В передаче Соловьева этот русифицированный армянин вонзил нож в спину Турции

В передаче Соловьева этот русифицированный армянин вонзил нож в спину Турции
24 декабря 2016
# 18:32

Встреча в Москве глав МИД России, Турции и Ирана, как и обмен мнениями между руководителями военных ведомств этих трех государств, может стать одним из самых знаковых событий уходящего года. Российский министр Сергей Лавров заявил, что общей позицией для всех трех стран признана «приверженность суверенитету, территориальной целостности, единству и независимости САР». Это значит, что ни о каком разделе Сирии, который предрекали многие политологи, речь не идет, и Анкара больше не ставит своим главным требованием немедленный уход Башара Асада.

Собственно говоря, ту же позицию еще первого декабря продекларировал сам президент Эрдоган: «Цель операции «Щит Евфрата» не какая-либо страна или человек, а только террористические организации». Именно в контексте с этим заявлением надо рассматривать замечание министра обороны Турции Фикри Ышика, которое на Западе уже объявили «беспрецедентным» - он назвал освобождение восточного Алеппо от боевиков «успешной операцией». Оборону восточного Алеппо цементировали боевики группировки Джабхат Фатх аш-Шам, которая еще совсем недавно именовалась Джабхат ан-Нусра. И именно эту организацию участники московских переговоров единодушно признали такой же террористической, как и Исламское Государство.    

Но Анкара тоже получила от визита в Москву весомые политические дивиденды. Лавров подчеркнул, что борьба с терроризмом стала целью «операции наших турецких коллег «Щит Евфрата». В переводе с дипломатического языка эта формулировка означает достаточную легитимность пребывания турецких вооруженных сил в северных провинциях Сирии. Таким образом, проблема межсирийского урегулирования фактически перешла в руки Москвы, Анкары и Тегерана без участия США, Европы и даже международных организаций.

Реакция Запада была мгновенной. Британская The Guardian посчитала саммит в Москве «свидетельством нынешней потери влияния Вашингтоном». Американский  телеканал Fox News Channel решил, что «Турция в качестве ключевого игрока в сирийском конфликте перешла на сторону Москвы и готова выступать вместе с Россией и Ираном гарантом будущих договоренностей между правительством Сирии и оппозицией».

А официальный представитель Госдепа Джон Кирби откровенно растерялся: «Мы по-прежнему активны на дипломатическом поле. Это не значит, что США больше не лидер, если эти три государства (Россия, Турция, Иран) собираются в Москве. Это не означает, что американская дипломатия теперь пустая, недействительная, не является частью более широких усилий». Конечно, является. Только Турцию от себя Запад оттолкнул сам.

Американцы в пику Асаду (впрочем, только ли ему одному) стали вооружать, обучать, финансировать курдскую коалицию «Сирийских Демократических Сил» (SDF). Официальная Анкара даже публично возмущалась, что американские спецназовцы в Сирийском Курдистане открыто щеголяют с шевронами курдских отрядов народной самообороны (YPG) на рукавах.  

Именно курдские формирования 18 августа неожиданно начали наступление в сторону приграничного сирийского городка Джераблус. Но ни в самом Джераблусе, ни вокруг него нет курдских поселений. В этом регионе проживают только туркоманы и арабы, а еще несколько лет назад его захватили боевики ИГИЛ. Однако курдам необходима  оккупация Джераблуса, ставшего естественным барьером для объединения трех курдских кантонов - Африн, Кобани и Джазира - в единое территориальное пространство Сирийского Курдистана, уже оформленного сепаратистами в некое квази-государственное образование Роджава.

Существование сей пресловутой Роджавы угрожает жизненным интересам Турции, но оно же неприемлемо, как для официального Дамаска, так и для сирийской оппозиции. Естественно, что появление некоего абсолютно проамериканского «независимого Курдистана» не вызывает восторгов ни и у Москвы, ни у Тегерана. Поэтому они так вяло прореагировали на то, что 24 августа турецкие войска вместе с протурецкой сирийской оппозицией начали освобождение Джераблуса собственными силами, и сейчас ведут ожесточенные кровопролитные бои именно с игиловцами вдоль сирийско-турецкой границы.

Но, вот, что интересно, казалось итоги московских встреч министров России, Ирана и Сирии должны были вызвать полное понимание в российском обществе. Однако нашлись их критики, как в либеральной среде, так и среди ура-патриотов, которых возглавил главный «державник земли русской», наш старый знакомец Семен Багдасаров, он же директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии. Он, буквально полыхая злобой, вопит сейчас, что «мы (надо полагать русские – А.С.) получили очередной нож в спину» от турков, «а ближайшая цель Турции – создать на северо-западе Сирии квази-государство со столицей в восточном Алеппо».    

    

Кстати, о том, что Анкара пытается создать какое-то квази-государство на севере Сирии, охотно говорят многие, даже солидные эксперты – российские, американские, европейские. Я долго искал того, кто запустил эту фейковую теорию в глобальное медиа-пространство. И, представьте, нашел. Им оказался директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян.

В апреле 2014 года, когда исламские радикалы захватили сирийские Кесаб, он сделал удивительно циничное заявление: «Этническая чистка, произведенная в Кесабе при поддержке, я бы даже сказал, наводке Турции, готовит почву для территориальной агрессии в отношении некоторых районов северной Сирии. Фактически, это первый шаг - подготовка к аннексии».

На самом деле, турецкая артиллерия со своей территории наносила удары по наступающим на Кесаб радикалам, а многие кесабские курды и армяне, покидая город, находили убежище на турецкой территории. Но Сафрастяна этот факт совершенно не интересовал.

Багдасаров, впрочем, он далеко не одинок, по-прежнему без устали повторяет, что Джабхат ан-Нусра контролируется Анкарой. В недавней передаче «Поединок» Владимира Соловьева он даже прокричал, что Турция поставила этим  джихадистам Идлиба старый советский зенитно-ракетный комплекс С-125, который, для сведения, никогда не был на вооружении турецкой армии. Ни одна страна, включая саму Сирию, ни разу не обвиняла Анкару в поставках подобных комплексов террористам. Но Багдасарову до этого дела нет, он своему принципу – лгать без зазрения совести – не изменяет.

Кстати, ни его, ни других критиков московского саммита не смущает заявление Сергея Шойгу о том, что с помощью Турции удалось наконец-то отделить террористов от «умеренных» оппозиционеров. Я даже знаю, как это произошло. Анкара взяла на себя обязательство вывести всех боевиков из блокированного восточного Аллепо, включая Джебхат ан-Нусру. По алеппскому соглашению, взамен на выход из города мятежники должны были эвакуировать гражданских лиц из шиитских городов Фуа и Кафрайя, в свою очередь, блокированных в Идлибе.

Но именно боевики ан-Нусры, а не бойцы каких-то  мифических «шиитских формирований», атаковали конвой, который должен был вывезти заложников из осажденных городов. А потом, еще и прокомментировали видеокадры этого нападения: «Вот сожженные автобусы режима и Ирана…  Мы сожжем все, что приедет, чтобы их эвакуировать! Хотите своих шиитов, свиньи: с помощью Аллаха, вы получите назад только их трупы». С этого момента Анкара отказалась от любых, даже посреднических связей с боевиками ан-Нусры, которые, для сведения Багдасарова, являются креатурой Саудовской Аравии, а не Турции.

Любопытно, знает ли этот «выдающийся аналитик», что отношения Анкары и Эр-Рияда далеко не безоблачны? В арабском мире до сих пор гадают, почему официальное информагентство Саудовской Аравии ВАС, только спустя 15 часов после начала переворота в Турции, сообщило, что «Эр-Рияд приветствует возвращение спокойствия в Турцию под руководством Эрдогана». Саудиты что-то выжидали? Однако, не сомневаюсь, что в Турции обратили внимание на это странное промедление.

Конечно, договоренности, достигнутые в Москве, еще предстоит наполнить конкретным содержанием. Анкаре необходимо надежно закрыть свою границу с мятежной провинцией Идлиб, где пока хозяйничают экстремисты, а Москве - не допустить столкновения сирийских и турецких войск на севере Сирии. О том, чтобы развести усиленный  турецкий спецназ с курдскими формированиями должны позаботиться американцы. В конце концов, курды находятся под их патронажем, а Турция - их союзник по НАТО. Но, после московских встреч, все это дело не отдаленного будущего, а конкретная повестка дня, выполнение которой должно принести в Сирию долгожданный мир.

Специально для Vesti.Az

главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу 

# 48577
avatar

Алексей Синицын

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#