, и папа устраивал для них  вечера поэзии.  Как-то раз один из папиных друзей  спросил меня: «Ты знаешь историю своего имени?»  «Нет»,  – ответила я смущенно.  «Прочитай роман Ордубади «Меч и перо», и  ты узнаешь про свое имя. Тебя очень любил Низами!»

 - А что означает ваше имя?

 - Заря…  Я счастлива и горда, что я его дочь! Папа был очень преданным другом, никогда не оставлял людей в беде и всем протягивал руку помощи… Такой же  правильный  жизненный путь прошел  и мой покойный супруг, оставив после   себя светлую  память в сердцах людей,  с которыми он дружил и работал…

 - Кем вы мечтали стать?

- Училась я в знаменитой в Нахчыване школе  №3,  где был настолько высокий уровень преподавания, что сегодня  выпускников моей родной школы я  сравниваю с самыми лучшими бакинскими выпускниками. Передо мной было множество дорог, но я  всегда мечтала стать адвокатом, чтобы бороться  за справедливость и защищать права людей. Но волею судьбы  так получилось, что в 1974 году мы переехали в Баку и когда после окончания школы настало время определяться с будущей профессией, папа  предложил мне поступить в институт искусств.

Я, как послушная дочь, сдала экзамены, набрала очень высокий  проходной балл и стала студенткой  факультета культпросвета. Когда на вступительных экзаменах я прочитала стихотворение Сулейман Рустама «Почтальон», членам комиссии  так понравилось мое исполнение, что мне предложили поступать на актерский факультет. Естественно, я тут же отказалась, потому что быть актрисой мне совершенно не хотелось!  После окончания института меня направили в Абшеронский район. Сначала я работала в библиотеке, а потом  мне предложили  возглавить краеведческий музей, который я создавала с огромным энтузиазмом и любовью к моей родине. 

Видимо, у меня это хорошо получилось, поэтому через некоторое время  я стала заведующей отделом культуры, затем зампредом исполкома, а в годы, когда  начались драматические события развала Советского Союза, меня перевели  в Совет министров. В эти годы  мне, все-таки, удалось реализовать мечту моего детства, и я получила юридическое образование.

 - Не скучали по Нахчывану?

 - Конечно, скучала… В Баку мы, маленькие, худенькие девочки с бантиками на голове, пошли в новую школу, где все было непривычным и незнакомым. Я часто  вспоминала моих одноклассников, учителей,  школу, где проходили удивительные вечера. Кстати,  папа каждый  год устраивал у нас дома новогодний праздник для моих одноклассников с огромной живой елкой.

А Баку был совершенно другим миром, но со временем я его по-своему очень полюбила, тем более что с  этим городом у меня связан второй, сознательный и самый  счастливый период моей жизни – юность, любовь, прекрасное замужество, рождение нашей любимой дочери... А сегодня  моя дочка замужем за прекрасным человеком, которым стал мне сыном. Они подарили мне потрясающих  внуков – двух девочек и мальчика. Они - мое счастье и главный стимул моей жизни!

 - Медицинская деятельность вашего папы, в которой он достиг таких высот в Нахчыване,  продолжилась в Баку?

 - Благодаря его огромному опыту и замечательным руководящим качествам, вскоре после  переезда папа стал главным врачом 4 Главного управления Минздрава или, как его тогда называли, Лечкомиссии, где он познакомился со всеми  первыми лицами республики. И меня со многими познакомил! Мне посчастливилось общаться с такими корифеями, как Наджиба Мяликова, Рашид Бейбутов, Сулейман Рагимов и многими, многими другими… Несмотря на высокое положение папы, я абсолютно не зазналась и ездила в институт, а потом и на работу в Абшеронском районе, сама, на общественном транспорте. Папа с уважением относился к  моей самостоятельности и часто повторял: «Читай Драйзера и Стендаля, чтобы хорошо знать мужчин»!

 - Вам это помогло в жизни?

 - Очень помогло! Папа с раннего детства воспитывал во мне сильную, целеустремленную  личность, которая должна быть готова к самым необычным поворотам жизни.  Он как будто предвидел мое будущее, наполненное поисками, творчеством, смелыми идеями и проектами, и, конечно же, хотел,  чтобы мой избранник был достоин его дочери. В юности я многое не понимала, и как все молодые девушки мечтала о большой любви… Я  хотела выйти замуж за настоящего мужчину, и когда встретила такого, то сказала себе – если замуж, то только за него, но если ничего не получится,  пойду в науку.

 - Как вы встретились со своим будущим супругом?

За мной многие пытались ухаживать, писали романтические  письма, обещали золотые горы, но меня это не волновало. Среди всех, кто предлагал мне руку и сердце, мой будущий супруг стал единственным мужчиной, кто ни разу не признался в безумной любви. «Я  не очень богат, - сказал он мне, - но я сделаю все, что в моих силах, чтобы ты была счастлива»! И свое слово он сдержал…  Он был порядочным, сильным, мужественным, невероятно интеллигентным и аристократичным, и я влюбилась в него с первого взгляда… Как и он… Мы познакомились в  1985 году и через полгода поженились…

 - Родители не были против вашего избранника?

Папе он очень понравился! Мой муж был моим идеалом и за 31 год, что мы прожили вместе, я ни секунды не пожалела о своем  выборе. Он дал мне все – большую, красивую  любовь, счастливую  жизнь, свободу реализовывать мои идеи и мечты, и именно благодаря его поддержке  я стала одной из первых женщин, которая открыла свой ресторан! Как-то раз  нам попалось хорошее место,  и  мы решили его взять.

В царские времена в этом здании жил какой-то бакинский богач, после революции здесь был пуговичный цех, потом какая-то пивная, а потом помещение пришло в полное запустение…  Мне здесь очень понравилось и  под этого историческое  место я начала создавать  дизайн первого «Фаэтона». 

 - Почему вы выбрали этот  сложный бизнес, с которым может справиться не каждый мужчина?

Однажды я была в Голландии и моя подруга Амина Фигарова пригласила меня в особенный ресторан. Он находился в одном из самых фешенебельных районов Роттердама и чтобы туда попасть, надо записываться за неделю вперед. На пороге ресторана нас встретила вся  семья -  жена в обычном кухонном фартуке, ее муж, сын и невестка.

Еда была очень вкусная, домашняя, а на полочках  стояли  баллоны с аппетитными соленьями.   «А  почему бы  тебе не выставлять свое искусство?» – спросила моя подруга. Все же знают, что я обожаю  готовить и всегда дарю моим близким   варенья и соленья собственного приготовления! Так у меня появилась идея открыть свой  ресторан и угощать гостей вкусной домашней едой, приготовленной с любовью.

 - Когда вы открыли «Фаэтон»?

23 декабря 2003 года, но перед этим я создавала дизайн, который был  очень необычным и оригинальным  для того времени. Правда,  сначала я придумала для ресторана другое название, но маме оно не понравилось. И тогда папа предложил свою версию: «А почему бы тебе не назвать его «Фаэтон»? Это же Баку, здесь с фаэтоном связаны  свадьбы и  праздники»!   К сожалению, я не успела показать папе готовый ресторан… Я очень люблю это место, потому что оно всегда приносит мне счастье творчества и вдохновляет на новые идеи.

 - Вы сами делали дизайн для первого «Фаэтона»?

 - Конечно, я даже стены  делала своими руками!  В детстве я видела, как в нахчыванских  деревнях  смешивали глину с сеном  и наносили этот раствор на стены дома.  Получалась очень необычная штукатурка, которую сегодня называют модным названием  - венецианская.

- Кто из знаменитостей  бывал у вас в гостях?

 - Мне легче перечислить тех, кто не побывал в «Фаэтоне»! С первых же дней после открытия, наш ресторан стал  одним из самых популярных в городе, поэтому нашими гостями были такие известные личности, как  Абульфаз Гараев, Полад Бюль Бюль оглы, Чингиз Абдуллаев, Фархад Бадалбейли, Анар, Александр Абдулов, Таир Салахов, Мстислав Ростропович, Вахтанг Кикабидзе, Анар Мамедханов, Василий Лановой, Егор Кончаловский, Ирина Алферова, Михаил Швыдкой и практически все посольства и западные компании.

Российская пресса много писала о нашем ресторане, а кто-то из российских журналистов даже сказал, что здесь он впервые увидел традиции азербайджанского чаепития!  Мы заваривали чай на углях, предлагали гостям на выбор целебные травы для добавок  и  множество сортов варенья, одно из которых – оливковое, впервые появилось в Баку именно у нас. 

 - О ваших знаменитых вареньях легенды ходят!

 - А вы знаете, что  и варенья, и соленья я готовила сама? Каждое лето мы собираемся  у меня на даче и с  огромной любовью готовим, как и полагается по нашим традициям,  на очаге десятки сортов варений и солений, которые пользуются огромной популярностью у наших гостей. Перед едой мы предлагали гостям изящные кувшины с теплой водой для омовения рук, и иностранцам это очень нравилось.  А как наш соотечественник и великий музыкант  Мстислав Ростропович любил это место!

Он всегда говорил: «Я у Афочки, как в раю», и приводил к нам всех своих гостей. Однажды он приехал в Баку и  отравился едой в каком-то отеле. А на следующий день по просьбе Ростроповича в «Фаэтон» приехала Галина Вишневская с дочерью. «Афочка знает, что я люблю», - сказал он жене и попросил привезти ему нашу еду.  А любил он нашу довгу и долму, обожал нахчыванскую кюфту… В книге отзывов Ростропович оставил очень добрую запись: «Я сейчас проехал на этом фаэтоне. Это было блестящее путешествие. Спасибо. Сахол!» Мой муж как-то сказал мне: «Ты добилась своего, про твой ресторан очень хорошо отзываются». А по-другому и быть не могло, ведь это моя жизнь!

 - Почему вы решили обновить  «Фаэтон»?

 - Это требование времени! Ресторан остался таким же традиционно азербайджанским, но в современном исполнении. В дизайне я применила  другие цвета и фактуры,  а для декора   использовала самые разные элементы,  в том числе, и  мое приданное, которое собирала для меня мама.

Это  дорогая  моему сердцу  фарфоровая посуда  и  хрусталь, а  все остальное я  привнесла по велению души – роскошные куклы, символизирующие регионы Азербайджана,  произведения  современных  художников, которые чтят и возобновляют нашу историю в современном исполнении, миниатюры,   нарисованные на буйволиной кости, старинная восточная посуда,  украшенная потрясающими узорами, выполненными вручную по эмали, древние кувшины, найденные на раскопках, глиняные фигурки животных, старинные шелковая одежды, расшитые золотыми нитями,  роскошные женские украшения, старинные печати,  тканные вышивки,  где женины хранили   расчески и  сурьму, серебряные  браслеты, отражавшие принадлежность к ханскому роду, которые молодые девушки носили на плече.

А когда девушки посещали баню, именно по этим браслетам девушек  выбирали, чтобы сосватать своим сыновьям… Вот такие украшения носили наши предки!

- А как же ваш другой бизнес?

 - Он  не другой, это просто продолжение моей любви к азербайджанским традициям. «Peony_art_decor»  мое воплощение любви к созданию   праздников, и мне кажется, у меня это хорошо получается! Самый первый в Баку хна-яхты возродила я, и это тоже дань уважению Нахчывани, потому что там, несмотря на  исторические реалии, всегда соблюдают эту традицию.

Сторона жениха приходит к невесте, приносят ей золото и подарки, а потом мужчины удаляются и начинается азербайджанский девичник! На керосинке готовили  хну, девушки пели, читали стихи, танцевали… Праздник продолжался до утра,  и  если кто-то из гостей засыпал, его одежду пришивали к дивану… Я до сих пор помню наши нахчыванские свадьбы! Помню, как приводили невесту в дом жениха в сопровождении  музыкантов и толпы гостей, несущих в руках горящие  факелы. Это мое детство, я просто  усовершенствовала эти  традиции, сделала их современными и предложила их бакинцам.

Я обожаю праздники, и хочу, чтобы они стали частью жизни не только моих гостей, но и всех жителей Баку. Я мечтаю вписать в жизнь столицы все самое лучшее, что есть в нашей стране, а Нахчыван – это  важная, самая высокая и самая гордая часть его истории! В Нахчыване я видела традиции, союз между людьми, дружбу родных и соседей. В Нахчыване  мы свято сохранили традиции празднования Новруза, когда  везде горели костры, соседи ходили   друг к другу в гости, и на всех улицах царило счастье и веселье, а наша мама одевала нас во все новое. А потом мы переодевались в бабушкины юбки и бросали к порогам соседских домов наши детские шапочки, которые постепенно наполнялись сладостями.

Мне ничего не приходится  придумывать, я просто вспоминала и претворяла в жизнь старинные азербайджанские традиции. Безусловно, мне очень помогло и мое образование, и огромный опыт работы в сфере организации праздников, но фундаментом всего является мое детство, которое я провела в Нахчыване, и каждый мой творческий проект  - это дар моего сердца и дань уважения истории  моей родины!   

Спасибо вам, Афаг ханым, за интересный разговор. Наверное, в  мире нет ни одного человека, который бы не любил вкусную еду, и я не исключение! Но такую потрясающую  азербайджанскую кухню, приготовленную умелыми и любящими руками, которую вы предлагаете гостям «Фаэтон»,  редко где встретишь.

Особенно мне понравился «Фаэтон кябабы», кутабы  из каштана, сочная, ароматная  долма и  уникальная «Бурма», которую  вы придумали, а ваш повар замечательно приготовил!  Я  очень рад, что в моем  городе есть ресторан, где можно не просто очень вкусно поесть, а по-настоящему насладиться  разнообразными азербайджанскими блюдами, и я желаю всем гостям «Фаэтона» приятного  гастрономического путешествия!

Адрес: улица Рашида Бейбутова,  37 (по старой нумерации  - 17)

Телефоны: +994 12 498 81 01, +994 493 06 11

Моб.: +994 50 322 10 40

Спонсором рубрики «БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ» является сеть книжных магазинов LIBRAFF  

# 11126
avatar

Бахрам Багирзаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#