Азербайджанский востоковед повез жену в свадебное путешествие… на войну

Азербайджанский востоковед повез жену в свадебное путешествие… на войну
9 мая 2017
# 14:03

Vesti.Az продолжает рубрику под названием «Профессионалы Азербайджанской ССР», в которой мы вспомним о людях, которые приложили немало усилий и стараний во благо процветания нашей республики. Пусть читателей не удивляет название рубрики. Дело в том, что АзССР существовала намного дольше, чем независимая Азербайджанская Республика, и соответственно профессионалов того времени было больше, чем ныне. Но это вовсе не означает, что мы не уделим внимания и тем профессионалам, которые внесли свою лепту в установление и укрепление нашей государственности. Поэтому иногда название рубрики будет изменено на «Профессионалы Азербайджана».

Ибрагимов Амир Октай оглу  родился в Баку 1 сентября 1963 года. После окончания  средней школы №1 в 1980 году поступил на факультет востоковедения  Азербайджанского государственного университета (ныне Бакинский государственный университет), в 1984 году,  будучи студентом 4-го курса был отправлен в Афганистан на стажировку   в качестве  военного переводчика.  До 1985 года находился  там – стажировку проходил в Пятом вертолетном полку города Кандагар, после завершения стажировки  вернулся в Баку. После завершения  учебы  в 1986 году его призвали на  действительную военную службу в качестве офицера.  Он был призван в армию  10-ым Главным управлением кадров Министерства обороны СССР и попал в аппарат советников. Был направлен в  Афганистан в Пятый автомобильный полк,  где прослужил с 1987 по 1989 годы.

В 1989 году в связи с  выводом  советских войск с Афганистана он вернулся  обратно  в Баку. Сразу же после приезда подал  заявление и поступил на службу в МВД АзССР.  Затем в 1990 году подал документы  на юридический факультет   АГУ - служба требовала юридическое образование.  Работал в центральном аппарате министерства, начальником приемной министра,   далее проработал в  отделе по борьбе с хищением социалистической  собственности , всем известная ОБХСС. После закрытия службы ОБХСС работал следователем в Ленинском (ныне Сабунчинском) районе  города Баку,  далее его направили в штаб Главного  управления полиции города Баку. В 1992 году в Баку открылось Национальное Центральное  Бюро Интерпола и начался набор  сотрудников со знанием иностранных языков.  Первым начальником   Национального Центрального Бюро Интерпола в  Баку был Эльдар Гасанов. Он одним из первых был взят на работу, потому что в совершенстве владел персидским языком.  Сначала работал инспектором, потом был назначен старшим опером (оперативный уполномоченный сотрудник) по особо важным делам, и на этой должности проработал 4 года.

В 1996 году  глава МВД Азербайджана Рамиль Усубов должен был ехать  в Иран на переговоры, и нужен был   аттестованный   переводчик  со знанием персидского языка. Тогда его с Интерпола пригласили в состав этой делегации, куда входили командующий погранвойсками,  начальник паспортной службы  МВД  Азербайджана. 

По возвращению в Баку, Рамиль Усубов предложил ему должность начальника секретариата МВД Азербайджана.  И с 1996 по 1999 годы он проработал на этой должности.  В 1999 году написал заявление и по собственному желанию перешел на службу в Главное управление охраны  МВД Азербайджан, где проработал начиная с командира  взвода, роты, дошел до замкомандира полицейского полка по охране  особо важных объектов.

До 2005 года он работал в данной структуре, затем после того, как  было назначено  новое руководство Главного  управления охраны  -  Национальный Герой Азербайджана Мадат Гулиев стал новым руководителем.

Он предложил А.Ибрагимову должность в самом аппарате Главного управления охраны.  До  декабря 2015 года,  когда он подал заявление об уходе  на пенсию, он проработал в управлении.

Так он вспоминает свой первый приезд в Афганистан:

«Я никогда не забуду свой первый  приезд  в Афганистан. Был октябрь 1984 года.  Будучи   студентом 4-го курса  я был направлен на стажировку в Афганистан.  На аэродроме Кандагар дислоцировался вертолетный полк  ВС СССР. Несмотря на то, наступила осень, здесь особо не чувствовалось это.  Погода была знойная, ветреная, пыльная.  Бескрайняя пустыня вокруг приводила в ужас.    Не успел я прийти в себя, меня отвели в одну из вилл, расположенных неподалеку от вертолетного полка.  Я был представлен  командиру вертолетного полка,  полковнику  А. Кузнецову.  Ему доложили всю информацию обо мне.  После встречи мы только вышли во двор, как  дали тревогу, началась  перестрелка. Я собрался бежать, но один из военнослужащих стоящих рядом потянул меня вниз и сказал: «Нельзя двигаться,  не то  в тебя может угодить пуля».  Он был прав – рядом лежал убитый военнослужащий,  пуля угодила ему в бровь. Это было впервые, когда я увидел смерть человека, и это произошло в Афганистане.

В последующее время я никак не мог привыкнуть к  законам войны.    

Как-то меня  вызвал командир полка и  отправил меня в следственный штаб  КГБ СССР. Когда я прибыл на место, узнал, что переводчик, работающий в штабе,  был демобилизован, и после его ухода  некому переводить документы и  принимать участие на допросах пленных.   Как мне сказали в штабе,  впредь я буду выполнять работы по переводу и в полку и в  штабе. Через два дня после предварительного знакомства в штабе меня вновь вызвали в штаб и отвели главному советнику.  Передо мной стоял  статный мужчина, он с величественным взглядом посмотрел на меня – невзирая на суровые условия войны, в его взгляде чувствовалось тепло,  его черты лица напоминали мне  родное.  Он заговорил со мной на азербайджанском языке. «Где ты учишься? На каком факультете»,-  спросил он.

«На факультете  востоковедения  Азербайджанского государственного  университета»,- проговорил в ответ я.

- Ты знаешь Адиб ханум?

-Да, она нам преподавала русский  язык. Она дочь  Мирджалал муаллима.

Он предложил мне сесть и продолжил беседу.

«Дочь Мирджалал муаллима - моя супруга. Она вдалеке  от меня. Что она делает, как дети?», -  произнес он, глубоко  вздохнув.

«Моя мама,  Сара ханым, подруга Адибы ханым. Она работает в библиотеке», - продолжил беседу.

«Сара ханым, родной нам человек, она хороший друг, хороший человек, и хорошо знает свою работу. Адиба ханым много рассказывала о ней», - добавил  полковник.

От беседы с ним,   стало легко на сердце, облегчало аж.

«Я  полковник  Эльдар Гасымов. Вот эти документы надо будет срочно перевести. Завтра я проведу допрос двух вражеских солдат, и ты будешь переводить.  Посмотрим, на что горазд сын Сары ханым, как он знает свою работу», -  сказал он  напоследок.

Я  работал до утра, выполнил порученное задание,   на допросе тоже принял участие. После завершения всего он обнял меня и сказал: «Дай Бог, живым невредимым вернешься домой,     твое будущее еще впереди. Тебе очень подходит  военная форма, перейдешь на работу  в правоохранительные органы,  Дай Бог, я тоже  помогу», - сказал он довольным голосом.

Я не подвел его доверие.   Я и в первый бой с ним вместе пошел. Он был не только профессиональным военнослужащим,  опытным офицером, но и психологом.  Он знал психологию врага. 

За все время пребывания в Кандагаре, Эльдар муаллим относился ко мне большой заботой, любовью отца, старшего брата.   Он проявлял особую заботу ко мне, к молодому, неопытному в военных делах. 

Осенью 1985 года после завершения стажировки я вернулся в Баку, в 1986 году я завершил учебы и получил диплом.  Я был  призван в армию,  и местом службы оказался вновь Афганистан. Но на сей раз не переводчиком, а  в качестве военного в звании лейтенанта.  Я принимал участие в боях. К моему возвращению Эльдар Гасымов уже покинул Афганистан.  Я до  января 1989 года прослужил в Афганистане, где полыхало пламя войны, где я прожил ужасные, кровавые дни.

В 1987 году после успешной военной операции  я был награжден двумя медалями и недельным отпуском.

Как только я приехал в Баку родители воспользовавшись случаем решили  сыграть свадьбу, которая была назначена на потом.  Но в то время было очень трудно  в считанные дни найти  место для проведения свадебного торжества -  ресторанов было мало и мы месяцами ждали в  очереди. 

После приезда в Баку, 9 июня я позвонил Эльдар муаллиму, рассказал ему о службе, о ситуации в Афганистане, о медалях,  полученных за удачную боевую операцию, его это обрадовало.

«Я же тебе говорил, береги себя, у тебя все впереди», - сказал он. Узнав также о том, что родители на скорую руку хотят сыграть свадьбу, но никак не можем найти свободный день в ресторане, он поздравил меня.   Спустя два часа он перезвонил  мне и сказал, что Амир скажи домашним, что пусть на 11 июня назначают свадьбу. Я поговорил со своим шурином Агилем – Агиль Пашаев в то время работал директором  гостиницы «Абшерон».

«Я обязательно приму участие на свадьбе военного – востоковеда в восточном зале отеля «Абшерон», - сказал он.

Вы не можете представить радость моих родителей - мать , которая провела свои годы в библиотеке и отца, который работал в подземном  транспорте. Они  вырастили, воспитали двух сыновей.  

       

11 июня 1987 года  состоялась наша свадьба. Эльдар муаллим, покойный, пусть земля ему будет пухом, вместе с Адибой ханым пришел на свадьбу. Он  повеселился как на свадьбе своего близкого, родного человека, он благословил нас с супругой, высказал много приятных слов в мой адрес, но ни разу не заикнулся о том, что в каждом своем письме  супруге он  обязательно отмечал, что передай матери Амира, чтоб не беспокоилась,    я тут присматриваю  за ним,  о том, что он оказывал мне, молодому неопытному молодому студенту, что не раз спасал меня от верной гибели, что делился со мной своей едой.   Он никогда бы не сказал об этом, потому что он был мужчиной с большой  буквы.  Он делал добро ради чего-то или кого-то, он делал это безвозмездно.   

                                                                  

Со службы в Афганистане у меня остались  много воспоминаний, которые  запомнились на всю жизнь. В Афганистане я неоднократно участвовал в боевых действиях, командиром  батальона охраны был генерал  Микаил Байрамов, который в свои 32 года получил звание полковника, впоследствии  был назначен  замминистра обороны Азербайджана.  Вместе  с ним мы

 часто выезжали на боевые операции.  

Одним из незабываемых моментов службы в Афганистане было то, что я впервые в своей жизни сел в вертолет, потому что не каждый человек рискнул бы, так как страшно, очень страшно,  потому, что знаешь, что  каждую минуту тебя ожидает опасность, могут сбить вертолет.  Мы смотрели фильма «9-ая рота» и т.д.,  где душманы шли в атаку, реальность совсем другая, все стреляли из засады, никто никогда никого не видел.  Днем бои не шли, война начиналась  ночью. Во время службы в Афганистане я также впервые взял в руки боевое оружие, сам тоже отстреливался.

Я участвовал  на допросах взятых в плен душманов.   Несколько раз попадали под обстрел. Топливо в Афганистан  поставлялось  через Термез - Хайратон, Кушку,   я участвовал в сопровождении  колон с  грузом, когда работал   Пятом автомобильном полку.  Тогда мы подвергались обстрелу, попали даже в окружение, но смогли  прорвать с малой потерей,  у нас тогда были четверо погибших,   это считалось успешной операцией, меня  наградили медалью  «За боевые заслуги».  Позднее  я также был награжден медалью «За отвагу». В общей сложности я был награжден двумя медалями, двумя орденами звезды  1-ой и 2-ой степени, наручными часами от министра обороны СССР и другими  юбилейными медалями.  

Скажу, что во второй раз, когда меня отправили на службу в Афганистан я был более уверенным.  Потому, что в первый раз  я находился в  горячей точке Кандагаре, во второй раз мне было намного легче, имел  уже опыт,  я знал уже многих из военнослужащих, которые служили в войсковых частях. Кроме этого все знали, что готовится вывод   советских  войск. Во вторую поездку в Афганистан,  в последние  месяцы  службы я работал помощником   генерал-лейтенанта   Михаила  Гавриловича Бевз.

В Афганистане я вступил в ряды Коммунистической партии.  В Афганистане сами афганцы к нам, азербайджанцам  относились  намного теплее, местные  полицейские, представители министерства обороны дружелюбны были, потому, что  многие солдаты  в основном были славянского происхождения, когда они пили начинали ругаться, буянили, а нас спасало то, что мы менее употребляли спиртное, поэтому к нам отношение было лучше.

Больше всего  мне запомнилось то, что в 1987 году, когда я женился и  через неделю после свадьбы я предложил своей супруге поехать со мной в Афганистан. 

Многие советники  были женаты и их жены находились  в посольстве  СССР, громадном красивом здании. Моя супруга с высшим  медицинским образованием,  она  по специальности провизор-аналитик.  

Супруга согласилась. Мне запомнились удивленные глаза моего тестя, который сказал, что всю жизнь боялся, что сын попадет в Афганистан, но даже не мог подумать, что моя дочь попадет в Афганистан.

Я тогда  ему показал фотографии, чтобы он не беспокоился. И через неделю  после свадьбы мы вылетели в Москву, на следующий день  - в Кабул.  Нас тепло приняли,  в посольстве  жили семейные  - жены, дети. Школа была при посольстве. Этот случай запомнился и мне самому, потому что, никто свою супругу не отвозил в свадебное путешествие в Афганистан.

Моя супруга пробыла  со мной 2 года, в 1989 году я ее привез в Баку, где и родился мой первенец Низами.

Хочу подчеркнуть, что когда я поехал с семьей, было легче  и в  бытовых и чисто человеческих отношениях, несмотря на то, что там и телевидение  показывало.  Но фактор поддержки очень важен, когда рядом родной человек легче становиться, есть с кем поделиться.  

Мы подружились со многими советскими  семьями - они в Москве живут, с ними и сегодня поддерживаем отношения.

Из соотечественников  Ильгар  Мазанов, он в настоящее время работает в Минобороны Азербайджана, который служил в Афганистане, мы и с ним поддерживаем отношения.

В  2014 году, в 25-ю годовщину  вывода советских войск из Афганистана в Баку приезжал  Герой Советского Союза Руслан Аушев, на торжественной мероприятии участвовал  Начальник Госслужбы по мобилизации и призыву на военную службу генерал-лейтенант Арзу  Рагимов  и другие афганцы.  Было очень приятно увидеть товарищей по службе, сфотографировались на память.  

Во время работы в Главном управлении охраны МВД мне запомнился случай.  Как-то раз, вечером, я после смены пришел домой  отдохнуть. Мне позвонил  знакомый, и сказал, что кто-то проник ко мне на объект, у него  объект общепита был в районе  ЦСУ, но там не была установлена сигнализационная система.  Я  у него спрашиваю, а с чего ты взял,  он в ответ: «Я установил программу и приходят сообщения на телефон». 

Мой дом находился рядом, и  немного спустя я пришел на место происшествия. Мы зашли внутрь, дверь была открыта отверткой, включили свет, никого не видно,  говорю  знакомому, посмотри что пропало. Он осмотрел помещение. 

-Микроволновки нет.

- Значит он здесь, не успел убежать

Мы нашли его, скрутили, позвонили в 27-ое отделение полиции, приехали с уголовного розыска.  

Потом пришли с других магазинов, находящихся по соседству, оказалось, что он обворовал 6 магазинов – магазин одежды парфюмерии, свадебных платьев и другие. За эту работу я получил премию от министра внутренних дел.  

Другой интересный случай был во время поездки в Иран в составе делегации во главе с министром Рамилем Усубовым. Иранцы тогда вообще не спрашивали ты с СССР, они меня приняли за своего, они у меня спрашивали ты с какой провинции Ирана. Мне естественно помогли годы стажировки и службы в Афганистане. У меня был большой опыт работы,  много практиковался на фарси. Единственная разница в том, что афганцы разговаривали на дари, это афганский диалект персидского языка.  Он чуть грубее, а  фарси он слаще.

  

У меня нет учеников, которым я передал свои знания.  Потому, что в основном, в то время когда я поступал в ВУЗ, и сегодня стремятся к арабскому  языку, хотят быть арабистами.  

Но главное  в изучении языков, это практика. Я могу и 15 лет    учиться в университете, но научиться говорить на этом языке я смогу только   на практике. Когда я приехал в Афганистан на стажировку, вижу слушают мою речь и смеются, мне говорили, что ты очень литературно  разговариваешь.  А потом я так научился языку, что они даже удивлялись. Практика обязательно нужна. Поэтому на факультете востоковедения  всегда с 4–го курса отправляли на практику, а потом  приходили, доучивались.

К нам в последние годы приезжают очень много туристов из Ирана, я когда вечером гуляю, с супругой по Торговой проходим, я   прислушивался к речи иранцев, мне было интересно. Супруга тоже спрашивала, а что они говорят. Как-то я даже помог иранской семье, они ошиблись адресом, и объяснил  как им пройти в нужное им место, они  послушали меня и даже не поняли, что я местный.

В настоящее время герой нашего повествования находится на пенсии. У него два внука, которым будут интересны приключения дедушки.

# 9367
avatar

Вафа Фараджова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#