[b]Ученые открыли ген, управляющий старением мозга[/b]

16 марта 2017

Ученые обнаружили в человеческой ДНК необычный ген, мутации в котором могут ускорить старение мозга в пожилом возрасте на десятки лет и или замедлять его с аналогичной силой. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Systems.

"Если посмотреть на пожилых людей, часть из них будет выглядеть необычно старыми, а другие – необычно молодыми. То же самое происходит и в фронтальной коре, регионе мозга, отвечающим за работу разума. Мы выяснили, что многие из этих различий связаны с вариациями в гене TMEM106B. У людей, у которых есть две "плохих" копии этого гена, фронтальная кора выглядит на 12 лет старее, чем у пожилых людей с двумя нормальными версиями TMEM106B", — объясняет Аса Абелевич (Asa Abeliovich) из университета Колумбии в Нью-Йорке (США).

В последние годы среди ученых заново возродился спор о том, чем является процесс старения и смерти людей и животных. Часть биологов и эволюционистов считают, что этот процесс контролирует своеобразная "программа смерти" — определенный набор генов, заставляющий тело дряхлеть и умирать, уступая место новому поколению себе подобных.

Абелевич и его коллеги открыли один из потенциальных генов старения, сравнивая между собой образцы ДНК из почти двух тысяч кусочков мозга, пожертвованных ради науки людьми, умершими по естественным причинам и не страдавших болезнью Аьцгеймера, рассеянным склерозом или другими нейродегенеративными расстройствами.

Изучая эти геномы, ученые сравнивали не только структуру самих генов, но и то, как активно их считывали клетки мозга во время своей работы. Это позволило им раскрыть не только то, как различия в структуре генов влияли на работу коры и других слоев мозга, но и понять, как менялся характер их работы по мере старения организма.

Сопоставив то, как различался "рисунок" активности генов у разных пожилых людей и то, как выглядела их кора, Абелевич и его коллеги выделили несколько участков ДНК, влиявших на то, как быстро старел мозг их обладателей.

Сильнее всего, как показали расчеты биологов, на этот процесс влиял ген TMEM106B – участок ДНК, отвечающий за формирование связей между нервными клетками и их очистку от белкового "мусора". Даже небольшие мутации в его структуре, как выяснили ученые, сильно влияли на облик коры в пожилом возрасте, ускоряя или замедляя ее старение на несколько лет.

Что интересно, этот ген "включался" только в пожилом возрасте, начиная влиять на работу мозга примерно в 65 лет. Почему это происходит, ученые пока не знают, однако они предполагают, что его действие связано с включением неких стрессовых механизмов при наступлении старости.

Кроме него, команде Абелевича удалось найти связь между старением коры и еще одним геном — GRN, исполняющим схожие функции, но влияющим на дряхление мозга в гораздо меньшей степени. Как полагают ученые, в ДНК человека может присутствовать еще несколько десятков таких генов, управляющих процессом старения разных органов, изучение которых поможет нам понять, можно ли замедлить этот процесс и как это можно сделать.