«Официальный Баку в данный момент времени будет вынужден иметь дело только с Сержем Саргсяном»

«Официальный Баку в данный момент времени будет вынужден иметь дело только с Сержем Саргсяном»
2 августа 2016
# 20:00

"Спецподразделения правоохранительных органов своими последовательными и согласованными действиями заставили членов вооруженной группировки сложить оружие и сдаться властям. Задержано 20 террористов. Территория полка ППС полностью освобождена", — говорится в распространенном СНБ Армении сообщении.

Ранее член вооруженной группы Варужан Аветисян в телефонной беседе с редакцией 1in.am объяснил причины принятого ими решения – сложить оружие и сдаться.
"В сложившейся ситуации у нас есть два варианта: вступить в бой с полицейскими или другими служащими, который привел бы к обоюдным тяжелым потерям, и пролилась бы кровь тех людей, которые мало связаны с решениями, принимаемыми режимом. Второй – не идти на кровопролитие и продолжить борьбу, оставаясь в статусе военнопленного, очень тяжелое решение для нас, решили выбрать статус военнопленных", — сказал Аветисян.

О том, какого развития событий ждать теперь Vesti.Az  расспросил российского политического аналитика, кандидата исторических наук Олега Кузнецова.

- Для чего все это было? Невозможно представить, чтобы захватчики, которые прошли войну, могли наивно предполагать, что их так называемый план сработает? Что за театр был разыгран?

-Я не считаю события последних двух недель в Ереване, как вы выразились, "спектаклем", поскольку привык мыслить совершенно конкретными юридическими категориями. "Спектаклем", как мне представляется, можно назвать отношение к ним со стороны как властей Армении, так и самих "бешеных из Сасуна". Мне одновременно смешно и грустно читать, что махровые террористы считают себя "военнопленными", и что с ними кто-то будет разговаривать как с военнопленными. На мой взгляд, надо окончательно утратить чувство реальности, перестать быть вменяемым человеком, чтобы говорить об этом.

Если бы такое произошло в России, то им были бы инкриминированы следующие преступления:
- убийство (ст. 105 УК РФ) двух и более лиц (ч. 2, п. "а"), лица в связи с осуществлением служебной деятельности (ч. 2, п. "б"), совершенное общеопасным способом (ч. 2, п. "е"), совершенное организованной группой (ч. 2, п. "ж"), по политическим мотивам (ч. 2, п. "л") - до 20 лет лишения свободы;
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ) в связи с осуществлением служебной деятельности (ч. 2, п. "а"), совершенное общеопасным способом (ч. 2, п. "в"), по политическим мотивам (ч. 2, п. "е"), с использованием оружия (ч. 2, п. "з"), организованной группой (ч. 3, п. "а"), в отношении двух и более лиц (ч. 3, п. "б") - до 15 лет лишения свободы;
- организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ) - до пожизненного лишения свободы, или организация деятельности террористической организации и участие в ее деятельности (ст. 205.5 УК РФ) - до пожизненного лишения свободы;
- захват заложника (ст. 206 УК РФ) группой лиц (ч. 2, п. "а"), с применением насилия (ч. 2, п. "в"), с применением оружия (ч. 2, п. "г"), в отношении двух и более лиц (ч. 2, п. "ж"), совершенные организованной группой или повлекшие смерть человека (ч. 3, ч. 4) - до 20 лет лишения свободы;
- организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ) - до 20 лет лишения свободы;
- незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ), совершенный организованной группой (ч. 3) - от пяти до восьми лет лишения свободы;
- действия, направленные на насильственный захват власти (ст. 278 УК РФ) - от 12 до 20 лет лишения свободы.

Думаю, что никому не надо объяснять, что всем без исключения "бешеным из Сасуна" в России за их преступления грозило бы без всяких вариантов пожизненное лишение свободы как законченным террористам. А в Армении они то ли наивно, то ли цинично называют себя "военнопленными". Именно это и называется словом "спектакль".

Правоохранительные структуры Армении в отношении террористов, как это видно из последних сообщений из Еревана, испытывают если не самые теплые, то вполне терпимые и даже толерантные чувства. Как говорится в сообщении пресс-службы Службы национальной безопасности Армении от 1 августа, в отношении 47 лиц возбуждены уголовные дела по статьям 219 (Захват зданий, строений, средств транспорта, сообщения или связи) и 235 Уголовного кодекса (Незаконные приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств), а 24 лицам были предъявлены обвинения по статьям 218 (взятие заложников), 219 и 235 УК Армении.

Лично у меня подобная квалификация составов преступлений вызывает вопросы. Отчего только одной трети боевиков инкриминируется захват заложников? А что делали в это время остальные, в носу ковырялись, что ли? Даже если они непосредственно не захватывали заложников, в том числе и из числа ереванским медиков, то находились на территории полка ППС полиции и тем самым содействовали совершению данного преступления. Все равно они являются соучастниками, пусть не исполнителями, но пособниками. Однако власти Армении изначально освобождают их от уголовной ответственности по данной статье УК РА, что лично для меня совершенно непонятно.

«Бешеные из Сасуна» - это устойчивое преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование, террористическая организация, по крайней мере с точки зрения российского уголовного законодательства. Но о привлечении к ответственности ее членов за такие виды преступлений речи вообще не идет. Получается, что в Армении вообще не предусмотрена уголовная ответственность за террористическую деятельность. Хотя это для меня не удивительно, поскольку борьба за власть в этой стране всегда осуществлялась и осуществляется сегодня исключительно террористическими средствами и методами. В этом смысле права русская пословица: «Ворон ворону глаз не выклюет».

- Почему власти не пошли на штурм в первый же день?

-Как человек, имевший, правда, уже достаточно давно, отношение к деятельности спецслужб, могу ответить на этот вопрос. Штурм в первый день был нецелесообразен, поскольку армянские спецслужбы явно проморгали этот мятеж. Не могу понять, то ли они действительно ничего не знали о том, что группа из 30 боевиков вооружается и готовится напасть на полк полиции, что само по себе свидетельствует о глубоком системном кризисе внутри них, то ли не придали оперативной информации должного значения, восприняв ее за обыденность, что означает, что на территории Армении сегодня почти что открыто действуют десятки полулегальных вооруженных формирований, так или иначе связанных с государством, и такое положение дел является нормой. Если это так, то становится понятным, почему 30 вооруженных мужчин почти без сопротивления захватили расположение полка полиции, - все знали об их существовании, но никто не ожидал от них такой ретивости. Если такое мое допущение верно, что к их действиям никто из спецслужб не был готов, поэтому штурм в первый же день был технически невозможен.

После захвата территории полицейской части дальнейшего распространения мятежа не последовало, значит, не было необходимости в радикальных действиях. Властям и руководству правоохранительных органов было необходимо понять, с чем они имеют дело - с бунтом одиночек или с организованным вооруженным мятежом, являются ли террористы передовым ударным отрядом более серьезных сил или действуют на свой страх и риск, какие требования они будут выдвигать - какие-то общие как, например, смена власти или какие-то конкретные, например, "миллион долларов и самолет". На все это требуется время. Не думаю, что на момент захвата заложников спецслужбам была известна общая численность террористов, их вооруженность и прочие нюансы, которые хорошо понятны специалистам. Конечно же, можно было расстрелять комплекс зданий полка ППС из танков, но допустить такое в центре столицы мог только совершенно безумный человек.

Открою один маленький профессиональный секрет, который, на самом деле, ни для кого не секрет. Террористы, захватившие заложников, имеют тактическое преимущество на несколько часов, но потом время начинает играть против них. Всем - и террористам, и заложникам- хочется есть, пить, спать, справлять естественные потребности, но при этом террористы должны контролировать заложников и наблюдать за осаждающими, а поэтому вынуждены находиться в постоянном физическом, эмоциональном и психическом напряжении. Со временем усталость террористов становится союзником сил правопорядка. Это - азбучная истина, аксиома деятельности по освобождению заложников. "Бешеные из Сасуна", похоже, в прошлом были все-таки солдатами, а не диверсантами-террористами, отчего этого не знали. А армянские спецслужбы сработали профессионально: ранили нескольких мятежников, заставили их пойти на переговоры и капитуляцию.

Резюмируя, скажу так: армянские спецслужбы бездарно проспали мятеж, но ликвидировали его на "отлично".

- Многие эксперты сегодня говорят об этой ситуации, как о начале конца государственности Армении, вы как считаете?

- Пока Армения не утратит свою территориальную целостность, она всегда будет иметь собственную государственность в той или иной форме, и это - неоспоримый факт. Другое дело, что ее нынешний политический режим и даже форма правления получили серьезный удар, что также не подлежит сомнению. Наверное, эксперты, к мнению которых вы апеллируете, не имеют юридического образования, а поэтому мыслят иными категориями, нежели я, из-за чего мы говорим на разных языках. Но я с ними согласен в том, что крах власти Сержа Саргсяна - не за горами. Ситуация в Армении была, есть и будет, если использовать терминологию медицины, "стабильно тяжелой". И дело не в том, что произошла попытка вооруженного захвата власти, что в этой стране случается с завидной периодичностью. Дело в том, что последний вооруженный бунт наглядно показал, что политическое руководство и спецслужбы реально не контролируют ситуацию в стране с достаточной надежностью. А это чревато различными эксцессами.

Безусловно, попытка вооруженного мятежа скажется на содержании переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. Стало очевидно, что в Армении есть неуправляемые силы, которые готовы пойти даже на гражданскую войну в стране, лишь бы не дать вернуть оккупированные азербайджанские территории. Эти силы никогда и ни при каких условиях не сядут за стол переговоров. Наличие таких сил, причем сил организованных и институализированных, вносит дополнительные оттенки в и без того пеструю внутриполитическую мозаику Армении: согласитесь, очень сложно искать политические компромиссы на плоскости, на которой одновременно с политиками действуют еще у террористы. Или, как вариант: если все – террористы, то часть из них респектабельная и в костюмах, а другая – с автоматами в руках. На их фоне Серж Саргсян получает дополнительные политические очки и выглядит как договороспособная сторона. Он вольно или невольно оказался в ситуации патового выбора: или я, или никто. Поэтому и Минская группа ОБСЕ, и официальный Баку в данный момент времени будут вынуждены иметь дело только с ним и со всеми его зигзагами, вывертами и выкрутасами. Хотя кардинально ситуацию вокруг Нагорного Карабаха на политическом уровне это не изменит.

Исмаил Алиев

# 19935
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#