Найдены следы животных на рекордно большой глубине на дне океана

10 января 2018

Палеонтологи нашли в ЮАР крайне необычный набор окаменелостей, свидетельствующих о том, что морские черви и другие многоклеточные существа могут обитать на глубинах в 6-8 метров под поверхностью дна океана, что раньше считалось невозможным. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Это открытие, по сути, дало нам окно в совершенно неизученный мир, новую среду обитания на нашей планете. Мы почти ничего не знаем о том, что происходит в глубинных слоях дна современных морей и океанов, и еще меньше понимаем, как они жили в далеком прошлом. Эти окаменелости указывают на то, что жизнь должна присутствовать в песчаных, а не в глиняных отложениях, где ее искали раньше", — рассказывает Джеффри Пиколл (Jeffrey Peakall) из университета Лидса (Великобритания).

Микробы и другие одноклеточные организмы встречаются фактически во всех уголках планеты, начиная с верхних слоев атмосферы и заканчивая глубинными слоями почвы и даже горных пород. Многоклеточные существа, с другой стороны, населяют лишь небольшую часть атмосферы, гидросферы и поверхности Земли.

Как правило, главным ограничителем их распространенности выступает кислород – его недостаток делает невозможным существование даже самых "экономичных" позвоночных и беспозвоночных животных. По этой причине, к примеру, ученые считали, что дно моря является полностью безжизненным на глубине в несколько десятков сантиметров, так как доля кислорода там снижается почти до нуля.

Пиколл и его коллеги обнаружили, что это не всегда так, изучая отложения времен конца пермского периода, сформировавшиеся на дне моря примерно 250 миллионов лет назад и сохранившиеся на южном побережье современной ЮАР.

Эти породы, благодаря геологическим процессам в недрах Земли, были повернуты за миллионы лет последующей жизни планеты на бок и сплющены. Это позволило ученым изучить структуру дна океанов Земли в то время, когда на ее поверхности царили звероящеры и другие причудливые живые существа.

Проводя раскопки в местечке под названием Кару-Бэйсин, расположенном неподалеку от мыса Доброй Надежды, ученые совершили необычное открытие – им удалось открыть следы червей и норки других беспозвоночных существ в пластах песчаника, которые находились на глубине примерно в 3-4 метра в то время, когда эти отложения были дном моря.

Как им удалось выжить в таких условиях без кислорода? Как предполагают ученые, кислород на самом деле присутствовал на подобной глубине благодаря тому, что эти участки морского дна были покрыты особыми пористыми отложениями песка, внутри которых было множество каналов и пор, через которые морская вода могла проникать на большую глубину.

Эти же каналы помогали морским беспозвоночным прокладывать свои туннели через толщу песка и искать в ней кусочки органической материи, опустившиеся на дно из приповерхностных слоев моря. Огромные залежи органики, как считают ученые, помогали этим животным выживать очень долгое время даже в том случае, если они оказывались погребенными под еще более толстыми слоями песка.

Аналогичные отложения, как считает Пиколл, могут формироваться на дне моря и сегодня в тех точках, где подземные запасы песка постепенно "выдавливаются" на поверхность более твердыми горными породами. Именно там, по его мнению, должны скрываться самые "инопланетные" и живучие многоклеточные существа на Земле.