После Лаврова: Кремлю выгодна тишина в Карабахе до весны

После Лаврова: Кремлю выгодна тишина в Карабахе до весны
24 января 2018
# 20:00

Оказывается, что даже одно слово российских политиков и дипломатов в контексте карабахской проблемы способно поднять настроение людей и вселять им надежду и оптимизм.

Так случилось и с последним заявлением министра иностранных дел России Сергея Лаврова о необходимости поэтапного разрешения карабахской проблемы – многие восприняли это, как предвестник позитивных сдвигов в затянувшемся конфликте.

Но в отличие от простых людей политические аналитики в словах Лаврова сразу уловили признаков дипломатической конъюнктуры – сейчас Кремлю надо, чтобы предстоящие два-три месяца в Армении прошли без особых политических эксцессов, т.к. по предварительным данным, в марте в этой стране пройдут президентские выборы.

Не лишним было бы напомнить, что нового президента должна избирать «коллегия выборщиков», состоящая из депутатов парламента и делегатов от органов местного управления. Новый президент обязан назначить премьер-министра от правящей партии. Фигура президента станет номинальной, вся полнота власти будет сконцентрирована у премьера.

Серж Саргсян уже нашел подходящую кандидатуру для «свадебного генерала», то есть для президента– им станет посол страны в Великобритании Армен Саркисян. Премьер-министром же, по всей вероятности, станет он сам, конечно, если в этом ему не помешают оппозиционные силы, которые уже начали проводить акции против политики правящего режима.

Поэтому Кремлю выгодно что, как минимум, до весны на карабахском фронте соблюдалась тишина. И сопредседатели МГ ОБСЕ, как правило, активизируются только тогда, когда этого требуют интересы Армении. На последнюю краковскую встречу министров и сопредседателей МГ ОБСЕ тоже следует посмотреть через эту призму.

Дело в том, что даже несведущим в дипломатии людям понятно, что годы выборов или смены властей (даже формальные!) не совсем подходящее время для переговоров, тем более для важных решений.

Поэтому, когда некоторые журналисты пишут или говорят, что последняя встреча министров и сопредседателей прошла в «позитивной обстановке», не совсем понятно, они иронизируют или, же действительно верят, что в ближайшее время будут какие-то позитивные сдвиги?

Сейчас ясно одно. После перехода Армении на «парламентскую форму правления» степень неопределенности в этой стране возрастет. Признаться, что нам не совсем верится, что этот механизм сработает в такой «политической глуши» как Армения; мы не раз писали, что это форма правления гораздо сложнее и требует высочайшую электоральную культуру.

Посмотрите, даже в многих авторитарных режимах существует институт президентства, т.е. усиленная президентская форма правления. Но вы не найдете даже ни одного авторитарного режима с парламентской формой правления – это исключительный демократический институт!

Поэтому уверены, что в Армении будут сильные политические потрясения или, же Кремлю придется еще больше вмешиваться во внутреннюю политику своей геополитической спутницы и, наверное, так и будет.

Что касается политической и дипломатической стороны карабахского конфликта, в этом процессе тоже есть всем известная особенность. Посмотрите, в Азербайджане почти никто не обращает внимания, что говорит Саркисян или же его министр Налбандян.

Но все внимательно следят за каждым даже словом Путина или же Лаврова, потому что все уверены, что за этим конфликтом стоит именно Россия. Поэтому весь этот процесс закончится только тогда, когда Россия перестанет играть роль актера, непричастного к карабахскому конфликту. Пару месяцев назад один из российских политологов сказал, что, если даже Иисус Христос позвонит Саргсяну, он его не послушает!

Но действительно ли, все обстоит именно таким образом? Конечно, же нет! Не только поведение Саргяна, даже вся армянская политика управляется из Кремля! Это такая простоя истина, что, когда я пишу эти строки, сам думаю, что с такими мыслями не отнимаю ли ценное время у наших дорогих читателей?..

Но дело в том, что все конфликты в постсоветском пространстве до сих пор остаются «проблемами Х». Когда мы говорим об арабо-израильском или же кашмирском конфликтах вся картина, почти до мелочей, нам понятна.

Но когда речь идет о конфликтах в постсоветском пространстве все стараются не замечать роль России. Только относительно последних украинских событий есть какая-то определенность.

Нагорный Карабах же до сих пор для многих есть «процесс самоопределения армянского меньшинства и связанные с ним проблемы» или же в лучшем случае, территориальная проблема между Арменией и Азербайджаном! Никто не говорит о роли России, хотя все учитывают ее «интересы»!

Но извините, если Россия является хотя бы заинтересованной стороной во всем этом геополитическом спектакле, может ли она выступать в качестве нейтрального посредника?

Поэтому и последнего заявления Лаврова и всю «позитивную обстановку» в ходе краковской встречи мы воспринимаем, как политику поэтапных обещаний и последующих разочарований и не ждем конкретного результата от этого процесса.

В конфликтологии кроме основных участников конфликта стараются определить и заинтересованных сторон, потому что без этого картина будет неполной.

Дипломаты часто с пренебрежением относятся к теоретическим построениям.

Но есть факты, с которыми нельзя пренебречь. Население Нагорного Карабаха и Армении в три раза меньше, чем население Азербайджана! Только военный бюджет Азербайджана сравним с тотальным бюджетом Армении!

Все экономические, географические, природные показатели демонстрируют однозначное преимущество Азербайджана. Современные вооружения вовсе, несоизмеримы с экономическими показателями Еревана!

Но такая полуголодная, крошечная и совсем неразвитая страна якобы уже тридцать лет ведет успешную войну с Азербайджаном (только валютные резервы которого составляют свыше 40 миллиардов долларов!) и держит под оккупацией 20 процентов его территорий! Не смешно ли, господа дипломаты? Посмотрите чуть внимательнее – сами убедитесь, что все следы ведут в Кремль…

# 11233
avatar

Гусейнбала Салимов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#