Напрасно армяне поверили американскому дипломату: шутка в Карабахе не получилась

Напрасно армяне поверили американскому дипломату: шутка в Карабахе не получилась
28 апреля 2016
# 20:00

Удивительное все-таки интервью дал президент Армении Серж Саргсян агентству Bloomberg, ввергнувшее армянское общество в состояние истерики. Армянская интеллигенция посчитала его скандальным, оппоненты – предательским, а толпа вылилась на улицы с гневным требованием отставки верховного главнокомандующего.

Действительно, с какой целью армянский президент заявил, что в 2011 году в Казани он согласился на передачу 5 районов Азербайджану и ввод на эти территории миротворцев, очевидно российских? Однако, прежде чем, ответить на этот вопрос, сразу оговоримся – армяне никогда даже в уме не держали такой вариант, как ликвидация пресловутого «пояса безопасности», растянутого на оккупированной территории, географически не входящий в Нагорный Карабах.

Ереван всегда имел свой алгоритм «карабахского урегулирования» - сначала определение статуса Карабаха по армянским лекалам, а потом уже «освобождение оккупированных районов». Даже если бы Азербайджан согласился на подобный вариант, что в принципе невозможно, никакой «деоккупации» азербайджанской территории мы бы все равно не увидели. И причиной тому своеобразная военная эйфория, в которой армянское общество и его элиты пребывали последние 20 лет.

Я помню как лет 10 назад все армянские и проармянские издания по всему миру – в самой Армении, в США, России, Франции и пр. – цитировали эксперта Внешнеполитического совета США, бывшего дипломата Уэйн Мерри. «Нагорный Карабах являет собой неприступную крепость, еще более укрепленную армянскими военными подразделениями. Даже американская армия столкнется с трудностями при атаке этой крепости», - заявил он, выступая в Вашингтонском университете Джона Хопкинса.

Напрасно армяне поверили американскому эксперту, но теперь уже дело не в этом. Сейчас Саргсяну и его команде приходиться срочно лепить новую концепцию существования самопровозглашенной «НКР».

Поэтому своим интервью агентству Bloomberg он собрался продемонстрировать: а) изначальное «миролюбие» армян; в) полное недоверие России, которая  сейчас и думать не  должна о размещении своих миротворцев в зоне конфликта; с) и, наконец, своим выступлением Саргсян решился спровоцировать взрыв милитаристских настроений в самой Армении с тем, чтобы потом показывать внешним игрокам с каким трудом ему удается удержать своих военных и народ от возобновления боевых действий. А за это он, президент Саргсян, требует преференций, по крайней мере, в виде «гарантий безопасности», о которых он и сказал американским журналистам.

Под «гарантиями безопасности» Саргсян понимает различные датчики, тепловизоры, индикаторы слежения, фактически средства артиллерийской разведки, которые должны засекать нарушения режима прекращения огня. Об их установке Давид Тоноян, заместитель министра обороны Армении, уже договорился и в Пентагоне, и в Госдепе. Именно поэтому для декларации своих идей армянский президент выбрал именно американское агентство, что, кстати, тоже рассматривается Ереваном как очередной «фитиль» Москве.

Если размещения всяческих датчиков и мониторов в зоне конфликта  требуют армяне, то, значит, установят их на оккупированных территориях Нагорного Карабаха и прилегающих районов т.н. «пояса безопасности». Тем самым, сепаратистский режим получает какие-то признаки легитимности, на которые он не имеет никакого права, а армянская армия – время на осмысление понесенного ею тяжкого поражения с последующими из него выводами. Поэтому Саргсян и идет ва-банк с риском для своего политического будущего, признавая даже утерю части контролируемых оккупационными войсками территорий Нагорного Карабаха.

Очевидно, что Баку при всей своей готовности к результативным переговорам должен категорически выступать против любых «гарантий безопасности» Еревану. Надо убеждать и мировую общественность, и посредников в том, что Армения прибегает к самому банальному шантажу. Поверьте, к позиции Азербайджана будут относиться крайне внимательно, потому что после «Четырехдневной войны» теперь Баку, а не Ереван, обладает «аргументом силы».

Уже упомянутый Уэйн Мерри в своей лекции в университете Джона Хопкинса сообщил присутствующим, что военная победа Азербайджана совершенно исключается. Он даже сострил: «Не секрет, что у армян есть армия, а у Азербайджана - только вооруженные силы». Шутка не получилась. Азербайджанские вооруженные силы оказались неизмеримо более мощными, мобильными, управляемыми, чем армянская армия, теперь еще и смертельно напуганная.  

Алексей Синицын – главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу, специально для Vesti.Az

    


# 28317
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#