Что скажет Москва, если Азербайджан сам решит проблему Карабаха?

Что скажет Москва, <span style="color:red;">если Азербайджан сам решит  проблему Карабаха?
11 декабря 2017
# 20:00

Дипломатию называют занимательным делом в силу ее специфических особенностей. В обойме ее инструментов имеются тонкие и деликатные средства, с помощью которых удается подбирать ключи к разблокированию самых сложных и запутанных задач. В случаях же, когда дипломатия беспомощна, она пользуется  отходными путями, и не всегда это вызывает восхищения и пиетет. Проблема сохранения лица в провальных партиях играет для охотников изысканных ходов спасительную роль.

В Вене на последнем заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ развернувшееся ярморочное действие снова обнажило умение политиков оправдывать собственное бездействие и лицемерие. Это было ожидаемо, поскольку на повестке значилась оценка конфликтов в Европе.

Парадоксально, но шефы дипломатических ведомств государств континента опять подошли к этно-территориальным кризисам избирательно, поделив их по ранжиру. Получилось, что конфликт на Украине затмил собой остальные кризисы, в том числе проблему Карабаха.

Следует помнить, что история урегулирования армяно-азербайджанской дилеммы с самого начала имеет на себе отметины отчужденности от логики, потому политики от международных институтов,  посредники только и делают, что беспрерывно обставляют провальную ситуацию разнобойным антуражем. Серийные выстрелы боезарядами софистики и формализма вкупе воссоздают панораму классической обструкции.

Формально кажущиеся оправданными, но фальшивые по существу выводы и умозаключения преднамеренно уводят проблему на обочину внимания, заглушив тем самым разбор главных составляющих. В результате субъективный подбор исходных позиций заводит процесс в тупик.

Участвовавший на заседании глава МИД России Сергей Лавров и на пресс-конференции, и на встрече с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном коснулся темы Карабаха в традиционном ключе, чем снова вызвал удовлетворение армян.

По его мнению, базовые принципы и прямые контакты между сторонами открывают дорогу к установлению баланса интересов, потому важно, чтобы  достигнутые на разных этапах договоренности закреплялись и не позволяли бы осуществиться откату назад. В подтверждение своей позиции глава внешнеполитического ведомства РФ признался, что Москва вместе с партнерами предложила принять в ОБСЕ документ, в котором нашли бы четкое обозначение те самые определяющие принципы, являющиеся основой единого подхода ко всем конфликтам. По свидетельству главы российского МИД Сергея Лаврова западные дипломаты заблокировали предложение РФ, посчитав, что каждый кризис имеет свою специфику, потому дифференцированного подхода не избежать.

Получается, что Москва вынужденно согласилась с группой противников так называемого единого подхода, и, как результат, общие критерии, которыми должны руководствоваться посредники при урегулировании конфликтов, теряют силу, и верх берет фактор субъективности в разборе каждой из существующих этно-территориальных проблем.  

Но у дипломатии есть и другой принцип, согласно которого необходимо уметь выуживать пользу из любой ситуации, если даже речь идет о неблагоприятной ситуации. Потому С.Лавров, ссылаясь на практику Приднестровской дилеммы, особо подчеркивает, что в этой горячей зоне нет насилия только лишь благодаря присутствию в зоне конфликта российских миротворцев, и это позитивно отразилось на налаживании повседневной жизни. А по части проблемы Украины дипломат призывает соблюдать режим перемирия.

«Конечно, - утверждает С.Лавров, - в каждом конфликте нужно понимать, что на данный момент является приоритетным. Но также необходимо опираться на некие общие подходы, прямой диалог между сторонами конфликта, который есть в нагорно-карабахском урегулировании». Но если наблюдается наличие востребованных позиций, то почему нет серьезного прогресса?

Подытоживая «свежие» видения, российский дипломат приветствует диалог на уровне президентов, министров иностранных дел, видя в них позитивное начало и обещает продолжение активности в намеченном направлении. По его признанию, коллективный подход сопредседателей России, США и Франции являет собой неоспоримую данность.

То есть, на деле наблюдается та самая обстановка, где прорывными действиями не пахнет, и порядком поднадоевшими формулировками только консервируется статус-кво, устраивающий агрессора. А на этом фоне армянский глава Серж Саргсян в полевой форме проводит в зоне конфликта совещание военной ставки, повторяет старую истину о невозможности территориальных уступок Азербайджану, а заодно санкционирует строительство церквей в местах, куда до оккупации не ступала ни одна армянская нога.

С.Лавров сетует, мол, несмотря на то, как принципы урегулирования сторонами конфликта  приняты, они еще не переведены на язык практических шагов. Потому в незаменимую ценность превращается долготерпение. Опять же то, о чем говорит российский представитель, олицетворяет манеру, с помощью которой оправдывается безрезультатность. Понятно, почему такое видение, равно как и призывы к сдержанности, укреплению мер доверия воспроизводятся непрестанно. Могут ли они стать гарантиями безопасности, когда на словах дипломаты защищают международное право, а на практике делают все возможное, чтобы отгородить агрессора от ответственности?

Кому-кому, а дипломатам доподлинно известно, что непрошенные гости на чужой территории находиться попросту не могут. Если они туда попадают, да еще и с оружием в руках, то только могут находиться в двух качествах – или временно находящихся, или же пленных. Третьего не дано. Затянувшийся диалог по Нагорному Карабаху, который пока не дает результата, должен внести ясность в суть вопроса – когда армянские военные покинут не принадлежащий им регион и в каком качестве в будущем окажется на азербайджанской земле армянское меньшинство.

Чтобы цивилизованно и бескровно разрулить двуединый блок, нужно унять армянский радикализм, а не отвлекаться на то, как где-то миротворцы способствуют налаживанию привлекательной жизни.

Интересно знать, какова будет реакция Москвы с его занимательной дипломатией, если Азербайджан сам решит проблему де-оккупации территорий? Неужели Сергей Лавров воспримет такой поворот, как провокационный и угрожающий интересам России?

 

# 29745
avatar

Тофиг Аббасов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#