Эрдоган этого не простит никому, даже США

Эрдоган этого не простит никому, даже США
19 июля 2016
# 20:00

Прошло уже несколько дней с событий ночи с 15-го на 16-е июля в Анкаре и Стамбуле, и сегодня со всей очевидностью можно говорить о том, что имел место быть, говоря языком юриспруденции, не военный переворот или путч, а вооруженный мятеж, не достигший результата, но приведший к человеческим жертвам.

В России вооруженный мятеж относится к преступлениям террористической направленности, а потому я с полным основанием могу говорить о том, что террористическая война против политического режима президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана достигла своего апогея и теперь неуклонно пойдет на спад. Сторонники и противники законно избранной власти в Турции окончательно размежевались, сторонники Эрдогана одержали победу, противники, соответственно, проиграли, что повлечет за собой неизбежные в таких случаях правовые и судебно-репрессивные последствия, о которых в мировой прессе и в социальных сетях будут говорить еще долго, причем тональность и содержание комментариев будет напрямую зависеть от событий ближайших дней.

Политическому режиму президента Эрдогана и проводимому им внутри- и внешнеполитическому курсу в эту ночь, без сомнения, был нанесен самый серьезный и решительный удар, который он выдержал, что со всей очевидностью доказало всему миру его жизнеспособность и жизнестойкость.

События последних суток наглядно показали, что нынешний турецкий президент - отнюдь не дутая политическая фигура, а реальный народный лидер, раз по его призыву против мятежных военных выступили гражданские люди, простые обыватели, при этом некоторые из них погибли от рук мятежников. Это является самым лучшим доказательством ранее высказанного мной утверждения о том, что Эрдоган - реальный лидер, а не марионетка в руках кукловода. Пусть это кому-то не понравится, но я проведу прямую параллель по форме и содержанию событий между июлем 2016-го в Турции и августом 1991-го в России, когда в Москве на улицы города вышли от полумиллиона до миллиона человек, которые не дали ГКЧП захватить власть в стране. Нечто подобное мы наблюдали ночью в Стамбуле. Я не оцениваю эти события с позиции того, хорошо это или плохо, я просто констатирую факт, что это было. Было очень похоже.

На своей первой после мятежи пресс-конференции в онлайн-режиме (сам Эрдоган, как известно, находился на отдыхе и не был в Анкаре) турецкий президент заявил, что подавленную оставшимися верными ему войсковыми частями и силами полиции попытку государственного переворота осуществили последователи бывшего имама и проповедника Фетхуллаха Гюллена, который с 1999 года живет в США.

Тем самым он конкретно и прямо указал на главного инициатора мятежа и его покровителей. По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, попытку мятежа предприняла "незначительная часть турецких военных", действовавшая в геополитических интересах Соединенных Штатов Америки. Впоследствии появилось заявление турецкого премьер-министра о том, что во главе путчистов стоял командующий ВВС Турции генерал Оздемир, получивший военное образование и неоднократно проходивший военную переподготовку в США. Это заявление - главный политический итог попытки государственного переворота в Анкаре и Стамбуле.

Турки, как показали события последних дней, - люди решительные, у которых не расходятся слова с делами. Косвенно бросив тень на США, официальная Анкара, подобно исконной философии действий восточных правителей, не стала обвинять политический истеблишмент этой страны в организации неудавшейся попытки государственного переворота, но сделал так, что весь мир понял это. Не успели отзвучать в эфире слова президента Эрдогана об ответственности последователей Фетхуллаха Гюлена за попытку вооруженного мятежа, как верные законно избранной турецкой власти войска блокировали базу ВВС НАТО "Инджирлик" близ Измира и обесточили ее. В ответ на такие решительные действия госсекретарь США Джон Керри был вынужден заявлять о непричастности США в попытке государственного переворота в Турции, тем самым дав Анкаре дипломатические и политические рычаги давления на Вашингтон. Стоит Эрдогану потребовать дополнительных доказательств, США не останется ничего другого как депортировать в Турцию Фетхуллаха Гюлена и тем самым поставить жирный крест на своем проекте "нурчулар". Власти в Вашингтоне в канун президентских выборов вполне могут пойти на столь кардинальный и решительный шаг, если будут приперты к стенке официальной Анкарой.

Реджеп Тайип Эрдонаг со всей определенностью и очевидностью назвал имя своего главного врага и его покровителей - Гюлен и США, что может стать первым шагом на пути кардинального изменения ситуации в Передней Азии. Пока невозможно говорить о том, к именно какому изменению внешнеполитического курса Турецкой Республики все это приведет. Все это, по моему представлению, будет зависеть непосредственно от результатов следствия и суда над мятежниками. Президент Турции - не тот человек, который делает опрометчивые шаги, меняя свое мнение по ходу развития событий. До тех пор, пока не будет окончательной ясности в вопросе организаторов и заказчиков вооруженного мятежа, официальная позиция Анкары на этот счет вряд ли изменится. Все это время регион Передней Азии и Большого Ближнего Востока будет находиться в напряжении ожидания реакции Турецкой Республики. События последних месяцев не раз давали основание убедиться в том, что спецслужбы, следствие и суд в Турции действуют быстро, четко и эффективно, а поэтому период ожидания первых результатов предварительного расследования мятежа будет недолгим, даже несмотря на то, что турецкий президент сменил почти весь судейский корпус страны. Но уже и без этого понятно, что мятежники наносили удар лично по Реджепу Тайипу Эрдогану, а этого турецкий лидер не простит никому, в том числе даже и США.

Лично у меня не вызывает сомнения тот факт, что попытка вооруженного мятежа стала ответом Запада на реально начавшееся потепление российско-турецких отношений и сближение двух стран. Поэтому в свете последних событий меняется  осознание содержания трагического сюжета со сбитым в районе сирийско-турецкой границы российским бомбардировщиком СУ-24, из-за которого отношения двух стран резко ухудшились в недавнем прошлом. Теперь можно с большой степенью вероятности говорить, что тот трагический инцидент был скоординированной из США операцией с участием "кротов" в российском и турецком военном ведомстве или спецслужбах, чтобы посеять вражду между Россией и Турцией. Мэр Анкары вполне определенно сказал об этом, заявив в своем последнем интервью, что турецкие власти полтора года тщательно скрывали эту неприятную для себя и России правду. В тот момент времени этот план сработал, но через полтора года в головы лидеров двух стран пришло отрезвление, они вновь протянули друг другу руку дружбы, что было явно не в интересах англо-саксонского мира, который был вынужден пойти на крайние меры - на организацию государственного переворота в Турции. Год назад президент Эрдоган, будучи истинным турком,  взял проамерикански настроенных военных из числа командования ВВС под свою личную защиту или покровительство, но они восприняли этот жест как слабость власти и начали готовить вооруженный мятеж... К счастью, это преступление террористической направленности не достигло своего результата, после чего Россия и Турция вновь окажутся в братских объятиях. Год назад власти Турции не могли себе позволить признать, что в высших эшелонах военного командования у них есть оппоненты или даже противники, но теперь они сделали это открыто, публично назвав их и нейтрализовав.

Первым мировым лидером, кому позвонил по телефону Эрдоган, стал российский президент Владимир Путин, и этот жест, будучи знаковым, говорит о многом. Кстати, один из первых назвал произошедшие события в Турции попыткой государственного переворота и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Похоже, что теперь именно Россия, а не Америка или Европа будет главным ориентиром для Турции. Лично я этому буду только рад. Уже давно, еще с 2013 года, я проповедую идею создания "треугольника безопасности" Москва - Анкара - Баку в Черноморско-Кавказском регионе, делаю это устно и письменно во время научных конференций и в научных и публицистических публикациях. Теперь необходимость создания такого военно-политического блока стала еще более очевидной для всех его потенциальных участников, и в первую очередь - для Турции. Мой тезис, ранее многим казавшийся безрассудным и не возможным по своей сути - "такого не может быть, потому что не может быть никогда", - становится все более жизненным, и я думаю, что после неудачного государственного переворота в Турции мы стоим на пороге новой исторической эры, по крайней мере, для Черноморско-Кавказско-Каспийского региона.

Все сказанное выше - более или менее очевидно. Но есть еще один - не столь очевидный - вопрос, на который у меня сегодня нет ответа: останутся ли после всего случившегося Турецкая Республика и ее власти верными заветам Гази Мустафы Кемаля Ататюрка?

Олег Кузнецов, российский историк и политический аналитик, специально для Vesti.Az

# 21478
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#