Дугин приезжал в Баку обсуждать "план Лаврова", но всё же война

Дугин приезжал в Баку обсуждать <span style="color:red;">"план Лаврова",  но всё же война
12 июня 2017
# 20:00

Интенсивность нарушений условия перемирия в мае на фоне вялой активности переговорного процесса стала причиной ожидания очередного обострения карабахского конфликта. О сохранении потенциала для широкомасштабных боевых действий в зоне карабахского конфликта в 2017 году заявил и директор Национальной разведки США Дэниел Коутс на слушаниях 11 мая в специальном комитете Конгресса по разведке. То, что конфликтующие стороны находятся на грани возобновления войны указывает и ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил 15-16 мая после уничтожение азербайджанскими ВС армянского зенитно-ракетного комплекс "ОСА".

Рост напряженности в зоне карабахского конфликта стал очевидным после трехсторонней встречи 28 апреля в Москве глав МИД Азербайджана, Армении и России, после которой переговоры продолжились с участием сопредседателей МГ ОБСЕ. Это были первые после длительной паузы переговоры глав МИД конфликтующих сторон при посредничестве России. Инициатива встречи исходила со стороны Москвы, а вопросы организации встречи обсуждались с января этого года. Однако армянская сторона затягивала встречу, с начало обуславливая ее проведение необходимостью принятия Азербайджаном предложений посредников по созданию механизмов недопущения нарушения условий перемирия в зоне конфликта. Баку, отказываясь от этих условий, закрепляющих статус-кво в зоне конфликта, настаивал на начале предметных переговоров, целью которых должно быть решение вопроса деоккупации азербайджанских территорий. С приближением парламентских выборов в начале апреля в Армении армянская сторона вовсе отказалась пойти на какие-либо переговоры с Азербайджаном в период предвыборной кампании. Уже в марте, после переговоров в Москве с российским коллегой Сергеем Лавровым глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заметил, что Баку готов на переговоры после парламентских выборов в Армении.

Переговоры в Москве проходили за закрытыми дверями. Однако некоторые обстоятельства указывают на то, что на них конфликтующим сторонам были предложены новые вариации плана урегулирования, выдвинутых российской стороной после эскалации конфликта в начале апреля 2016 года. Так, после переговоров в Москве посредники сообщили, что намереваются посетить регион конфликта в июне, или июле, после чего станет ясным возможность организации новой встречи, если не на уровне президентов, то хотя бы на уровне глав МИД Армении и Азербайджана. То что, посредники намерены выдерживать такую длительную паузу после встречи в Москве, возможно, связано с тем, что процесс формирования нового правительства в Армении после парламентских выборов потребовал немало времени, и завершился в конце мая.

Хотя и не известно о содержании предложений, представленных посредниками главам МИД Азербайджана и Армении в Москве, однако обстоятельства указывают на то, что переговоры ведутся вокруг так называемого "плана Лаврова", разработанного на основе "мадридских принципов". Эти предложения, если и не предполагают скорого, окончательного разрешения карабахского конфликта, тем не менее, имеют цели недопущения его эскалации, как это было в начале апреля 2016 года. Такой вывод следует и из заявлений главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова. "Следуя логике встречи в Москве министров иностранных дел трех стран, у меня сложилось такое впечатление, что вывод войск взамен на мир или территории взамен на мир возможен", заметил он. Однако такое заявление не означает, что предложения Москвы полностью устраивают Баку, или же их принятие сторонами возможно уже в ближайшем будущем.

О "плане Лаврова" в более развернутом виде стало известно от одного из главных российских "евразийцев", известного своими великодержавно-шовинистическими взглядами лидера "Евразийского движения", политолога Александра Дугина, посетившего внезапно Баку в начале мая. Дугина называют также "советником президента Путина" и теоретиком "российского глубинного государства". В прессе не было сказано, с какой именно с целью приезжал Дугин в Баку, встречался ли он с официальными азербайджанскими лицами. Однако некоторые обстоятельства указывают на то, что свои зарубежные миссии Дугин осуществляет обычно в критических для Кремля ситуациях. Так, 14 июля прошлого года, накануне неудавшегося переворота в Турции, Дугин внезапно оказался в Анкаре, в ходе которого имел встречи с официальными турецкими лицами для обсуждения путей нормализации российско-турецких отношений. Тогда же появилась информация о том, что Дугин якобы предупреждал турецкое руководство и о готовящейся попытке военного путча.

Сложилось мнение, что возглавляемая Дугиным группа экспертов имеет отношение к выработке тактических и стратегических внешнеполитических планов Кремля. И его визит в Баку видимо преследовал цель убедить азербайджанскую общественность в выгодности для Азербайджана нынешних предложений России по карабахскому урегулированию. На пресс-конференции в Баку сам Дугин сообщил, что его группа имела отношение к разработке "плана Лаврова" и, что он сам лично обсуждал этот план с главой МИД Турции Мевлутом Чавушоглу. Напомним, что после встречи президентов России и Турции в августе 2016 года турецкая сторона несколько раз заявляла о том, что в повестке дня стоит вопрос освобождения пяти азербайджанских районов, после чего могут быть разблокированы коммуникации между Турцией и Арменией. Сам Дугин на пресс-конференции в Баку назвал возврат пяти районов Азербайджану самым главным в "плане Лаврова". "Еще два района (Лачинский и Кельбаджарский) стоят на более поздней повестке дня. Там более серьезная ситуация - Лачинский коридор и так далее. А вопрос Нагорного Карабаха - это дело еще более далекого будущего", разъяснил Дугин.

Излагая суть "плана Лаврова", Дугин заметил, что этот план нашел поддержку у Турции и Ирана. По его словам, "все региональные игроки заинтересованы в этом, кроме Запада, который любые миротворческие усилия в регионе будет саботировать". Это несколько странно, поскольку еще в марте, говоря об обсуждаемых на переговорах с Арменией и Азербайджаном предложениях, американский сопредседатель МГ ОБСЕ Ричард Хогланд, сообщил, что они подразумевают урегулирования карабахского конфликта в три этапа. Не став детализировать, он заявил, что не стал бы эти предложения называть "планом Лаврова", поскольку они являются вариацией реализации предложенных странами-сопредседателями МГ ОБСЕ базовых принципов. Этим, Хогланд дал понять, что США поддерживают российский подход, учитывающий "мадридские принципы", согласованные между странами-сопредседателями МГ ОБСЕ еще в 2007 году.

Предостережения Дугина о том, что Запад может блокировать нынешние российские инициативы по карабахскому урегулированию, на фоне демонстрируемой США и Францией поддержкой посредничества России, имеют свои причины. По сути, российские предложения – это результат понимания необходимости изменения статус-кво, сохранение которого несет угрозу интересам России. Новая война между Азербайджаном и Арменией потребует прямого вмешательства России, поскольку в Москве нет уверенности в том, что без этого вмешательство Армении удастся удержаться на нынешних рубежах в зоне карабахского конфликта. Практически последние несколько лет Азербайджан постепенно демонстрирует военное превосходство в зоне конфликта, которую России приходится хоть как-то балансировать поставками новых вооружений в Армению. Понимая, что возобновление военных действий может привести к потере позиций Армении и тем самым к ослаблению влияния России на карабахский конфликт, Москва и стала задумываться об изменении статус-кво. В этом позиции России и Запада вроде совпадают.

Однако, "план Лаврова", хотя и предполагает изменение статус-кво в зоне карабахского конфликта, но в то же время ставит задачу еще большего усиления влияния России на конфликтующие стороны, прежде всего, на Азербайджан. Так, освобождение пяти районов, предполагает не только принятие мер безопасности для недопущения применения силы. Согласно тому же Дугину, с освобождением пяти районов Азербайджана "будут уничтожены и ликвидированы все барьеры, которые препятствуют более тесному сотрудничеству в ряде транснациональных союзов, которым может быть Евразийский союз или и другие инициативы". Привязка российских предложений по карабахскому урегулированию с вступлением Азербайджана в ЕврАзЭС становился очевидным в прошлом году, когда глава МИД России Сергей Лавров, на фоне посреднической активности Москвы, несколько раз заявлял, что Россия приветствовала бы участие Азербайджана в этой интеграционной структуре. Напомним, что и официальный Баку несколько раз заявлял о возможности членства Азербайджана в ЕврАзЭС, если увидит в этом выгоду. Вряд ли Западу выгодно навязывание Москвой Баку однозначного геополитического выбора в пользу России взамен на возвращение под контроль Азербайджана части своих территорий. В этом и заключается и суть предостережение Дугина о возможности блокирования Западом российского плана урегулирования карабахского конфликта. Однако было бы наивно думать, что "план Лаврова", преследующий прежде всего российские интересы, может быть торпедирован только лишь Западом.

У Азербайджана немало причин, чтобы не быть полностью согласным с предложениями России. Одной из них является то, что Москва, не представляя Баку гарантий разрешения карабахского конфликта с учетом принципа территориальной целостности, хочет видеть Азербайджан исключительно в орбите влияния России. Такие приближенные к Кремлю политологи как Александр Дугин советуют Баку удовлетвориться лишь заявлениями России о поддержки территориальной целостности Азербайджана. Предложения Москвы по освобождению части азербайджанских территорий (5 из 7 на первом этапе), вряд ли не увязаны с вопросом будущего статуса Нагорного Карабаха. Этим, видимо, и связан заметный рост недовольства в Азербайджане посредническими усилиями России, которая в силу союзнических отношений с Арменией, обречена на учет армянских интересов. Армянская сторона, судя по заявлению президента Армении на первом заседании парламент нового состава 18 мая, готова на изменение статус-кво в карабахском конфликте, но только лишь с условием признания независимости Нагорного Карабаха. Баку же продолжает настаивать на обсуждении будущего статуса Нагорного Карабаха после деоккупации азербайджанских территорий и возвращения азербайджанцев в свои прежние места проживания. Рост напряженности в зоне карабахского конфликта, по сути, и является признаком стремления Азербайджана и Армении отстаивать эти свои переговорные позиции.

# 18815
avatar

Тунал Азери

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#