Все, кто встал на пути "ИГ" зачислены во вражеский стан

Все, кто встал на пути <span style="color:red;">"ИГ"  зачислены во вражеский стан
9 июня 2017
# 16:01

Круг участников дипломатической войны в зоне Персидского залива, расширяясь, все дальше отодвигает вероятность разблокирования тревожной ситуации. Ни один из участников тяжбы не выказывает признаков толерантности, чтобы заложить первый камень компромисса. Напротив, основные и примкнувшие к многомерной проблеме фигуранты  только усиливают прессинг в отношении конкурентов, прибавляя конфликту неподъемной тяжести. 

Вот уже и Турция подключилась в процесс на стороне Катара, рискнув испортить вроде бы нормальные отношения с Саудовской Аравией. Эр-Рияд вложился в турецкую экономику, правда, не настолько серьезно и основательно, как предполагали накануне последнего визита Реджепа Тайипа Эрдогана в Саудовскую Аравию. Скорее, радужные ожидания не оправдались.

На этом фоне Анкара все время поддерживала тесные связи с Катаром, как со страной, которая идеологически поддерживала курс, проводимый АК-парти в современной Турции. Как выясняется, турецкий истеблишмент подставлял плечо Дохе, чтобы та освободилась от назойливой опеки и диктата саудитов.

Таковы законы дипломатии, если страна, будь она очень даже влиятельная, раскрывается симпатиями в отношении одного из членов конфликта, этим  автоматически бросает вызов другой конфликтующей стороне. Так именно и получилось.

Анкара берет под свое крыло маленький и плохо защищенный Катар, чем вызывает острую  раздражительность Эр-Рияда. Вопрос обретает серьезный характер, если в Турции раскрутилась  кампания бойкота саудовских товаров. Даже в парламенте готовится законопроект об оказании помощи Дохе в случае необходимости.

Ответ саудитов не заставил себя долго ждать. Адекватные контр действия предпринимаются в зеркальной проекции. Это означает, что Анкара осознанно идет на политический таран позиций не только Эр-Рияда, но и Вашингтона, который продолжает снабжать курдских сепаратистов  серьезными вооружениями. Не случайно турецкие парламентарии утвердили акт, позволяющий отправлять войска в Катар.

Одновременно Турция еще и по удобнее располагается рядом с Ираном, который также выказал готовность избавить Катар от продовольственной блокады. Стало быть, ряды по обе стороны от линии  водораздела укрепляются, и это сулит мало оптимистичного. Чем больше прямых участников в конфликте, тем больше головоломок.

Какого же продолжения в разыгравшейся партии ожидать, если конфликтного потенциала только прибывает? Скорее всего, произойдет разделение по командному принципу. Саудиты возглавят сторонников против обезвреживания тех, кого толкают на ассоциирование вокруг себя катарцы. Основная борьба в споре, которому дал толчок конфликт двух сопредельных государств, уже обнажает идеологическую поляризацию. Турция со своими соратниками твердо придерживается поддержки умеренных исламистов наподобие «Братьев мусульман», а Эр-Рияд, по крайней мере, все последние годы, души не чает в радикалах-джихадистах, которых не только воодушевила, но и снабдила на долгий и дорогостоящий поход во имя очищения больших ареалов от «мусульман-перевертышей».

Как это выглядит на деле, мир продолжает узнавать со страшных сцен установления шариатской системы в мятежных территориях Сирии и вокруг иракского Мосула.

Все, кто встал на пути, так называемого Исламского государства (ИГ), зачислены во вражеский стан. Там, разумеется, шиитские Иран, Ирак, Хезболлах, Сирия, а также другие силы, кто не разделяет салафитский вектор, всколыхнувший весь Ближний Восток.

Однако могут быть возражения, что, мол, не так давно и Катар был в числе спонсоров ИГ, ан-Нусры, Аль-Кайды, Джейш-аль-Ислам и других террористических групп, и как же это понимать?! Это и в самом деле было. Катар, стоически выдерживая идеологическую удавку влиятельного соседа на собственной шее, самостоятельно ничего предпринимать не мог. Дохе не терпелось выйти из-под тени Эр-Рияда и наладить собственный дискурс развития без слепого подчинения двору Саудов, которые, словно надзиратели, выслеживали каждый шаг соседей по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Осознав, что поезд «арабской весны», застывший на сирийской станции, дальше не сдвинется с мертвой точки, Катар усмотрел возможность воспользоваться моментом и поменять собственный курс. Так он наладил и расширил имевшиеся контакты с Москвой, Тегераном, Анкарой и другими центрами, чтобы заручиться надежной поддержкой на пути исторического для себя перехода в новое качество.

Что это вызвало и чем обернулось для влиятельных сил, известно. Невзирая на трудности и перипетии переформатирования своей роли и статуса в одном из сложных и турбулентных регионов, Доха решительно настроена на прорыв. Она, по всей видимости, допьет горькую чашу трудностей до конца, чего бы это ей не стоило. И в этом намерении сил ей придают старые и новые союзники в лице Турции и Ирана, той же России, которые недвусмысленно дали понять не только Эр-Рияду, но и более высоким покровителям арабского архаизма, что готовы заступиться за Доху в осуществлении ее суверенного права играть собственную игру.        

Итак, «арабская весна», которую инициировал Запад при спонсорстве саудитов и их союзников, не только не справился с поставленными задачами по перекройке политических границ Ближнего Востока, обезвреживанию шиитского фактора, но и откупорил старый аравийский сосуд с давними противоречиями королевских домов. Новыми же элементами давно продолжающейся игры стали вбросы Запада.

На фоне заявлений американского президента Трампа о том, что Вашингтон не собирается вмешиваться в дела стран Залива, видя в потенциале местных элит залог успеха, становится очевидной истина – чем больше наломают дров в региональных делах политики покорных союзников, тем лучше. За ошибки приходится отдуваться не заказчику, а исполнителям. Будет больше неувязок и дилемм, для гегемонистов откроются новые мотивации для присутствия в горниле событий и размещения собственных матриц.

Россия, Иран и вместе с ними Турция, скорее всего, будут совместно опекать Доху, параллельно наращивая экономическое взаимодействие между собой. Саудитам же придется сложнее, ибо они вряд ли отважатся на применение силы против островитян. По части дипломатического ресурса, что остро  востребован для  реализации деликатных задач, у Эр-Рияда традиционно проблематичное состояние. 

Можно не сомневаться, что в выгодополучателях опять будут Штаты, которые в преддверии разрыва между Эр-Риядом и Дохой умудрились  продать союзнику вооружений на немерную сумму. Вашингтон хоть и далеко, но все время будет держать руку на пульсе региона и стараться, чтобы он ни в коем случае не стабилизировался. А то чем обосновать  беспокойство, когда союзникам вместо политической поддержки  оказывается военная, да еще и в феерических масштабах?!  

# 3816
avatar

Тофиг Аббасов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#