Если манат будет таким, то азербайджанской продукции будет сложно пробиться на внешние рынки

Если манат будет таким, то азербайджанской продукции будет сложно пробиться на внешние рынки
11 февраля 2016
# 17:00

В очередной раз после резкой девальвации национальной валюты происходит своеобразный отскок, и наблюдается картина укрепления маната к доллару. Практически все новостные порталы начинают свой рабочий день с сообщения о курсе. Да что там, начинают. Просто сделали эту «игру» отдельной рубрикой. Конечно, укрепление маната к мировой денежной единице вызывает исключительно положительные эмоции, но дрожащие под неведомым страхом о том, что будет дальше. И никакими объяснениями ответственных чиновников людей окончательно не успокоишь. Но как бы то ни было, даже не значительное понижение курса доллара относительно маната неизбежно влечет к некоторому снижению цен на потребительском рынке. К примеру, подешевели яйца, а это одно из главных мерил потребительской способности населения, и совсем даже не шутка.

Но, увы, не все так просто, как это кажется, на первый взгляд. В адрес экспертов, предсказывающих дальнейшую девальвацию национальной валюты, звучат гневные отповеди чиновников о создании первыми ажиотажного спроса на доллар. Но ведь эксперты свои выкладки берут не потолка, а строят на основе стремительно тающих валютных резервов, и практически отсутствия экспортной продукции, кроме нефти и нефтепродуктов, которые могли пополнить казну.

Так что же изменилось на мировых рынках и в экономике страны, что в феврале текущего года Центральный банк Азербайджана, ответственный за проведение денежно-кредитной политики, стал стремительно укреплять национальную валюту? Даже в момент, когда доллар достиг рекордной стоимости 25 января 2016 года (1,6054 маната за доллар), не только население, но и те самые независимые эксперты были спокойны относительно курса национальной валюты. Ведь речь шла о том, что правление ЦБА 21 декабря 2015 года принято решение о переходе на плавающий курс маната. А еще ранее,16 февраля 2015 года, когда произошел отказ от фактической привязки национальной валюты к доллару, это вело к усилению конкурентоспособности азербайджанской продукции. И что мы имеем. В рамках двух этапов девальвации национальная валюта подешевела к доллару, почти в два раза.

Да и где покупать доллары населению, если после закрытия обменных пунктов и заметным сокращением даже манатной массы. Достаточно сказать, что по данным ЦБА на 29 января 2015 года объем денежной массы в стране составлял 5,787 млрд. манатов. То есть, 3,7 млрд. долларов из расчета курса 1,55 манатов за доллар. В то же время на 31 декабря 2014 года данный показатель составлял 11,541 млрд. манатов (14,7 млрд. долларов из расчета курса 0,7844 манатов за доллар). Не утруждайте себя подсчетами. Все предельно просто. В пересчете на доллары денежная масса в Азербайджане, в течение года сократилась почти в четыре раза.

Понятно, что ЦБА так долго держать ее на низком уровне не может, так для развития национальной экономики необходимы финансовые потоки в реальный сектор. Но увеличение в очередной раз манатной массы, может вновь вызвать соблазн спекуляции, если выделенные средства не будут направлены непосредственно под конкретные проекты. Поэтому возникает самый главный вопрос? А какую же игру затеял Центробанк, и какой очередной камень припрятал за пазухой? С чего это ЦБА взялся за укрепление маната к доллару? Вроде бы рядовые налогоплательщики, люди, в конце концов, как-то, пусть и превеликим трудом, но все же начали адаптироваться к новым ценам на потребительском рынке. И может, настало время для реальных и, кстати, обещанных шагов по налаживанию отечественного производства.

И ради справедливости, надо заметить, что руководство страны предпринято ряд мер, которые должны способствовать появлению экспортной продукции, и снижению зависимость от импорта. В частности, речь идет о встречах в Министерстве экономики с производителями хлопка и табака, в ходе которых фермерам был обещан рост закупочных цен на выращиваемые технические культуры. А, кроме того, фермерам были обещаны льготные кредиты на увеличение площадей для возделывания технических культур. Наличие сырьевой базы, конечно в дальнейшем позволит восстановить пришедшие упадок предприятия текстильной промышленности, а также деятельность собственных табачных фабрик. Но все предпринимаемые шаги по восстановлению местной продукции, могут быть перечеркнуты, «интеллектуальной игрой» банкиров и финансистов всех мастей. Не трудно догадаться, что укрепление национальной валюты, может снова снизить конкурентоспособность азербайджанской продукции.

Мы уже не говорим о давлении на национальную валюту, связанном с ценами на нефть. Очень даже не исключено, что она может опуститься до 20 долларов за баррель. Стоит напомнить, что в октябре 2015 года Международный валютный фонд в отчете «Перспективы развития региональной политики» определил безубыточную цену на нефть для бюджета Азербайджана на 2016 год в 60 долларов за «бочку». Так что надо помнить, что пока не нефтяной сектор не заработал, нельзя допустить укрепления маната к российскому рублю и казахстанскому тенге. В противном случае, азербайджанской продукции будет сложно пробиться на рынки стран СНГ. А без ее экспорта о крепком манате в ближайшие годы надо будет забыть.

А.Кямаллы

# 5698
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#