Торг за Карабах будет идти между Баку и Москвой, Армения уже формальность

Торг за Карабах будет идти между Баку и Москвой, Армения уже формальность
21 июня 2016
# 20:00

Как таковых итогов трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге нет, если рассматривать их с точки зрения дипломатического протокола.

По состоянию на утро следующего дня Рунет – российский сегмент Интернета хранит гробовое молчание, министерства иностранных лет России, Азербайджана и Армении отделались общими словами, нет никакой утечки никакой инсайдовской информации, нет ничего.

Оттого масс-медиа молчат в ожидании официальных заявлений, которые не пойдут далее общим фраз. Из этого напрашиваются два взаимоисключающих друг друга вывода: или нет никаких итогов вообще, или итоги настолько масштабны, что их страшно озвучивать.

Но лично я склоняюсь к первому варианту: итогов нет, как это и предполагалось. Но есть определенные политико-психологические итоги, на которых мне хотелось бы остановиться. Саму эту встречу Азербайджан может записать себе в актив.

Во-первых, Москва и Ереван молча «проглотили» факт крупномасштабных военных маневров азербайджанской армии вблизи линии фронта, которые в любой момент могли и могут перерасти в наступление. Даже если претензии к Баку и возникали, то они остались за стенами зала для переговоров.

Баку наглядно продемонстрировал свою готовность решить конфликт военным путем, выступал на переговорах с позиции силы. Если в Вене Азербайджану диктовали условия, то в Санкт-Петербурге он сам диктовал их.

Ни Ереван, ни Москва явно не были готовы к такому демаршу официального Баку, волю которого в отстаивании своих требований сломить не удалось. Баку решился открыто бросить вызов своему могущественному северному соседу, открыто заявив, что более не намерен играть роль «мальчика для битья», и готов отвечать угрозой на угрозу, ударом на удар.

По сути, Баку создал новую военно-политическую реальность, наглядно продемонстрировав, что далее не будет воспринимать намеки и угрозы со стороны Москвы. С ним операции «по принуждению к миру», как это случилось в Южной Осетии в 2008-м, явно не пройдет, что стало неожиданной новостью для других участников встречи в Санкт-Петербурге.

Во-вторых, Кремль как модератор переговоров явно понял, что бесконечно продолжать явно троцкистскую ситуацию «ни мира, ни войны» у него далее не получится. Отсутствие результатов переговоров в Санкт-Петербурге еще раз со всей наглядностью показало патовость ситуации для России, которая все больше и больше воспринимается народом Азербайджана не как союзник агрессора, а как агрессор.

Использовать дипломатию как искусство бесконечно замалчивать проблему до тех пор, пока она не разрешится сама, уже невозможно. Кремль окончательно утратил инициативу в нагорно-карабахском урегулировании, не предложив ничего нового, что равносильно поражению.

Есть такой закон дипломатии: если ты не создаешь выгодную для себя ситуацию, такую ситуацию для себя создает кто-то другой. Другим в этом случае оказался официальный Баку. Москве не удалось уговорить Баку отказаться от своей позиции, и теперь она не может играть в мезальянс одновременно с двумя партнерами. Надежды на «замораживание» конфликта провалились из-за непреклонной воли политического руководства Азербайджана. Полная безрезультативность переговоров в Санкт-Петербурге – это еще один провал политики Сергея Лаврова в Передней Азии, когда в регионе опора делается на маргинальные народы - палестинцев, армян и курдов, не имеющих опыта государственности.

В-третьих, переговоры в Санкт-Петербурге показали скорую неизбежность смены центра тяжести в их контексте. Ереван окончательно стал формальным участником процесса, а основной торг за Карабах теперь будет вестись между Баку и Москвой. Поэтому говорить об Армении как участнице переговоров вообще нет смысла, поскольку присутствие ее президента на переговорах было формальностью. От него требовалось только соглашаться с достигнутыми договоренностями между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Серж Саргсян окончательно стал игрушкой в руках внешних обстоятельств, а признавать это ни одна сторона вслух не решается, оттого все хранят молчание.

У процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта нет никаких реальных перспектив, это становится все более и более очевидным от встречи к встрече президентов Азербайджана и Армении, проводимых при посредничестве тех или иных политических сил и лидеров. Речь может идти только об освобождении армянами оккупированных земель в той или иной форме – или по собственной инициативе, или под силовым давлением, или в результате войны.

Политическое руководство Азербайджана проведением широкомасштабных военных маневров накануне и во время встречи президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге явно дало понять, что готово к любому из трех указанных выше сценариев. Более того, война в ситуации сегодняшнего дня для Баку выглядит предпочтительнее, так как будет способствовать консолидации народа в условиях ухудшения общего экономического фона страны. Этот факт - ни для кого не секрет.

Но президент Ильхам Алиев сознательно идет на диалог, поскольку понимает, что война - не самое лучшее средство для восстановления стабильности в регионе, хотя и самое эффективное. Дело в этом случае не в человеколюбии, хотя и его нельзя сбрасывать со счетов, а в прагматизме: реинтеграция освобожденных земель потребует больших денег и в нынешних условиях не станет стимулом к развитию страны. Но это будет продолжаться не вечно, международная экономическая конъюнктура рано или поздно изменится, а с ней для региона наступит и новая военно-стратегическая реальность.

У армянского руководства нет никакой иной альтернативы, кроме как держаться руками и зубами за существующую ситуацию, любое изменение которой будет фатально для него, но не для Армении. Нынешний политический режим в этой стране - это власть военно-политического клана полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха, взявших в результате государственного переворота 1998 года под свой контроль все ресурсы этой страны.

По сути, оккупационный режим Нагорного Карабаха взял под свое управление и Армению, совершив это привычным ему противоправным способом. Вывод: удержание власти любой ценой – единственный путь физического и политического выживания для представителей этого режима, а поэтому они не остановятся ни перед какими маневрами и преступлениями для достижения этой цели.

Сейчас в Армении происходит конституционная реформа, согласно которой в стране поменяется форма правления – с президентской республики на парламентскую. Но это никак не означает того, что из власти уйдут люди, составляющие военно-политическую элиту этой страны.

Армению ждет смена вывески без изменения сути: как власть осуществляли «еркрапа» - участники незаконных вооруженных формирований в Нагорном Карабахе, ныне трансформированных в так называемую «Армию обороны Карабаха», так они ее и будут осуществлять, для простого народа принципиально ничего не изменится.

Единственный способ изменения ситуации как в самой Армении, так и в регионе Южного Кавказа в целом – это уничтожение политической власти «карабахского» клана Кочаряна-Саргсяна и смена политического режима в этой стране, а сделать это без военного поражения Армении в борьбе за Карабах, на мой взгляд, невозможно. До тех пор пока армянские оккупанты не будут изгнаны из Карабаха власть в Армении не изменится, поэтому война Азербайджана за освобождение своих исконных земель, реальность которой все более увеличивается по мере того, как очередные встречи по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта не приносят реально осязаемых и ощутимых результатов, будет еще и войной за освобождение армян от режима военных преступников, узурпировавшего власть в Армении 18 лет назад.

Олег Кузнецов – российский политический аналитик, специально для Vesti.Az

# 46009
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#