Азербайджанская семья в опасности: из князи в грязи – СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Азербайджанская <span style="color:red;">семья в опасности : из князи в грязи – <span style="color:red;">СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
21 ноября 2017
# 16:31

- Вот в этой коробке мы и живем всей семьей – сын, я, теща. Здесь едим, здесь спим. Погода пока что теплая, но скоро начнутся холода, дожди – что тогда будем делать, не знаю.

Моя собеседница – жительница азербайджанского города Сабирабада Шаргия Рзаева.

Раньше на этом месте был дом, но он обвалился в результате просачивания воды, начавшегося лет 10 назад и подмывшего фундамент. В течение 6 лет семья обивала пороги местной исполнительной власти. Вначале просили предоставить новый дом, потом хотя бы стройматериалы на постройку такового. Ни того, ни другого не дождались.

- Мой муж Акиф не перенес всего этого и умер от инфаркта. Дом сначала сгорел, потом развалился – к счастью, внутри никого не было. Теперь нам некуда идти. Кое-как соорудили эту каморку из картона.

Шаргия ханум рассказала, что была на приеме и у первого заместителя главы исполнительной власти Гасана Гасанова, и у депутата от Сабирабадского района Эльчина Гулиева, но никто из них не помог им.

В этот момент показался сын хозяйки - Сабухи. Сказал, что ходил на рынок в надежде найти работу чернорабочего, но работы нет.

- Мы живем на бабушкину пенсию – 140 манатов, большая часть этой суммы уходит на лекарства. Радуемся, если удается добыть кусок хлеба. Мне 35 лет, холост. Куда я приведу невесту – сюда? – он показывает рукой на картонное сооружение.

Входим внутрь. Помещение длиной 3 и шириной с полтора метра. Хозяйка говорит, что  Сабухи с утра ушел на поиски хоть какой-то работы в надежде принести домой немного еды.

- А это моя теща. Тяжело больна, лежать приходится на картоне.

Это 102-летняя бабушка Шурия, человек необычной судьбы. Она происходит из старинного грузинского рода Гамкрелидзе, жившего в городе Они тогдашней Кутаисской губернии. После советизации Грузии ее отец, князь Симоне Гамкрелидзе, подобно всей знати, лишился имущества – земли, виноградные плантации, мельницы, имения были экспроприированы большевиками. Он вывез семью в Тифлис, а сам бежал в Турцию, чтобы избежать репрессий.

- Мы в Тифлисе ютились в небольшой каморке. Через год умер мой дед, и мама, княгиня София устроилась на работу, чтобы прокормить нас. У меня были еще брат и две сестры, из них выжила только одна сестра по имени Этери. Когда мне было 12-13 лет, я стала выступать в ресторанах танцовщицей, чтобы помочь матери.

Однажды 16-летняя Шурия с подругами пошли в театр. Тогда в Тифлисе гастролировал азербайджанский театр. Сидя в первом ряду, Шурия в какой-то момент поняла, что исполнитель главной роли не сводит глаз с нее. В антракте к ней подошел один из местных азербайджанцев и передал, что тот актер хотел бы поговорить с нею.

- Он передал мне записку на русском языке, в ней было сказано, что его зовут Яхъя и что после спектакля хочет увидеться позади театра. Я написала по-русски, что согласна. Я ведь была ребенком. Когда спектакль кончился и мои подруги ушли, я отправилась на встречу с незнакомым человеком.

В тот вечер азербайджанский актер Яхъя Рзаев увез 16-летнюю грузинскую княжну в Баку. Но дальше начались серьезные проблемы: его мать отказалась принять Шурию.

Только после того, как в ответ на настойчивые просьбы Яхъи Шурия пошла в мечеть и приняла мусульманство, мать молодого человека согласилась принять ее в невестки.

Молодые люди зажили счастливо, в любви и согласии. Но тут разразилась война. Оба – и Яхъя, и Шурия подали заявление об отправке на фронт. Яхъя, имея бронь, был назначен руководителем труппы, которой предстояло выступать на передовой перед бойцами с концертами и спектаклями. Шурия же стала зенитчиком и прошла боевой путь от Сталинграда до японской границы, награждена несколькими орденами и медалями.

В октябре 1945 года ее в числе группы женщин-ветеранов пригласили в Кремль, на прием к самому Сталину. Бабушка Шурия заметила, что им дали много подарков и сладостей.

- Нас было человек около 50. Объявили, что сейчас выйдет Сталин. Я думала, что он высокий, но оказалось, что Сталин человек малого роста и довольно грубой внешности. Он поздоровался и поздравил нас, а потом каждой из нас вручили медаль «За победу над фашизмом».

После окончания войны вернулся с фронта и Яхъя. В Баку он не смог найти работу, и тогда один близкий родич устроил его в дом культуры в Сабирабаде. Яхъя стал директором дома культуры, а Шурия работала в кинотеатре кассиром. За все время она лишь раз поехала в Тифлис – на похороны сестры Этери. Некоторое время тому назад заслуженный артист Азербайджана Яхъя Рзаев умер. Их сын Акиф вместе с семьей, чтобы не оставлять мать одну, переехал из села Джавад в Сабирабад.

А в мае 2010 года наводнением размыло и без того уже подпорченный фундамент, и дом их пришел в аварийное состояние…

 

# 10719
avatar

Сабухи Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#