Евреи могут помочь Азербайджану наладить хорошие отношения с Трампом

Евреи могут помочь Азербайджану наладить хорошие отношения с Трампом
5 декабря 2016
# 15:00

Реакция Баку на итоги выборов президента США указывают на ожидания азербайджанского руководства не только активизации американо-азербайджанских отношений, но и их существенного улучшения. Так, 17 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев, позвонив новоизбранному президенту США, поздравил его победой на выборах и отметил наличие "очень большого потенциала для еще большего укрепления" связей между Азербайджаном и США. Ранее президент Алиев уже направлял поздравительное послание Трампу в связи с его победой на президентских выборах, выделив в нем активное сотрудничество Азербайджана со США "в политической, экономической, энергетической сферах, в области безопасности, в том числе в борьбе с международным терроризмом и в миротворческих операциях НАТО в Афганистане".

Все это происходит на фоне достаточно оптимистических ожиданий насчет укрепления в ближайшем будущем азербайджано-американских отношений, озвученных членами администрации президента Азербайджана и представителями правящей партии "Ени Азербайджан". Примечательными в этом плане являются комментарии замглавы Администрации президента, завотдела по внешним связям Аппарата президента Новруза Мамедова, по словам которого, "Азербайджан лучше налаживает связи и добивается более высокого взаимопонимания с республиканскими администрациями США".

Реакция Баку на итоги президентских выборов свидетельствует о недовольстве азербайджанских властей состоянием отношений Азербайджана со США, которые сложились при президенте Обаме. Первый срок его президентства запомнился активностью Вашингтона в южно-кавказском направлении. Достаточно вспомнить турне по странам региона в 2010-2012 гг. госсекретаря США Хиллари Клинтон, в ходе которого были предприняты попытки продвинуть отношения с Азербайджаном. Это в определенной степени позволило бы умерить критику администрации Обамы по поводу того, что его курс по "перезагрузке" американо-российских отношений дал возможность России вернуть утраченные позиции на постсоветском пространстве. Однако, в контексте укрепления американо-азербайджанского сотрудничества усилия Клинтон не дали ощутимого результата в связи с неприемлемостью для Баку стремления Вашингтона этот период добиться нормализации турецко-армянских отношений в условиях неразрешенности карабахского конфликта.

Последние несколько лет отношения между Баку и Вашингтоном резко ухудшились по причине чрезмерного внимания администрации Обамы к вопросам демократии в Азербайджане, в чем азербайджанские власти усмотрели попытки реализовать сценарий по смене власти в стране, как это произошло в некоторых постсоветских и арабских странах. Не дали ощутимого результата попытки сторон наладить политический диалог в конце 2015 года на фоне визитов в Баку различных американских делегаций после встречи президентов Обамы и Алиева в рамках саммита "Большой двадцатки" в Анталье. Последний раз жесткой критике со стороны Баку подвергся госсекретарь США Керри, заявившего о неготовности Азербайджана и Армении к урегулированию карабахского конфликта. Азербайджанское руководство восприняло это заявление как отход Вашингтона от позиции по изменению статус-кво в карабахском конфликте, которое столкнулось отказом Армении освободить оккупированные территории Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха взамен гарантий по не возобновлению военных действий. В этом контексте азербайджанские власти при новой республиканской администрации ожидают от США не только активных усилий в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ, но и демонстрации принципиальной позиции в вопросе изменения статус-кво в карабахском конфликте.

Ожидания Баку относительно заметного улучшения азербайджано-американских отношений при администрации Трампа, по мнению ряда экспертов, не лишены основания. По их мнению, существуют определенные факторы, которые позволят Баку быстро наладить контакты с новой республиканской администрацией США. Роль Азербайджана в деле энергобезопасности Европы, очевидно, будет также учитываться администрацией Трампа при выстраивании отношений с азербайджанским руководством. Энергетические проекты, реализуемые с участием Азербайджана, по усилению энергобезопасности Европы с момента их инициирования пользовались всесторонней поддержкой США и всегда выступали в роли фактора, сглаживающего разногласия между Вашингтоном и Баку. Тут следует согласиться с мнениями по поводу того, что Азербайджан всегда находил большее понимание у республиканской администрации в Вашингтоне, поскольку республиканский истеблишмент более чувствителен к вопросам энергетической безопасности, как США, так и Евросоюза, а также интересам американских нефтегазовых компаний. В этом контексте важным для Баку являются предвыборные обещания Трампа о том, что при его президентстве США не станут "пытаться строить западные демократии, свергать режимы и безответственно вовлекаться в ситуации, в которые мы не имеем никакого права вмешиваться". При всей неопределенности относительно внешнеполитического поведения США при президенте Трампа, все же следует ожидать преемственности политики по обеспечению доступа Запада к энергоресурсам Каспия. Поэтому, вероятна и активизация Вашингтона по обеспечению доступа туркменского газа на европейские рынки посредством Южного газового коридора.

Большое значение в налаживании Баку хороших отношений с новой администрацией США, считают эксперты, могут иметь связи Трампа с американскими еврейскими общинами. Ведущие американские СМИ указывают на определенную роль в формировании команды Трампа его зятя Джареда Кушнера, мужа его дочери Иванки и сына главы еврейской общины Нью-Йорка, "стремительно выдвигающегося на роль серого кардинала при новом президенте". По линии дочери и зятя Трамп, по всей видимости, имеет определенные бизнес связи и с Азербайджаном, о которых напоминали и американские СМИ в ходе предвыборной кампании, в частности акцентируя внимание на строительстве в центре Баку Trump International Hotel & Tower.

По мнению некоторых экспертов, израильский фактор заметно повлиял на предвыборные обещания Трампа относительно пересмотра условия ядерной сделки с Ираном, которую Израиль продолжает считать угрозой своей безопасности. Отметим, что Баку поддерживает тесные контакты с американскими еврейскими организациями, в чем важную роль играют хорошие отношения Азербайджана с Израилем. В этом контексте следует отметить и важность предстоящего визита в Азербайджан премьера Израиля Нетаньяху, что, помимо прочего, будет символизировать независимую от влияния Ирана политику азербайджанского руководства.

Позитивным моментом в будущих контактах Баку с новой администрацией в Вашингтоне эксперты отмечают отсутствие у Трампа каких-либо обязательств перед влиятельной армянской диаспорой. Примечательно, что "армянский вопрос" не удостоился внимания предвыборной кампании Трампа, это обстоятельство, по их мнению, позволяет надеяться, что при президенте Трампе США будут исходить с более объективных позиций в вопросе урегулирования карабахского конфликта, нежели учитывать позицию армянской диаспоры.

Вышеуказанные факторы, возможно, в какой-то степени и будут способствовать выстраиванию хороших отношений между Баку и Вашингтоном. Однако, в целом эти отношения будут находиться под влияниям той внешней политики, которую администрация Трампа будет проводить в отношении России и Ирана. В этом контексте, очевидно, и будет сформирована политика новой администрации США в отношении Южного Кавказа. Хотя тут не стоит ожидать коренного пересмотра южно-кавказской политики США, но нельзя и полностью исключать определенных корректировок в этой политике при президенте Трампе.

В ходе предвыборной кампании Трамп не изложил какой-либо позиции по отношению Южного Кавказа. Это обстоятельство, а также его заявление о намерении нормализовать отношения с Россией стали основанием для ряда российских экспертов предположить, что при Трампе вовлеченность США в дела Южного Кавказа еще более уменьшится. Однако, вряд ли стоит от республиканской администрации, ранее жестко критиковавший президента Обаму и его команду за неадекватную политику в отношении российской агрессии против Грузии в августе 2008 года, ожидать снисходительности в отношении действий России в Украине или усилий Москвы изолировать постсоветское пространство от влияния Запада. Заметим, что провал политики президента Обамы по "перезагрузке" американо-российских отношений стал очевидным с того момента, когда Россия потребовало от Запада признания за ней единоличной ответственности за безопасность на постсоветском пространстве.

По сути претензии России на признание Западом постсоветского пространства исключительно сферой своего влияния заранее обрекают на провал намерения Трампа добиться нормализации отношений Вашингтона с Москвой. Поэтому, после короткой паузы, возникшей в поисках нормализации отношений, конфронтация между США и Россией может обостриться. Такое развития событий может поставить Азербайджан перед новым вызовом, ограничивая его возможности балансировать между ведущими геополитическими игроками. Такая ситуация может сложиться и в контексте будущих взаимоотношений США с Ираном.

 

# 12669
avatar

Тунал Азери

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#