Биологи открыли целую семью гигантских вирусов-"франкенштейнов"

7 апреля 2017

Ученые нашли в сточных водах в Австрии целую "семью" гигантских вирусов, длина чьей ДНК выросла до фантастических размеров благодаря привычке "заимствовать" большие сегменты генетического кода у заражаемых организмов. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Это открытие раскрыло эволюцию вирусов совершенно с новой для нас стороны, расширив наши представления о том, как много генов организма-"хозяина" они могут украсть во время своей эволюции. Способность синтезировать белки считается одной из главных черт жизни, и в этом отношении эти новые вирусы гораздо ближе к клеткам, чем любой другой вирус", — рассказывает Евгений Кунин из Национального центра биотехнологичекой информации в Бетесде (США).

За последние десять лет ученые открыли несколько сотен разновидностей крайне необычных вирусов, отличающихся гигантскими размерами – их частицы в десятки раз больше, чем у "обычных вирусов", а их генетический код по своей длине и сложности устройства не уступает тому, как устроена ДНК живых организмов, на которых они паразитируют.

Как показали недавние исследования, некоторые такие "мегавирусы", к примеру, мимивирусы (Acanthamoeba mimivirus), содержат в себе инструкции по сборке различных ферментов, в том числе и белков, защищающих ДНК от повреждений и участвующих в обмене веществ. Как правило, такие вирусы заражают простейшие одноклеточные организмы, и играют важную роль в регуляции их численности.

Кунин и его коллеги открыли целое семейство подобных вирусов, устройство чьей ДНК заставило ученых сравнивать их с чудищем Франкенштейна из романа Мэри Шелли, в относительно необычной среде – в очистных сооружениях канализации города Клостернойбург, куда стекаются нечистоты со всех жилых домов и промышленных предприятий.

Изучая обрывки ДНК, которые находились в пробах воды из этого отстойнка, биологи нашли в них следы геномов не азотофиксирующих бактерий, которых они ожидали увидеть, а четырех крайне странных, но похожих друг на друга мегавирусов, состоявших из обрывков генома самых разнородных организмов.

Как рассказывают исследователи, ДНК самого крупного из них, Klosneuvirus, содержал в себе гены, необходимые для манипулирования фактически всеми ключевыми аминокислотами, и, если бы этот вирус был бы живым, он почти смог бы самостоятельно функционировать и собирать белковые молекулы без помощи клетки-хозяина.