Страны МГ ОБСЕ, скорее всего, будут препятствовать принятию на зимней сессии ПАСЕ резолюции по карабахскому конфликту

Страны МГ ОБСЕ, скорее всего, будут препятствовать принятию на зимней сессии ПАСЕ резолюции по карабахскому конфликту
25 ноября 2015
# 11:34

Побывавшие в конце октября в регионе карабахского конфликта сопредседатели МГ ОБСЕ предприняли очередную попытку организовать встречу президентов Азербайджана и Армении. По итогам переговоров в Ереване и Баку посредники заявили, что президенты Алиев и Саркисян выразили готовность провести встречу до конца текущего года и обсудить основные элементы урегулирования конфликта. Такой результат вроде можно оценить как позитив, учитывая то, что весь 2015 год посредники занимались именно тем, чтобы организовать встречу глав конфликтующих сторон.

Президенты Алиев и Саркисян, согласно договоренностям на их последней встрече 27 октября 2014 года в Париже, намерены были встретиться в сентябре в рамках участия на заседании Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. К этому моменту посредники собирались согласовать с конфликтующими сторонами элементы карабахского урегулирования, проводя так называемые "структурные обсуждения". Эти обсуждения должны были охватить блок вопросов, связанных, например, с освобождением оккупированных территорий, возвращением беженцев и др, на что, как сообщал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров еще накануне встречи президентов Алиева и Саркисяна в Париже, "официальный Баку дал согласие". При этом он подчеркнул, что "ждем ответа Еревана, как только они ответят, можем начать переговоры на уровне экспертов".

Однако, посредникам организовать встречу президентов к договоренному сроку так и не удалось. За этот период ситуация в зоне конфликта резко обострилась из-за интенсивного нарушения условий перемирия с применением тяжелого вооружения. Поэтому, визиты посредников в регион больше имели цели удержать конфликтующие стороны от возобновления войны, нежели обсуждения ими детали урегулирования. На встрече в сентябре с главами МИД Азербайджана и Армении в Нью-Йорке сопредседатели МГ ОБСЕ вновь предложили сторонам принять предложения по созданию механизмов для предупреждения нарушения условий перемирия, что застраховал бы регион от новой войны.

Возобновление войны в зоне карабахского конфликта окончательно похоронил бы формат МГ ОБСЕ, в рамках которого США, ЕС, в лице Франции, и Россия, хорошо или плохо, но все же взаимодействуют, и тем самым избегают обострения отношений еще и в южно-кавказском направлении. Поэтому, не удивительно, что, говоря об урегулировании карабахского конфликта 18 ноября в Ереване, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк подчеркнула, что "основные усилия США нацелены на поддержку сопредседателей МГ ОБСЕ для снижения напряженности в зоне карабахского конфликта и поддержания переговоров между сторонами". Эта позиция США полностью совпадет с позицией России, основные усилия которой в карабахском урегулировании, согласно российскому МИДу, также направлены "на долгосрочное снижение напряженности в зоне противостояния" и "на закрепление руководства Азербайджана и Армении на устойчивых позициях в пользу поиска взаимоприемлемого компромисса, способного привести к мирному разрешению многолетнего конфликта".

Предложения посредников по созданию механизмов контроля за соблюдением условий перемирия, хотя и может снизить напряженность в зоне карабахского конфликта, однако не способны обеспечить прогресс на переговорах. Подобные механизмы, как справедливо полагает Азербайджан, будут способствовать к еще большей консервации конфликта, в условиях которого комфортно будут чувствовать себя страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, особенно Россия, и Армения. Поэтому, Баку и заявляет, что готов согласиться с теми механизмами недопущения новой войны в карабахском конфликте, если они подразумевают освобождение оккупированных азербайджанских территорий, устраняя, тем самым, военные последствия армяно-азербайджанского конфликта.

Хотя посредникам и удается сдерживать конфликтующие стороны от возобновления войны, однако им в 2015 году не удалось продвинуться в вопросе согласования элементов урегулирования карабахского конфликта. После встречи президентов в Париже, надо полагать, "структурные обсуждения" так таковые и не состоялись, а само это понятие вообще исчезла из лексикона сопредседателей МГ ОБСЕ. Это, скорее, произошло из-за позиции Армении, нежелающей обсуждать вопрос освобождения оккупированных азербайджанских территорий в отрыве от будущего статуса Нагорного Карабаха. Обострение ситуации в зоне конфликта, очевидно, и является следствием этого.

Обращает на себя внимания то, что сопредседатели МГ в итоговом заявлении по визиту в регион в конце октября достаточно осторожно отметили готовность президентов Азербайджана и Армении встретится, не указав при этом конкретные сроки. Хотя очевидно, что посредникам очень важно, чтобы эта встреча состоялась накануне саммита глав МИД стран ОБСЕ в начале декабря. Встреча президентов Азербайджана и Армении, с учетом сохранения диаметрально противоположных подходов к урегулированию конфликта, обещает быть безрезультативной, однако она в какой-то степени позволит сопредседателям МГ спасти свое лицо и показать, что этот формат все еще действует. Это позволит еще на время несколько убавит участившуюся критику относительно неспособности формата МГ ОБСЕ содействовать урегулированию карабахского конфликта и задушить в зародыше инициативы по поводу поиска нового формата посредничества. В какой-то степени сопредседатели МГ правы, когда утверждают, что разрушение сложившегося формата посредничества, в рамках которого США, ЕС и Россия выработали определенные правила игры, может привести к непредсказуемым последствиям в зоне карабахского конфликта. Однако, вряд ли оправдано их реакция на попытки международных структур, в том числе и европейских, дать правовую оценку конфликту и заявлять о своих видениях как урегулировать конфликт.

Между тем, проект резолюции, которую в начале ноября приняла комитет ПАСЕ и которую планируется принять на зимней сессии этой структуры в январе, дает основание полагать о постепенном усилении на Западе мнения о том, что прогресс в урегулировании карабахского конфликта может быть обеспечен освобождением оккупированных территорий Азербайджана. В определенной степени это можно считать результатом усилий Баку, утверждающего, что освобождение оккупированных азербайджанских территорий снимет с повестки карабахского конфликта военные аспекты и позволит сосредоточиться на решении политических вопросов, в частности, связанных с установлением взаимного доверия, будущим статусом Нагорного Карабаха и т.д. Эту позицию Баку на Западе стали принимать во внимание после действий России на Украине, когда стало очевидным, что конфликты на постсоветском пространстве возникали непосредственно с участием Москвы и все еще остаются неурегулированными, поскольку такая ситуация позволяет России обеспечивать свои интересы на этом пространстве.

Резкая реакция России на проект резолюции ПАСЕ, очевидно, обусловлено не тем, что такой документ, как утверждает глава российского МИД Сергей Лавров, может навредить переговорному процессу в рамках МГ ОБСЕ. По этой логике получается, что в рамках формата МГ ОБСЕ Армения готова идти на какие-то уступки, но может вовсе отказаться от этого, так как документы ПАСЕ, или Европарламента называют ее оккупантом. Понятно, что резолюция по карабахскому конфликту, если она будет принята на зимней сессии, будет очередным наступлением ПАСЕ на позиции России после известной резолюции по Украине. Москва своим нежеланием принятия ПАСЕ документа по карабахскому конфликту выгораживает и Армению, которая на Западе воспринимается как форпостом России, в чем не остались сомнения после отказа Еревана от ассоциативных отношений с ЕС в пользу российского Евразийского экономического союза под давлением Кремля.

Солидарность Москвы и Еревана по проекту ПАСЕ, указывающая на нерушимость российско-армянского союза, позволяет говорить о безосновательности предположений о том, что Россия для вовлечения в свою орбиту и Азербайджана готова способствовать освобождению части оккупированных азербайджанских территорий. Подобные разговоры, инициированные прокремлевскими экспертами и СМИ, имеют цели все больше заманить Азербайджан в сторону России, и не более. Москва в принципе взамен на еще большую лояльность может обещать Баку освобождение части территорий, но не может обещать возврата Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. Но во всех этих гипотетических рассуждениях прокремлевских экспертов также выделяется один момент и он заключается в том, что все они связывают прогресс в карабахском урегулировании с освобождением оккупированных территорий Азербайджана. Вопрос освобождения оккупированных территорий Азербайджана также является одним из шести так называемых мадридских принципов.

Так, что проект резолюции ПАСЕ, а до этого резолюция Европарламента это не декларативные заявления, а отражающие геополитические тенденции документы. И эти документы усиливают позицию Баку, требующего от сопредседателей МГ ОБСЕ политического содействия для устранения факта оккупации территорий Азербайджана. Чем больше таких документов появляются, тем больше посредники чувствуют себя дискомфортно, поскольку накопляется правовая основа, позволяющей Азербайджану воспользоваться своим правом для восстановления территориальной целостности. Поэтому страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, скорее, будут стараться препятствовать принятию на зимней сессии ПАСЕ резолюции по карабахскому конфликту. Это, очевидно, будет еще один сигнал Баку о том, что в пучине геополитических разногласий Запад и Россия не хотят еще дальше скатываться к конфронтационным отношениям из-за возможного обострения карабахского конфликта. Так, что нам следует готовиться к тому, что и предстоящий 2016 год также не станет годом продвижений в политическом урегулировании карабахского конфликта.

Тунал Азери

# 4828
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#