Благодаря схеме этого советского тренера сборная Бразилии выиграла несколько чемпионатов мира

Благодаря схеме этого советского тренера сборная Бразилии выиграла несколько чемпионатов мира
17 ноября 2016
# 10:17

Редакция Vesti.Az продолжает проект под названием «Его величество футбол!». Футбол своим магнетизмом привлекший к себе миллионы и миллионы поклонников, прочно утвердил себя на планете. Рубрика продолжает знакомить вас с публикациями, посвященными историческим вехам этой популярной игры, очерками и эссе о выдающихся футбольных деятелях, обсуждать наиболее значимые события, происходящие в этом сотворенном человечеством феномене. Феномен – имя которому футбол.

Человек, о котором сегодня пойдет речь, является одной из самых знаковых фигур советской футбольной истории. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, футбольный специалист, приведший советские футбольные команды к громким, незабываемым победам. За ним, начиная с довоенных лет была прочно закреплена репутация  лучшего тактика советского футбола, мастера изощренных, тонких комбинаций…

***

Михаил Иосифович Якушин родился 15 ноября 1910 года в Москве, в семье  печатника  типографии, который после ранения и ампута­ции левой ноги в Первую мировую войну начал ра­ботать в бухгалтерии той же типографии. С футболом и хоккеем мальчишка познакомился в неполные пять лет. Этому способствовал переезд семьи в 1914 году из Оружейного переулка в крохотную квартирку в Самарском переулке, окна которой выходили на забор стадиона «Унион». Именно здесь Михаил и получил свои первые спортивные уроки. Почти сразу же проявились способности мальчика в хоккее. Уже в 12 лет на него обратили внимание игроки из взрослой команды, и даже были такие, которые предлагали поставить его во вторую команду «Униона».

В 19 лет он был выдвинут кандидатом в сборную хоккейную команду Москвы. До начала 1950-х годов ему здесь не было равных, и весь этот период можно смело назвать «периодом Якушина». Футбольное признание пришло к нему не так быстро. В 1925 году Якушин начинает играть за четвертую команду ССТС, занимает место центра полузащиты. С 1928 го­да он в состав первой команды. В эти годы его приглашают играть за третью сборную столицы.

Однако полностью как футболист Якушин раскрылся в московском «Динамо». Осенью 1933 года он был приглашён в этот клуб... в качестве хоккеиста. Вначале его футбольные способности оценивали довольно сдержанно, и Михаил играл за вторую команду. Однако великолепные тактические данные и упорная работа над собой привели к тому, что в следующем сезоне Михаил Якушин вошел в число 11 игроков сильнейшей команды динамовского клуба, заменив одного из лучших мастеров тогдашнего футбола, Сергея Иванова.

Волею случая, будучи футболистом второй команды, Якушин попал в сборную Москвы. В составе сборной Москвы он проводит несколько незабываемых встреч со сборной Турции, с норвежской сборной рабочих спортсменов, с профессиональной чешской командой «Жиденице» из Брно. Москвичи победили в этом матче в упорной борьбе со счетом 3:2, причем два гола, в том числе последний, решающий, провел именно Якушин.

В 1935 году он надевает футболку с эмблемой сборной Советского Союза. С тех пор о нем начинает греметь слава как об одном из лучших тактиков советского футбола, мастере изощренных и остроумнейших комбинаций на поле, умелом дирижере своих именитых партнеров, прекрасном завершителе атак команды, «академике», «хитроумном Михее». Неслучайно, что именно его московское «Динамо» выбрало в 1939 году своим капитаном, и в этом качестве он выводил на поле «бело-голубых» до своего перехода на тренерскую работу.

Михаил Якушин-футболист в составе «Динамо» за 87 матчей чемпионатов страны забил 40 мячей, и почти все они были великолепны, основаны на точном и четком расчете, на внезапности, а потому запоминающимися.

Он вместе с Борисом Андреевичем Аркадьевым является одним из лучших тренеров советского футбола за всю его историю. Именно с этих двух людей и начался тот период в истории советского футбола, когда тренеры стали играть решающую роль в определении результатов как отдельных игр, так и всего сезона.

Множество тактических находок связано с именем Михаила Иосифовича Якушина, в том числе та тактическая разработка, которую динамовцы первыми из советских команд применили в сезоне 1945 года, когда пытались играть с двумя центрами защиты и двумя центральными нападающими. Спустя два десятилетия эта схема стала всемирно признанной благодаря сборной Бразилии, выигравшей с её помощью несколько мировых чемпионатов.

Особой строкой в биографии тренера Якушина, как и в истории всего советского футбола, стала знаменитая победная поездка его команды в Великобританию. Англичане пригласили к себе первого послевоенного чемпиона СССР, проявляя уважение к своим недавним союзникам во Второй мировой войне. Накануне отъезда динамовскую команду принял в Кремле сам Сталин, на встрече также присутствовал Берия, внушавший, что уступать представителям капиталистического строя нельзя ни в коем случае, на худой конец допустима лишь ничья…

В Лондон динамовцы прилетели вместе с армейцем Бобровым, усилившим нападение. Несмотря на интерес, с которым Лондон встретил советских людей, казавшихся англичанам экзотическими пришельцами из другого мира, как футболистов всерьез динамовцев никто не воспринимал. 9 ноября, например, газета «Санди экспресс» писала о них так: «Это попросту начинающие игроки, они рабочие, любители, которые ездят на игру ночью, используя свободное время». В других газетах сообщалось следующее: «Русские являются представителями отсталого футбола, который на островах уже давно забыт», «Если бы московское «Динамо» вздумало участвовать в чемпионате Англии, выше двадцатого места ему бы не подняться».

Однако 13 ноября 1945 года первый матч с «Челси» завершился вничью – 3:3. 17 ноября в столице Уэльса Кардиффе «Динамо» обыграло команду «Кардифф сити» со счетом 10:1. А через четыре дня команда Якушина обыграла знаменитый лондонский «Арсенал» – 4:3. Последний матч динамовцы сыграли в Глазго против «Рейнджерс», завершив его вничью – 2:2. Общий итог выступления «Динамо» в Великобритании – две победы и две ничьи, 19 забитых и 9 пропущенных мячей. Особенно весомой была, конечно, победа над знаменитым «Арсеналом». И к чести англичан, ожидавших легких выигрышей своих команд, они не скрывали восхищения игрой «Динамо».

Опытная рука тренера Якушина способствовала успехам тбилисского «Динамо», которое под началом М.И. Якушина стало вторыми призерами чемпионатов СССР (1951, 1953), третьими призерами чемпионатов СССР (1950, 1962); становлению ташкентского «Пахтакора», ряду ярких побед сборной команды страны, которую он тренировал в 1957–1958 годах (в качестве второго тренера) и в 1967–1968 годах, когда возглавлял ее сам.

Сборная СССР, руководимая М.И. Якушиным, успешно провела отборочные матчи Кубка Европы 1960 года, вышла в финальный турнир чемпионата Европы 1968 года, заняв высокое 4-е место. В 1967 году сборная, возглавляемая М.И. Якушиным, блестяще провела сезон и была поставлена еженедельником «Франс футбол» на первое место среди европейских команд.

Но особенно больших успехов Якушин добился в той команде, где был выдающимся игроком. Целых двенадцать полновесных лет он тренировал столичное «Динамо» и за все эти годы только однажды, в 1960 году, его подопечные заняли 3-е место в чемпионатах страны. При этом здесь не учитываются чемпионаты 1950 и 1953 годов. Первый Михаил Иосифович не довел до конца, а во втором принял коллектив на финише первенства, когда слишком много было потеряно на старте его предшественником. Шесть раз, что является своеобразным рекордом в нашем футболе до начала 1980-х – 1990-х годов, выводил он динамовцев к золотому пьедесталу и пять раз – к серебряному.

Целая плеяда блестящих мастеров кожаного мяча воспитана М.И. Якушиным за более чем 25-летнюю тренерскую деятельность. Вот лишь некоторые из них: Лев Яшин, Василий Карцев, Леонид Соловьёв, Владимир Кесарев, Борис Кузнецов, Владимир Савдунин, Виктор Царёв, Юрий Кузнецов, Игорь Численко, Алекпер Мамедов, Владимир Рыжкин. Все они — заслуженные мастера спорта.

Но не только одни розы уготованы были Якушину. На его судьбе лишний раз можно убедиться в том, как тяжёл и неблагодарен труд тренера. В каких только грехах не обвиняли в минуты неудач, чаще всего временных, этого специалиста. И каждый раз он доказывал делом необоснованность таких обвинений. Его критиковали за консерватизм, а оказывалось, что это тот рационализм, без которого немыслим стабильно высокий класс, его поучали, какое амплуа нужно дать тому или иному игроку, но оказывалось, что оно совсем не раскрывало потенциальных возможностей этих футболистов, его укоряли в том, что у него «засиживается» молодежь, а оказалось, что без выдержки молодёжь дальше, чем «подавать надежды», не может. Наконец, его упрекали в том, что он якобы не способен воспитывать и находить футбольные таланты вне составов команд соперников. Якушин же ответил целой плеядой молодых игроков, начинавших свой путь в низовых коллективах, а продолжавших его, не раз примерив форму сборной Советского Союза. Речь идет об именах Владимира Ильина, Александра Соколова, Алексея Мамыкина, Владимира Глотова, Дмитрия Шаповалова, Владимира Беляева, Валерия Урина, Генриха Федосова, Эдуарда Мудрика.

А вот что говорят о М.И. Якушине его воспитанники и партнеры по тренерскому цеху. Товарищ Якушина по команде 1930-х – 1940-х годов Гавриил Дмитриевич Качалин, который часто в 1950-е годы работал вместе с М.И. Якушиным в сборной СССР, рассказывал: «Михаил Иосифович Якушин вместе с Борисом Андреевичем Аркадьевым принадлежит, по моему личному мнению, к тренерам-гигантам, вершинам отечественного футбола. В тренерском цехе отечественного футбола им принадлежит 1-е место, и они по праву занимают в нем ведущее положение.» Всеволод Блинков вспоминал: «Меня всегда поражала в Михаиле Иосифовиче его необычная проницательность и дальновидность, принципиальность, творческий подход к игре, умение видеть не только действие, но и его результат, причём не только видеть результат, но и безошибочно рассчитать его...»

«Якушин никогда не любил общих фраз. Он говорил немного, но всегда точно, образно, конкретно. Он с закрытыми глазами мог рассказать о стиле, манере игры любого игрока высшей лиги, указать на его сильные стороны, вскрыть слабости. Для него в футболе не было мелочей.». Это говорил Константин Крыжевский.

 «Михаил Иосифович, – рассказывал Адамас Голодец, – во всём знал меру. И игроков он любил многогранных, самобытных, не «узкопрофильных». Его нельзя было провести показной техникой, эффектностью финтов. Он, как мне кажется, любил трезвый футбол, основанный на силе, быстроте, смелости, воле. Прежде всего воле.»

 Лев Иванович Яшин вспоминал: «Михаил Иосифович обладал великолепным чувством юмора и умением давать такие сочные характеристики ошибкам футболистов, что ребята не удерживались от смеха, а «пострадавший» буквально пунцовел на глазах. Помню, что мы готовы были в игре, как говорится, продать душу черту, лишь бы не попасть на острый язык нашего тренера.»

Наверное, не было такого второго тренера, действия которого вызывали бы столь ожесточенные споры на трибунах, заставляли бы зрителей размышлять, тоньше и глубже видеть и понимать футбол. Якушин-футболист не только играл, он всегда загадывал загадки защитным линиям противника. Якушин-тренер стал загадывать загадки не только одному звену команд-соперников, а всей команде в целом. Более тонкие загадки приходилось решать и болельщикам. Какие ожесточённые споры на трибунах и на страницах спортивной печати вызывал новый тактический ход или появление нового молодого воспитанника футбольного «академика»!

После завершения тренерской карьеры Михаил Якушин работал в Федерации футбола СССР и обозревателем еженедельника «Футбол – Хоккей», радуя читателей тонкими мыслями, деловыми конкретными советами, мудрыми наблюдениями.

В последние годы жизни Михаил Иосифович, бывало, болел, иногда тяжело. Однажды у него случился обширный инфаркт, и он попал в больницу, в отделение реанимации. Когда вконец расстроенные и переживавшие родственники дождались от него записки, то были шокированы. Потому что в ней была только просьба – сообщить, «как сыграли наши?» (надо ли объяснять, что под «нашими» Михаил Иосифович имел в виду футболистов московского «Динамо»?). Прежде всех вопросов земного бытия, прежде информации о своем здоровье и здоровье близких для него важнее были результаты прошедших футбольных матчей его родной команды.

Михаил Иосифович прожил долгую и интересную жизнь. Не все в его тренерской карьере шло гладко. В его любимом спортивном обществе, которому он отдал лучшие годы жизни, с ним подчас обходились неделикатно, а то и просто не по законам человеческой совести. Но долго зла на свое «Динамо» он не держал. В конце жизни он наконец-то и в своем динамовском обществе получил то, чего заслуживал, – уважение и авторитет. Стараниями многих ветеранов динамовского футбола он вошел в совет директоров футбольного клуба и до последних дней принимал активное участие в делах команды. Ни одного серьезного решения не принималось без его благословения, не обходил футбольный клуб стороной и вопросы быта и жизни знаменитого тренера, хотя его запросы были скромными...

Скончался великий советский тренер 3 февраля 1997 года в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фуад Бакылы

[email protected]

# 3245
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#