Убийца российского посла был не глупым человеком, он понимал, на что идёт

Убийца российского посла был не глупым человеком, он понимал, на что идёт
21 декабря 2016
# 20:00

Убийство российского посла в Турции Андрея Карлова единодушно осудила вся мировая общественность, все действительно значимые политические лидеры современности. Пожалуй, только украинский президент Петр Порошенко не заметил этого чудовищного террористического акта. Соболезнования Германии по поводу смертельного наезда пакистанца на толпу  бюргеров в Берлине он выразил, а, вот, трагическую гибель российского дипломатического представителя в Анкаре проигнорировал.

Правда, американские СМИ сообщают, что и Барак Обама, получив известие о турецком теракте, даже не прервал игру в гольф на Гавайях. Но было бы наивно ожидать, что вконец обиженный на Москву уходящий американский лидер будет посыпать голову пеплом из-за смерти Андрея Карлова. Кстати, лично на Обаму теракт в Берлине особенного впечатления тоже не произвел. Как гонял клюшкой мячик по зеленой лужайке, так и гонял. 

А, в целом, реакция мирового сообщества была понятна и предсказуема. Самые продвинутые СМИ, такие  The New York Times стали проводить параллели не с убийством американского посла Кристофера Стивенса в Ливии, а с покушением на австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево в 1914 году, которое стало поводом для развязывания Первой мировой войны.

Я лично, впрочем, как и многие, думаю, что это сравнение притянуто за уши, потому что никакой войны, даже охлаждения отношений между Россией и Турции не ожидаю. Более того, мгновенная и гневная реакция президента Эрдогана, других официальных лиц Турции дает основания полагать, что убийство российского посла, как ни горько осознавать цену, заплаченную Карловым, только укрепит решимость России и Турции сообща бороться с международным терроризмом. В этом убеждает и тот факт, что турецкие власти допустили к расследованию преступления российских следователей, а такой шаг  крайне редко встречается в международной практике.

Посеять семена раздора между Москвой и Анкарой этим терактом, конечно, не удастся. Того же мнения придерживается и официальный Баку, выразивший полную солидарность со своими стратегическими партнерами. Однако с  подобной позицией согласны не все. Я не буду анализировать заявления некоторых украинских политиков, даже парламентариев, посчитавших убийцу российского посла Мевлюта Мерта Алтынташа «героем».

«Бесноватые», как сказала представительница российского МИД, и есть «бесноватые».

Но и армянские СМИ уже начали распространять пакостную версию, что убийца Карлова бежал с места преступления безоружным, а, значит, турецкие силовики могли его спокойно задержать, но почему-то не сделали это. Намек объяснения, наверное, не требует. Я уверен, что для армянских и проармянских пропагандистов трагедия в Анкаре станет еще одним стимулом для наращивания антитурецкой и антиазербайджанской кампании, которой они, кстати, давно предали перманентный характер. Впрочем, реакция армянской прессы вполне ожидаема.

А по-настоящему удивляют комментарии западных СМИ. Та же The New York Times «опасается», что убийство российского дипломата может «поставить под угрозу российско-турецкие переговоры в Сирии и, что еще хуже, вернуть нестабильную ситуацию прошлого года». Рассудительное, авторитетное и весьма лояльное к администрации Обамы издание Foreign Policy опубликовало даже целых пять возможных сценариев развития событий после теракта в Анкаре. Есть среди них и такие, как российские хакерские атаки на Турцию, с целью «создать политическую нестабильность» в этой стране,  «как это было в случае с США». (Ну, куда же без вездесущих российских хакеров).  Не исключают журналисты также российского экономического давления на Анкару и прочие акции, вследствие которых должно «произойти похолодание и без того хрупких отношениях между Турцией и Россией».

Не сомневаюсь, что авторы подобных прогнозов сами ни в малейшей степени в них не верят. Скажу более, совсем не эти цели ставили перед собой и террористы, организовавшие убийство российского посла. (Совершенно очевидно, что Алтынташ не мог действовать в одиночку). Что ж, тогда сами попытаемся ответить на вопрос - что же двигало организаторами этого чудовищного преступления.

Разные СМИ с удовольствием муссируют некую «эмоциональную версию» - мол, мы видим  месть  России за Алеппо. Однако это слишком поверхностное объяснение, которое трудно принять, чтобы там не кричал сам убийца.  Радикалы далеко не глупы, и они прекрасно понимают, что после убийства российского дипломата, Москва ужесточит свои переговорные позиции по сирийскому урегулированию. Тогда российские требования могут оказаться слишком жесткими не только для действительно «умеренной оппозиции», но ее западных кураторов.

Второе, удар террористов  направлен не столько против Москвы, сколько против Анкары, которая понесла в результате этого убийства огромные репутационные потери. Турцию сотрясают террористические атаки, и это не может не отразиться на ее экономической стабильности. Едва ли не все страны рекомендуют сейчас своим гражданам воздержаться от поездок в Турцию, а такие «советы», как минимум, обязательно скажутся на турецком туристическом бизнесе.

И, наконец, этот теракт должен спровоцировать дальнейшее «закручивание гаек» турецкими властями на фоне того, что страны Запада с лета фарисейски обвиняют президента Эрдогана в «необоснованных репрессиях». Борьба официальной Анкары с внутренней оппозицией, которая способна как на военные перевороты, так и на самые циничные теракты, не находит сейчас понимания ни Европе, ни у администрации США. А если учесть, что, по словам, мэра Анкары Мелика Гочика, «твиттер Алтынташа связан с врагом турецкого государства №1 – исламистским проповедником Фетхуллой Гюлленом», к которому Запад вполне лоялен, то Эрдогана ждет новая волна обвинений в «уничтожении демократии». Европейские и американские СМИ такого шанса не упустят и с особым рвением начнут натравливать своих не самых далеких политических деятелей на официальную Анкару.

Однако, давайте, смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом, хотя обстановка к этому пока не располагает. Я верю, что Россия и Турция сумеют сейчас создать эффективную переговорную площадку  для внутрисирийского диалога, хотя бы по двум причинам. Первое, Москва и Анкара выступают за сохранение территориальной целостности Сирии, а второе – сейчас только коалиция, возглавляемая Россией, и Турция реально сражаются с непримиримыми радикалами. Напомню, что сирийский городок Джебралус, уже освобожденный турецкими войсками вместе протурецкими отрядами Сирийской Свободной Армией, и пограничный пункт Аль-Баб, где сейчас сражаются турки, удерживались боевиками ИГИЛ.

Надо ожидать, что с приходом в Белый Дом Дональда Трампа США будут иначе рассматривать роль Анкары в ближневосточном регионе. Генерал-лейтенант Майкл Финн, бывший руководитель военной разведки, который станет советником Трампа по национальной безопасности, не устает критиковать ближневосточные геополитические проекты Обамы. 

Он считает Турцию «источником стабильности в регионе». Вот, что пишет американский генерал: «Мы должны откорректировать нашу внешнюю политику, и Турция должна стать в ней приоритетом. Мы должны смотреть на мир исходя из турецкой перспективы». (Кстати, Флинн также требует выдать туркам Фетхуллаха Гюллена. Но это так, к слову пришлось).  

А теперь подведем черту. Новая американская администрация устами самого избранного президента, его команды уже не раз заявляла о своем желании вместе с Россией громить террористов в Сирии. Эту позицию разделяет и президент Эрдоган. И если мы скоро увидим некий союз, пусть пока ситуативный, объединяющий США, Россию и Турцию в борьбе с международным терроризмом, то это и будет подлинной данью памяти погибшему российскому послу.

Специально для Vesti.Az

главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу

 

# 16935
avatar

Алексей Синицын

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#