Азербайджанский депутат: «На все это нужны большие деньги, и кто их выделит?»

Азербайджанский депутат: «На все это нужны большие деньги,  и кто их выделит?»
21 декабря 2016
# 15:03

В 2007 году в городе Губа  во время проведения работ по строительству спортивного комплекса на правом берегу реки Гудйалчай, случайно было обнаружено массовое захоронение, относящегося к началу XX столетия.

Археологи немедленно начали исследовательские работы и определили, что массовое захоронение связано с резней, совершенной армянскими отрядами  против местного населения в 1918 году.

Согласно заключению  экспертов, оно представляет собой место захоронения местных жителей, ставших жертвами национальной резни, организованной в мае 1918 года вооружённым отрядом армянской партии «Дашнакцутюн» под командованием Амазаспа, подчинявшимся правительству Бакинской коммуны.

Во время исследований также было обнаружено, что большая часть человеческих костей в колодцах принадлежала женщинам, детям и пожилым мужчинам, кроме этого . 

Общая площадь участка массового захоронения 514 кв.м. На 494 кв.м. этого участка были проведены археологические  работы, оставшийся участок в 20 метров остался нетронутым для возможных исследований международных организаций. В результате археологических раскопок было обнаружено 2 ямы и 2 канала заполненных человеческими останками.

В минувшие выходные  во время поездки в Губу  группа журналистов, в том числе и автор этих строк,  посетила Мемориальный комплекс   геноцида, возведенный  в память о десятках тысяч азербайджанцев, ставших  жертвами  массовых убийств 1918 года и место массового  захоронения. 

Монумент состоит из трех частей: входа и выхода в виде двух конструкций, напоминающих остроконечные ножи, основного зала, в центре которого помещен черный мемориальный камень.  Острые концы монумента олицетворяют сильную боль. Выход острых концов из-под земли показывает то, что утаить истину невозможно. В экспозиции монумента-музея отражена история геноцида мусульманского населения пяти уездов Бакинской губернии в марте-июле 1918 года. 

Неподалеку от  монумента-музея  на склоне  находится место массового захоронения, вблизи которой расположено  символическое кладбище, где установлены надгробные стелы из черного мрамора.

Вместе с гидом мемориального комплекса   мы  посетили место массового захоронения, укрытое  под  навесом на металлических опорах с покатой крышей. Кроме того, место по всему периметру было закрыто плотной клеенкой.  

Помещение освещалось  лампами, подвешенными на проводах.  Я знала, какая жуткая картина предстанет перед нами. Даже глядя на фотографии места массового захоронения я не могла сдерживать эмоции,  а тут увидеть  воочию свидетельства преступления против  мирных жителей, свидетельства зверства армян - останки жертв страшной резни,  и оставаться спокойным просто невозможно.  Жестокость армян, которые расправлялись с мирными жителями независимо от их национальности, возраста и пола,  вызывают справедливый гнев и ярость.  

С армянскими фашистами все понятно, но как понять тех, безответственно относятся к свидетельствам  зверств армян.  А безответственность была налицо:  зайдя во внутрь я заметила, что крыша  местами протекает, а в помещение гуляет сквозняк.   

По  словам гида мемориального комплекса, в настоящее время идет работа над проектом по обустройству  места массового захоронения. 

«Проект почти что готов, но мы не знаем, когда приступят к его реализации. Надеемся, что в скором времени этот вопрос будет решен», - сказал наш собеседник.  

Неопределенность с реализацией проекта и  подобное положение дел вынудили нас  предать широкой огласке этот вопрос.  Ведь  останки жертв армянской резни –  это наглядное доказательство армянского терроризма, который направлен не только против тюрков, но и евреев, лезгин, татов  и представителей национальностей, проживающих в Азербайджане. 

Для Азербайджана, который находится  в состоянии необъявленной войны со стороны Армении,  чья исконная земля находится под оккупацией, место массового захоронения в Губе  - это   живое неопровержимое доказательство армянских преступлений, это подтверждение вражды, ненависти армян к азербайджанцам. К сожалению, некоторые  наши  госчиновники не до конца понимают важность сохранения этого немого свидетельства деяний армянского фашизма.

Выражая свое отношение к безучастию отдельных лиц к страницам нашей истории, депутат Милли меджлиса Низами Джафаров в беседе с Vesti.Az отметил, что в связи с этим вопросом недавно в парламенте выступил депутат от  Губинского  района  Евда Абрамов. 

«Евда Абрамов  выразил обеспокоенность тем, что  наступили холода и следует предпринять меры по охране  массового захоронения  в городе Губа.  Он подчеркнул, что климатические условия негативно  воздействуют на останки, добавив, что  есть немало недостатков, которых нужно решить  безотлагательно. Естественно,  наш уважаемый депутат прав. Мы живем в веке, где развиты современные технологии, и поэтому  нужно создать необходимые условия с целью охраны  массового захоронения», - сказал он.

Как сказал Низами Джафаров, пару лет назад летом он также посещал массовое захоронение.

«Это место посещают много людей в разные времена года. И если летом допустимы такие условия, то зимой, когда погодные условия  ухудшаются,  надо принять какие меры по охране места массового захоронения. Так что я  согласен с тем, что  необходимо принять безотлагательные меры по охране свидетельства зверств армян.

 Это нужно  делать  в соответствие с правилами, которых следует придерживаться по охране подобного рода открытого музея.  Если  есть проблема, то надо ее решить»,-сказал парламентарий.

В свою очередь депутат от Губинского района Евда Абрамов заявил Vesti.Az  следующее:

«Эти останки  нельзя сохранять в таком виде. Их либо нужно захоронить по мусульманским обычаям, либо обработать специальным раствором, который нужно привезти из Франции, что стоит немалых средств.

Если мы хотим, чтобы  это  массовое захоронение, которое является наглядным свидетельством армянского зверства, досталось в наследство будущему поколению, а также туристы, приезжающие в страну, воочию убедились  в жестокости армян, необходимо должным образом охранять эти останки». 

По его словам, кости  подвергаются разрушению под воздействием  влажности и других внешних факторов. «А Губа - район с повышенной  влажностью и кости медленно разрушаются. Вы сами увидели  условия содержания  останков в массовом захоронении.  Это недопустимо. 

Если не будут приняты нужные меры по охране останков, то   разрушение костей не предотвратить. Либо, как вы верно подметили, нужно держать останки под стеклянным саркофагом,  или же, как предлагали  ученые-археологи  Национальной Академии Наук Азербайджана, обработать специальным раствором. Если  обработка дорогим раствором не под силу, то лучше всего заснять это место на видеоленту, снять документальный фильм, а потом захоронить останки.

Построение саркофага и  обработка костей дорогим раствором  требует больших средств, а при нынешней  непростой экономической ситуации, в условиях девальвации маната – это непростая задача.  Если мы не смогли создать нужные условия  в то время, когда экономическая ситуация была гораздо лучше, то при нынешних условиях, это видится невозможным.  Кроме того, я будучи  депутатом парламента, который в курсе размера бюджета, не могу выступить с подобной инициативой.  На все это нужны большие деньги,  и кто их выделит?  К сожалению, у нас нет  таких меценатов, каким был Зейналабдин Тагиев, предпринимателей, которые выделили бы на это средства»,- сетовал депутат парламента.

Депутат также выразил недовольство тем, что, несмотря на множество НПО в Азербайджане, которые заняты в этой сфере, никому до столь важного вопроса нет дела.

«В Азербайджане есть немало НПО, которые получают  гранты. Но эти средства тратятся на пустопорожние дискуссии, конференции, кофе-брейки и так далее.  Пусть они займутся этим вопросом, а  я готов оказать им всяческую поддержку.

За все эти годы  я провожу пропаганду, вожу всех гостей в Губу, показываю им музей, место массового захоронения,  гид рассказывает им про историю массового захоронения. Я занимаюсь политической  стороной вопроса, так как это мой долг, моя боль. А другие вопросы не по моей части», - резюмировал  Евда Абрамов.

P.S. Еще в сентябре 2009 года сотрудник Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана Гахраман Агаев, руководивший  научной экспедицией, ведущей исследования на месте захоронения, заявил, что «для защиты от тления оставшихся костей на захоронении будет построена лаборатория». Но прошло уже семь лет, а воз и ныне там…

# 9744
avatar

Вафа Фараджова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#