Ученые: ионосферные грозы могут блокировать сигналы GPS

6 октября 2016

Ученые из Европейского космического агентства обнаружили, что ионосферные грозы могут блокировать навигационные сигналы GPS.  Как передает Vesti.Az со ссылкой на Газета.ру, исследование опубликовано в журнале Space Weather.

Исследователи изучили данные трех спутников серии Swarm, запущенных в 2013 году при помощи ракеты-носителя «Рокот». Миссия состоит из трех спутников на различных полярных орбитах и предназначается для изучения магнитного поля Земли, а также токов в атмосфере. Для определения точного местоположения в пространстве космические аппараты Swarm используют сигналы GPS. Однако, когда спутники пересекали экватор над Атлантическим океаном, они регулярно на несколько минут теряли сигнал GPS.

Оказалось, что в потере сигнала виноваты ионосферные грозы, которые создают в турбулентных областях заряженные «пузыри» небольшого размера. Эти пузыри рассеивают сигнал GPS, и аппараты миссии Swarm регулярно теряют ориентацию, пролетая над грозовыми областями. Авторы исследования надеются, что изучение ионосферных гроз поможет в будущем улучшить качество GPS-связи.

Самый известный тип ионосферной молнии называется «спрайт». Они появляются в сильную грозу на высоте примерно от 50 до 130 км (высота образования обычных молний — не более 16 км). Спрайты появляются через десятые доли секунды после удара очень сильной молнии и длятся менее 100 миллисекунд. Явление было открыто в 1989 году — тогда эти необычные молнии попали в объектив специальной камеры для экспериментов на большой высоте случайно.