Азербайджанский «Тарзан» желал опередить братьев: осколок помог сбыться его мечте

 Азербайджанский «Тарзан» желал опередить братьев:  осколок помог сбыться его мечте
25 марта 2017
# 17:00

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась…

Эти строки из некогда известной в советское время песни «Поговори со мною, мама», которую блестяще исполняла Валентина Толкунова. Именно припев этой песни подтолкнул нас к идее начать одноименный проект«Поговори со мною, мама».

В этой рубрике мы намерены рассказать читателям о наших шехидах, имя которых, к сожалению, предано забвению и о семьях которых очень редко вспоминают соответствующие органы и чиновники.

О шехидах, положивших на алтарь свободы самое ценное – собственную жизнь, расскажут матери шехидов. С помощью их рассказов  читатели Vesti.Az узнают о том или ином герое, который навсегда останется в памяти своих близких, и мы надеемся впредь и в памяти наших читателей, может и молодыми, но очень любящими свою Родину. Как бы это банально ни звучало в нашем практическом мире, такие люди не должны быть преданы забвению.

В 1968 году в семье жителя села Шайыфлы Зангеланского района Алыгулу Гулиева родился самый младший  –  после рождения Йасифа  в семье стало  шестеро сыновей и одна дочь.

- С детства он был красавцем, отличался от других братьев.   Мы его особенно любили, баловали.  Он вырос очень  умелым, чутким, способным переживать и сочувствовать, - начала свой рассказ мать шехида Симузар хала. - У Йасифа была любимая девушка. Они с  6-го класса любили друг друга, но из-за взрывоопасной ситуации в районе  мы не торопились его женить – район обстреливается, и как в такое время свадьбу играть.  Он  допытывал отца вопросом:  почему вы не разрешаете мне жениться? И Алыгулу его направил к старшему брату Шюкуру, мол, у него спроси. Йасиф позвонил брату: «Почему ты против того, чтобы я женился?», - спросил он брата. А Шюкур ему ответил, что будет только рад, и как только закончится война, сыграют ему шикарную свадьбу. А Йасиф ему в ответ: «А  если  я погибну на войне? Что ты на это скажешь? Никто же не знает, что завтра случиться, поэтому я хочу  прожить  счастливые дни с любимой». После  разговора с братом,  мы сыграли ему свадьбу. Обычно у нас свадьбы длятся три дня и ночи, а свадьба Йасифа даже до вечера не продлилась, боялись, что армяне как всегда подвергнут артобстрелу район, и не дай Бог, снаряд угодит в свадебную палатку.

Как рассказывает Симузар хала, через месяц после свадьбы  армяне оккупировали Шайыфлы, и им пришлось покинуть родное село.

-Йасиф пал смертью храбрых в боях  за село Горган Физулинского  района в январе 1994 года.  После завершения  службы в советской армии Йасиф вернулся в Зангелан, некоторое время работал, но после того как  наших депортировали из Кафана, Йасиф все бросил и  записался  добровольцем.

Он воевал до последних дней, даже после оккупации Зангелана, я его просила остаться, но он рассердился на меня.

«Мама, если я не пойду, он не пойдет, брат не пойдет, отец не пойдет, то кто пойдет воевать с врагом?»,- недовольно сказал он. После этих слов, мне уже нечего было сказать. Он сдержал свое слово, погиб за  Родину.

Помню, супруга его беременная была, он ее привез в Баку,  оставил у тещи, и сам вернулся в Зангелан. У Йасифа дочка родилась, но она  умерла в пятимесячном возрасте. Он мечтал стать отцом, жить счастливой семейной жизнью, но  война прервала его жизнь, его мечты.

Он предчувствовал свою смерть.  Часто в шутку спрашивал жену: что ты будешь делать, когда меня не станет?  А она обижалась на него.

Он был очень веселым, дружелюбным, любил играть на  свадьбах на гоша нагара, любил поохотиться. Когда он погиб, на похоронах его друзья  с сожалением говорили, что они потеряли  одного их бесстрашных бойцов.  Они его называли «Тарзаном».

Йасиф погиб вместе с нашим земляком Ильхамом, он тоже был из села Шайыфлы. Их обоих  смертельно ранило осколком артиллерийского снаряда. 

Йасиф был шустрым, ловким. Большим шутником был.  Мы занимались шелкопрядством, я всегда ходила с ним за тутовыми листьями.

Йасиф всегда говорил,  что станет шехидом. «Не позволю кому-либо из братьев отнять это право у меня», - говорил он.

Он был прямолинейным человеком, никогда не лгал. Аккуратно и чисто одевался. Музыкой увлекался. Он отличался и характером и внешностью от своих братьев. 

Он был большим патриотом, любил Родину,  ради которой жизни своей не пожалел. Он все говорил: «Мама, вот увидишь, мы всех эти армян перебьем, выгоним с родных земель».

Йасиф любил все, что я ему готовила. Обожал мои заготовки, маринованный помидор, даже  сок выпивал до последней капли.

Тело Йасифа привез мой племянник Вугар. Он не дал нам открыть гроб, но Шюкуру сказал, что это Йасиф. Его сперва похоронили на кладбище в поселке Мехдиабад, но затем был перезахоронен на  2-ой почетной Аллее захоронения. 

Он и несколько его товарищей погибли 19 января 1994 года, но чтобы армяне не забрали тела, сослуживцы держали под огнем эту местность. И только  ночью 20 января боевые товарищи вынесли тела.

Я не хочу здесь помирать,  у меня одно желание – быть похороненной на родной земле.  В сентябре 2004 года я  потеряла спутника жизни – у него сердце не выдержало от горя, и  он уснул вечным сном. Оставил меня одну нести тяжелое бремя горя.

Все мои дети любимые, мать не может ставить разницу между детьми, все дороги для матери, но Йасифа  любила по-другому.  Он был особенным. В память  от него остались только воспоминания и фотографии.

# 10846
avatar

Вафа Фараджова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#