Эта позиция Тер-Петросяна совпадает с «планом Лаврова» по Карабаху

Эта позиция Тер-Петросяна совпадает с «планом Лаврова» по Карабаху
27 марта 2017
# 20:00

С приближением избирательной кампании в Армении к финишу, внутриполитические процессы в этой стране все больше становятся объектом пристального внимания региональных СМИ, в том числе и Азербайджана.

Выборы в парламент Армении 2 апреля имеют значение в плане реализации итогов Конституционного референдума 6 декабря 2015 года. По его итогам были одобрены поправки в Основной закон страны, предполагающие трансформацию системы правления с полупрезидентской в парламентскую. Парламентские выборы, по задумке инициаторов (правящей Республиканской партии Армении) конституционных изменений, станут началом процесса трансформации, который завершится выбором президента в 2018 году.

Согласно поправкам, президент Армении будет избираться на семь лет парламентом и избранными представителями органов местного самоуправления. Президент будет назначать премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Вооруженные силы будут подчиняться правительству, а верховным главнокомандующим во время войны будет премьер-министр.

Насколько переход к парламентской республике поможет Армении преодолеть серьезные социально-экономические и политические проблемы, покажет время. Вряд ли смена формы правления прибавит Армении имидж демократической страны, поскольку инициаторы такого перехода вряд ли желают подвергнуть трансформации сложившиеся властные отношения и дать возможность электорату полностью определять судьбу нынешней правящей элиты в лице так называемого карабахского клана. Как в момент объявления инициативы по конституционным реформам, так и сейчас оппоненты армянских властей рассматривают изменения системы правления как попытку президента Сержа Саргсяна сохранить власть после окончания второго и последнего срока пребывания на этом посту. Так ли это, покажет расстановка политических сил в парламенте в новом составе после 2 апреля.

Судя по сообщениям армянских СМИ, ссылающихся на различные соцопросы, в предвыборной кампании лидирует "Блок Царукяна". Лидер блока Гагик Царукян, влиятельный бизнесмен и приближенный к руководству, после некоторой паузы вновь вернулся в политику, очевидно, не без одобрения властей. В 2015 году Царукян объявил об уходе из политики, покинув свою же партию "Процветающую Армению", последние годы входившую в правящую коалицию с РПА. Причиной этого стала кампания против него, организованная властями сразу после объявления Царукяна о переходе в оппозицию. Зафиксированный в соцопросах отрыв "Блока Царукяна" на 5-10% от правящей РПА наблюдатели связывают с недовольством населения социально-экономическим положением.

Однако, учитывая протестное настроение население, все же удивляет сохранение РПА высокого рейтинга, пережившего ранее раскол в связи с переходом в оппозицию некоторых недавних членов правительства и представителей карабахского клана, в частности в лице бывшего министра обороны Сейрана Оганяна.

Впрочем, наблюдатели не сомневаются в том, что контролируемые РПА административные ресурсы, а также раздробленность и слабость оппозиции, не только обеспечат ей победу на выборах, но и позволят определить выгодную расстановку сил в парламенте. Так, по их мнению, власти, помимо "Блока Царукяна", заинтересованы в представлении в парламенте Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) и "Возрождение Армении". Определенные шансы отдаются и "Блоку Оганян–Раффи–Восканян", считающейся наиболее прозападной силой. Несколько дней назад армянская газета "Жоховурд" сообщила о том, что президент Саргсян "дал указание своей команде любой ценой протащить в парламент возглавляемый экс-президентом Левоном Тер-Петросяном предвыборный блок "Конгресс - НПА", вплоть до обеспечения ему третьего места". С этим газета и связывает факт финансирования блока "Конгресс - НПА" крупным предпринимателем Хачатуром Сукиасяном.

Понятно, что в ходе избирательной компании появится множество правдивых и неправдивых сюжетов относительно будущего состава парламента Армении. Однако, все эти суждения базируются на возможностях правящей элиты определять расстановку сил в новом парламенте и убеждениях в том, что РПА удастся сохранить свои властные позиции. И это несмотря на недовольство населения Армении социальным положением и узурпацией власти карабахским кланом. Можно отнести такое положение вещей к умению руководства Армении манипулировать политическими силами и общественным мнением. Однако, важным фактором тут, думается, все же выступает убежденность большинства армян в том, что РПА, несмотря на злоупотребления властью, последовательно и бескомпромиссно действует в вопросе реализации армянского вопроса - Ай Дата, в части достижения независимости Нагорного Карабаха.

При внимательном рассмотрении предвыборных платформ политических партий и блоков Армении вряд ли можно заметить существенную разницу в их подходах к решению конфликта с Азербайджаном. Все политические силы Армении конечной целью урегулирования конфликта видят обретение независимости Нагорного Карабаха, при этом делая акцент на то, что это должно происходить мирным образом и путем компромиссов.

Иного подхода вряд ли стоит ожидать от политической элиты Армении и их электората, одержимых армянским вопросом - Ай Дата. При этом большинство политических партий и блоков, говоря о компромиссах с Азербайджаном, не утруждают себя разъяснить суть взаимных уступок и ограничиваются формулировкой о том, что следует поддерживать предложенные сопредседателями МГ ОБСЕ предложения по карабахскому урегулированию.

Развернутое отражение партиями и блоками в предвыборных платформах своих подходов к карабахской проблеме в нынешней избирательной кампании в отличие от прошлых, по мнению некоторых армянских СМИ, спровоцировано экс-президентом, лидером Армянского национального конгресса (АНК) Левон Тер-Петросяном. В декабре 2016 года он заявил, что АНК идёт на выборы с лозунгом "Мир, Примирение, Добрососедство".

Следует учесть, что Тер-Петросян о необходимости достижения мира с Азербайджаном заявил, сразу же после эскалации конфликта в начале апреля 2016 года, при этом заметив, что чем дольше откладывается решение карабахского конфликта, тем больше будут потери Армении. Поэтому, было бы правильно связать подробное изложение политическими силами Армении своих подходов к карабахскому урегулированию с ситуацией, сложившейся после апрельских событий 2016 года.

Отметим, что, помимо лидера АНК, главную причину всех проблем Армении в карабахском конфликте видит и лидер "Свободных демократов" Ашот Егизарян.

Хотя об этом открыто и не говорится, политические силы в Ереване явно насторожены возможностью развития ситуации в зоне карабахского конфликта по апрельскому сценарию 2016 года, навязываемому Азербайджаном Армении. Однако, никто из них, помимо общих фраз о необходимости обеспечения военного баланса с Азербайджаном, не предлагает мер, чтобы не допустить определения со стороны Баку правил игры непосредственно на линии соприкосновения конфликтующих сторон. Как показали апрельские события, при таких инцидентах полностью полагаться на сопредседателей МГ ОБСЕ, а также на военный союз с Россией, как на факторы сдерживания, не совсем оправданно.

Исключением является позиция лидера АНК, экс-президента Тер-Петросяна, который, по сути, предлагает вернуть оккупированные азербайджанские территории, ограничится Лачинским коридором для безопасной коммуникации и получить международные гарантии безопасности Нагорному Карабаху с сохранением перспектив получения статуса независимости.

Такой, более прагматичный подход, судя по всему, связан с пониманием опасности для Армении сохранения нынешнего статус-кво в зоне карабахского конфликта. Правда, можно наблюдать и определенную непоследовательность в позициях Тер-Петросяна, когда он рассуждает об опасности нынешней ситуации, и в то же время полагается на Россию, которая, по его мнению, в связи с ситуацией на Ближнем Востоке не допустит новой войны в зоне карабахского конфликта. Такое колебание в позициях, возможно, связано с не популярностью подходов лидера АНК к карабахскому урегулированию, а также отсутствием полной уверенности в том, что изменение статус-кво приведет в конечном итоге к достижению независимости Нагорному Карабаху. Несмотря на это, позиция Тер-Петросяна представляется более эффективным путем достижения существенного прогресса в карабахском урегулировании. В какой-то степени эта позиция совпадает с так называемым "планом Лаврова", появившимся после апрельской эскалации в 2016 году, и с подходами Азербайджана и Турции.

По мнению газеты "Жоховурд", желание президента Саргсяна обеспечить в парламенте места для блока "Конгресс - НПА", возможно, связаны с будущими его компромиссными шагами в вопросе урегулирования карабахского конфликта. "Одним словом, Сержу нужна поддержка, нужен кто-то, кто смелее его, потому что не запачкан настолько, чтобы бояться говорить народу правду о будущем Армении", делает заключение газета. Однако, на наш взгляд такие выводы несколько поспешны. Низкий рейтинг АНК и его лидера, а также предвыборные платформы остальных ведущих политических сил указывает на то, что все еще большинство армян готовы жертвовать социальным благополучием ради независимости Нагорного Карабаха и сохранения "освобожденных территорий".

# 13735
avatar

Тунал Азери

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#