Нетрудно понять, как скоро это может стать фактором давления на Баку

Нетрудно понять, как скоро это может стать <span style="color:red;">фактором давления  на Баку
20 июня 2017
# 15:30

Разговоры о строительстве газопровода по дну Каспийского моря (Транскаспийский газопровод) из Туркменистана в Азербайджан идут с конца прошлого века. Несмотря на то, что в реализации этого проекта заинтересовано большое число стран, никаких конкретных договоренностей до сих пор не достигнуто. Воз как говорится и ныне там.

Основная идея этого проекта экспорт туркменского газа через территорию Азербайджана и Турции в Европу. Казалось бы, никаких проблем с его реализацией не должно быть. Необходимо только лишь строительство подводного трубопровода по дну Каспия, необходимые объемы газа, транзитная территория с необходимой инфраструктурой. Все за исключением самого трубопровода, строительство которого вылилось в большую проблему, есть.  

Кто, прежде всего, заинтересован в этом проекте. Ну, естественно Туркменистан, который сможет поставлять газ  помимо российского и китайского рынка в Европу. Азербайджан, который сможет получать определенные дивиденды за счет транзита газа. Турция, которая хочет стать газовым хабом для Европы. Ну и, конечно же, Европейский Союз, который в поисках альтернативного источника российскому газу.  

Азербайджан не раз заявлял, что готов предоставить необходимую инфраструктуру для экспорта туркменского газа. При этом основное бремя переговоров с Ашхабадом на себя взяла та же Турция. Основной преградой считается отсутствие сухопутных границ между Азербайджаном и Туркменистаном.

Экспорт туркменского газа возможен только посредством газопровода, который должен быть проложен по дну Каспийского моря. И если Азербайджан и Туркменистан не исключают такую возможность, то Россия и Иран являются ярыми противниками этого проект. Прикрываясь экологическими проблемами, которые якобы может вызвать газопровод, проложенный по дну Каспия, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил против подобных инициатив.

Между тем, Азербайджан за многие годы проложил по дну Каспия несколько тысяч километров трубопроводов, по которым транспортируется как нефть, так и природный газ. И до сих пор никаких экологических катастроф или проблем в связи с этой деятельностью не было. Возникает и другой закономерный вопрос - почему это газопровод из России в Турцию по дну Черного моря не может вызвать экологическую проблему, а по дну Каспия обязательно вызовет?

Так в чем же вина Транскаспийского газопровода? Очевидно, что на фоне последних событий в регионе заинтересованность ЕС в проекте TANAP и участии в нем Туркменистана только растёт. Ашхабад пока направил свои экспортные потоки в Россию и Китай. А поскольку «Газпром» также станет крупным поставщиком газа в КНР, на азиатском направлении РФ и Туркменистан будут конкурировать. Не исключено, что такая же конкуренция может возникнуть между ними в будущем и на европейском рынке. Нельзя в этом вопросе забывать и  про Иран. Эта страна, обладая большими запасами природного газа, сама грезит мечтами об экспорте в Европу. Но экономические санкции пока не предоставляют Ирану такую возможность. Но времена меняются, и завтра эти санкции в полной мере могут быть отменены и у Ирана появится возможность выйти на европейский рынок. Ну а зачем Ирану лишний конкурент. Именно поэтому Россия и Иран, активно сопротивляются реализации этого проекта.  

Кроме экологических вопросов, которые так активно муссируются Россией и Ираном, свой вклад в задержку реализации этого проекта привносит и нерешенность статуса Каспийского моря. И здесь роль первой скрипки играет Иран, который требует 20%  территории Каспия. Кроме того, Иран не раз выступал с заявлениями, что может взять на себя транспортировку азербайджанского и туркменского газа в Европу.

Но подготовка к налаживанию соответствующей инфраструктуры может начаться только после устранения политических препятствий со стороны западноевропейских стран. Все это вновь доказывает, что Тегеран является союзником Кремля в вопросе экспорта туркменского газа в Европу. Много лет назад, Москва и руководство ИРИ выступали в аналогичном альянсе против прокладки трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, и Иран также призывал экспортировать азербайджанскую нефть, через свою территорию. Несмотря на дружественную риторику, азербайджано-иранские отношения за эти двадцать лет так и не стали идеальными. Поэтому, если допустить в потенциале транзит азербайджанских углеводородов через ИРИ, то нетрудно понять, как скоро он может стать фактором давления на Баку.

Таким образом, очевидна, что вина Транскаспийского газопровода заключается не в опасности для экологии Каспийского моря, а в возможности в конкуренции в поставках энергоресурсов в страны Европы, в которых они так нуждаются. Даже если и случится непредвиденная авария на газопроводе, природный газ в отличии от нефти не сможет нанести ощутимого экологического вреда  Каспию.  Да и возникает вопрос. Почему построен в Черном море «Голубой поток», в Балтийском море «Северный поток». Разве эти газопроводы не несут такой же экологической опасности для этих морей или они чем-то хуже Каспийского и почему никто так не печется о возможной аварии на газопроводах.  Вопросов много, но ответ один. Никто не хочет терять существующие и потенциальные рынки сбыта природного газа.

# 9123
avatar

Бахрам Рустамбеков

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#